Лекции по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета

Файлы: 1 файл

бух. учет ответы.doc

— 660.00 Кб (Скачать)
 

 

   

   2. Учет поступления  и выбытия ОС

 

   Бух. учет поступления объектов ОС

   Порядок оценки и методики отражения в  бух. учете поступления ОС зависят от источников и условий их приобретения. ОС поступают в организацию в результате:

  • произведенных капитальных вложений (строительство объектов ОС, самостоятельное изготовление оборудования, приобретение);
  • поступления по договору дарения;
  • получения в качестве вклада в уставный фонд;
  • получения по договору доверительного управления;
  • принятия на баланс неучтенных объектов;
  • иных случаев получения.

   Приемку объектов ОС на баланс осущ. комиссия, назначенная приказом или распоряжением руководителя орг-ции. Обычно для этих целей создают постоянно действующую комиссию. В ее состав вкл.: специалиста по строительству, представителя технического отдела, бухгалтера и руководителя подразделения, которому передается в эксплуатацию объект ОС.

   На  принятые в эксплуатацию объекты  комиссия оформляет акт о приеме-передаче объекта ОС (ф. № ОС-1) или акт о приеме-передаче групп объектов ОС (ф. № ОС-la). Акт о приеме-передаче групп объектов ОС составляется в тех случаях, когда принимаются в эксплуатацию однородные объекты ОС, имеющие одинаковую стоимость и нормативные сроки службы.

   Акт о  приеме-передаче объекта (группы объектов) ОС составляют в одном экземпляре на каждый объект или группу однородных объектов. Допускается составление акта о приеме-передаче групп объектов ОС, но производственному и хоз. инвентарю, инструментам, оборудованию, если они однотипны, имеют одинаковую ст-ть и принимаются одновременно.

   Приемку объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3). Он явл. основанием для изменения первоначальной стоимости объекта и его хар-ки в инвентарных карточках учета ОС.

   Учет выбытия основных средств

   Объекты ОС выбывают в случаях: их физ. износа; частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, а также при проведении их реконструкции; продажи; безвозмездной передачи; обмена; внесения в качестве вклада в уставный фонд других орг-ций; выявления недостачи; передачи в аренду (лизинг); в других случаях, установленных законодательством.

   Порядок документального оформления зависит  от причин выбытия ОС. При перемещении объектов ОС между подразделениями орг-ции оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов ОС (ф. № ОС-2). В случае перевозки передаваемых внутри орг-ции объектов ОС автотранспортом также выписывается товарно-транспортная накладная.

   Выбытие ОС вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг ), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС. Наряду с актом о приеме-передаче объекта ОС оформляется товарно-транспортная накладная.

   Ликвидацией считается выбытие объектов ОС по причине их физ. и морального износа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с проведением работ по расширению, реконструкции, техническому перевооружению пр-ва и по другим причинам.

   Списание  ликвидированных объектов ОС осущ. в соответствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты комиссия составляет «акт о списании объекта ОС»  или «акт о списании автотранспортных средств» в двух экземплярах. При списании машин, оборудования, транспортных средств, пришедших в негодность вследствие аварий, к акту о ликвидации объекта ОС прилагают копию акта об аварии, в котором указываются ее причина и виновники аварии.

   Разборка  и демонтаж оборудования, зданий, сооружений, хоз. инвентаря и других объектов ОС допускается после утверждения актов об их ликвидации. Автомобили, прицепы и полуприцепы исключают из списка ОС после утверждения акта о ликвидации и получения справки ГАИ о снятии их с гос. регистрации.

   Затраты по ликвидации, а также стоимость  материальных ценностей, полученных в процессе сноса и разборки объекта, отражаются в акте о списании объекта ОС. В акте также приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксплуатации. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов ОС, а также другие материальные ценности, получаемые в процессе ликвидации, приходуются по ценам возможного использования с отражением в бух. учете по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы».

   Для учета  выбытия ОС и определения их остаточной стоимости к счету 01 «ОС» открывают субсчет 3 «Выбытие ОС». По дебету данного счета и субсчета с кредита счета 01 «ОС» списывается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта. Сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту списывается по дебету счета 02 «Амортизация ОС » и кредиту счета 01 «ОС», субсчета 3 «Выбытие ОС».

   Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается с кредита счета 01 «ОС», субсчета 3 «Выбытие ОС» в дебет соответствующих счетов, в зависимости от причин его выбытия:

  1. «Операционные доходы и расходы» - выбытие вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вкладав уставный фонд, списание пришедших в негодность объектов из-за физ. и морального износа;
  2. «Недостачи и потери от порчи ценностей» - выбытие в случае выявления недостачи при инвентаризации либо иным путем;
  3. Внереализационные доходы и расходы» - выбытие при безвозмездной передаче (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника по его решению), ликвидации при авариях, в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций;
  4. Добавочный фонд» - выбытие при безвозмездной передаче организациям в пределах одного собственника;

   79 «Внутрихозяйственные  расчеты» - при передаче обособленным  структурным подразделениям организации.

