Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций
ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета
2. Учет поступления и выбытия ОС
Бух. учет поступления объектов ОС
Порядок оценки и методики отражения в бух. учете поступления ОС зависят от источников и условий их приобретения. ОС поступают в организацию в результате:
Приемку объектов ОС на баланс осущ. комиссия, назначенная приказом или распоряжением руководителя орг-ции. Обычно для этих целей создают постоянно действующую комиссию. В ее состав вкл.: специалиста по строительству, представителя технического отдела, бухгалтера и руководителя подразделения, которому передается в эксплуатацию объект ОС.
На принятые в эксплуатацию объекты комиссия оформляет акт о приеме-передаче объекта ОС (ф. № ОС-1) или акт о приеме-передаче групп объектов ОС (ф. № ОС-la). Акт о приеме-передаче групп объектов ОС составляется в тех случаях, когда принимаются в эксплуатацию однородные объекты ОС, имеющие одинаковую стоимость и нормативные сроки службы.
Акт о приеме-передаче объекта (группы объектов) ОС составляют в одном экземпляре на каждый объект или группу однородных объектов. Допускается составление акта о приеме-передаче групп объектов ОС, но производственному и хоз. инвентарю, инструментам, оборудованию, если они однотипны, имеют одинаковую ст-ть и принимаются одновременно.
Приемку объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3). Он явл. основанием для изменения первоначальной стоимости объекта и его хар-ки в инвентарных карточках учета ОС.
Учет выбытия основных средств
Объекты ОС выбывают в случаях: их физ. износа; частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, а также при проведении их реконструкции; продажи; безвозмездной передачи; обмена; внесения в качестве вклада в уставный фонд других орг-ций; выявления недостачи; передачи в аренду (лизинг); в других случаях, установленных законодательством.
Порядок документального оформления зависит от причин выбытия ОС. При перемещении объектов ОС между подразделениями орг-ции оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов ОС (ф. № ОС-2). В случае перевозки передаваемых внутри орг-ции объектов ОС автотранспортом также выписывается товарно-транспортная накладная.
Выбытие ОС вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг ), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС. Наряду с актом о приеме-передаче объекта ОС оформляется товарно-транспортная накладная.
Ликвидацией считается выбытие объектов ОС по причине их физ. и морального износа, в случаях аварий и стихийных бедствий, в связи с проведением работ по расширению, реконструкции, техническому перевооружению пр-ва и по другим причинам.
Списание ликвидированных объектов ОС осущ. в соответствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты комиссия составляет «акт о списании объекта ОС» или «акт о списании автотранспортных средств» в двух экземплярах. При списании машин, оборудования, транспортных средств, пришедших в негодность вследствие аварий, к акту о ликвидации объекта ОС прилагают копию акта об аварии, в котором указываются ее причина и виновники аварии.
Разборка и демонтаж оборудования, зданий, сооружений, хоз. инвентаря и других объектов ОС допускается после утверждения актов об их ликвидации. Автомобили, прицепы и полуприцепы исключают из списка ОС после утверждения акта о ликвидации и получения справки ГАИ о снятии их с гос. регистрации.
Затраты по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, полученных в процессе сноса и разборки объекта, отражаются в акте о списании объекта ОС. В акте также приводятся данные о начисленной по объекту амортизации за весь период эксплуатации. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов ОС, а также другие материальные ценности, получаемые в процессе ликвидации, приходуются по ценам возможного использования с отражением в бух. учете по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Для учета выбытия ОС и определения их остаточной стоимости к счету 01 «ОС» открывают субсчет 3 «Выбытие ОС». По дебету данного счета и субсчета с кредита счета 01 «ОС» списывается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта. Сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту списывается по дебету счета 02 «Амортизация ОС » и кредиту счета 01 «ОС», субсчета 3 «Выбытие ОС».
Остаточная стоимость выбывающего объекта списывается с кредита счета 01 «ОС», субсчета 3 «Выбытие ОС» в дебет соответствующих счетов, в зависимости от причин его выбытия:
79 «Внутрихозяйственные
расчеты» - при передаче обособленным
структурным подразделениям
Расходы, связанные с выбытием объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд, списываются в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы». Расходы, связанные с безвозмездной передачей, ликвидацией при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, списываются в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств приведена в табл. 2.11.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета выбытия основных средств
|
Начислены расходы, связанные с выбытием основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в уставный фонд | 91 | 70,69 |
Отражена
выручка от продажи основных средств
(включая налог на добавленную
стоимость), учитываемая:
по факту их отпуска по факту оплаты расчетных документов |
62 51 |
91 91 |
Начислен налог на добавленную стоимость с выручки от продажи объекта основных средств | 91 | 68 |
Оприходованы материалы от разборки объекта | 10 | 91 |
Отражается вклад организации в уставный фонд в согласованной оценке основных средств | 58 | 91 |
Учтены расходы по объектам безвозмездно переданным, а также ликвидированным в результате аварий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций | 92 | 70,69,76 |
Начислен налог на добавленную стоимость по объектам, переданным безвозмездно другим организациям | 92 | 68 |
Списан
ущерб от гибели незастрахованных объектов
на виновных лиц:
по остаточной стоимости налог на добавленную стоимость в части возмещаемого ущерба на убытки организации (при отсутствии виновных лиц) |
73 73 92 |
94 68 94 |
3. Учет амортизации ОС
Затраты на приобретение (создание) объектов ОС подлежат возмещению в денежной форме. Возмещаются они за счет полученных орг-цией доходов от видов дея-ти посредством начисления по ним амортизации. Амортизация начисл. орг-цией, у которой объекты ОС и нематериальных активов находятся на правах собственности и включены в установленном порядке в бух. баланс.
Процесс переноса ст-ти объектов ОС, исполь-ых п ПД, на ст-ть вырабатываемых с их испо-нием продукции, работ или услуг одним из установленных способов наз. амортизацией.
Амортиз. отчисления по таким объектам вкл. в издержки пр-ва (обращения) в течение срока полезного их использования.
Объектами начисления амортизации явл. ОС организации, как используемые, так и неиспользуемые в ПД. К амортизируемым ОС отн.:
Объектами начисления амортизации не являются: земля и иные объекты природопользования, библиотечные фонды и др.
Сумма начисляемой по объекту амортизации зависит от установленного срока его полезного использования или нормативного срока службы и выбранного метода начисления амортизации.
Норма амортизации каждого объекта ОС и нематериальных активов, не используемых в ПД, рассчитывается как величина, обратная нормативному сроку службы объекта.
По объектам ОС и нематериальных активов, используемым в ПД, амортизация начисляется в пределах срока полезного их использования.
Амортизация ОС и нематериальных активов начисляется:
Бухгалтерский учет амортизационных отчислений. Учет амортизации ОС ведут на счете 02 Амортизация ОС». Данный счет явл. пассивным, контрарным по отношению к счету 01 «ОС» и применяется с целью определения недоамортизированной стоимости ОС.
Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, используемым в ПД, отражается в бух. учете по дебету счетов учета издержек пр-ва, расходов на реализацию и л и операционных расходов в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация ОС». По объектам ОС, не используемым в ПД, сумма начисленной амортизации отражается по дебету счетов 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация ОС».