   Расходы, связанные с выбытием объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд, списываются в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы». Расходы, связанные с безвозмездной передачей, ликвидацией при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, списываются в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

   Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств приведена в табл. 2.11.

   

   Корреспонденция счетов бухгалтерского учета выбытия  основных средств

        Корреспонденция
   Содержание  операций    счетов
        дебет    кредит
   Списаны выбывшие объекты основных средств:          
   первоначальная  стоимость    01-3    01
   начисленная по ним амортизация    02    01-3
   Списана остаточная стоимость выбывших объектов основных средств:          
   при продаже, обмене, вкладе в уставный фонд    91    01-3
   по  выявленной недостаче    94    01-3
   при безвозмездной передаче (за исключением    92    01-3
   передачи  в пределах одного собственника)          
   при безвозмездной передаче в пределах одного собственника    83    01-3
   при передаче обособленным структурным  подразделениями    79-1    01-3
   
   Начислены расходы, связанные с выбытием основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в уставный фонд    91    70,69
   Отражена  выручка от продажи основных средств (включая налог на добавленную  стоимость), учитываемая:

   по  факту их отпуска

   по  факту оплаты расчетных документов

 
 
   62

   51

 
 
   91

   91

   Начислен  налог на добавленную стоимость  с выручки от продажи объекта основных средств    91    68
   Оприходованы  материалы от разборки объекта    10    91
   Отражается  вклад организации в уставный фонд в согласованной оценке основных средств    58    91
   Учтены  расходы по объектам безвозмездно переданным, а также ликвидированным в результате аварий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций    92    70,69,76
   Начислен  налог на добавленную стоимость  по объектам, переданным безвозмездно другим организациям    92    68
   Списан  ущерб от гибели незастрахованных объектов на виновных лиц:

   по  остаточной стоимости

   налог на добавленную стоимость в части  возмещаемого ущерба

   на  убытки организации (при отсутствии виновных лиц)

 
   73

   73

   92

 
   94

   68

   94

 

    3. Учет амортизации  ОС

   Затраты на приобретение (создание) объектов ОС подлежат возмещению в денежной форме. Возмещаются они за счет полученных орг-цией доходов от видов дея-ти посредством начисления по ним амортизации. Амортизация начисл. орг-цией, у которой объекты ОС и нематериальных активов находятся на правах собственности и включены в установленном порядке в бух. баланс.

   Процесс переноса ст-ти объектов ОС, исполь-ых п ПД, на ст-ть вырабатываемых с их испо-нием продукции, работ или услуг  одним из установленных способов наз. амортизацией.

   Амортиз. отчисления по таким объектам вкл. в издержки пр-ва (обращения) в течение срока полезного их использования.

   Объектами начисления амортизации явл. ОС организации, как используемые, так и неиспользуемые в ПД. К амортизируемым ОС отн.:

  • здания, сооружения; передаточные устройства; рабочие и силовые машины, механизмы, оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника и оргтехника; инструмент; производственный и хоз. инвентарь; рабочий скот; многолетние насаждения и прочее имущество в составе ОС;
  • капитальные вложения в улучшение земель; капитальные вложения в арендованное имущество, если в соответствии с договором аренды они явл. собственностью арендатора;
  • объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, наружного освещения, используемые орг-цией для выполнения уставных целей.

   Объектами начисления амортизации не являются: земля и иные объекты природопользования, библиотечные фонды и др.

   Сумма начисляемой по объекту амортизации зависит от установленного срока его полезного использования или нормативного срока службы и выбранного метода начисления амортизации.

     Норма амортизации каждого объекта ОС и нематериальных активов, не используемых в ПД, рассчитывается как величина, обратная нормативному сроку службы объекта.

   По  объектам ОС и нематериальных активов, используемым в ПД, амортизация начисляется в пределах срока полезного их использования.

   Амортизация ОС и нематериальных активов начисляется:

  • по объектам, используемым в ПД, - линейным, нелинейным и производительным способами;
  • по объектам, не используемым в ПД - линейным способом.

   Бухгалтерский учет амортизационных отчислений. Учет амортизации ОС ведут на счете 02 Амортизация ОС». Данный счет явл. пассивным, контрарным по отношению к счету 01 «ОС» и применяется с целью определения недоамортизированной стоимости ОС.

   Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, используемым в ПД, отражается в бух. учете по дебету счетов учета издержек пр-ва, расходов на реализацию и л и операционных расходов в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация ОС». По объектам ОС, не используемым в ПД, сумма начисленной амортизации отражается по дебету счетов 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация ОС».

Информация о работе Лекции по "Хозяйственному праву"