Лекции по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета

Файлы: 1 файл

бух. учет ответы.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

   Документами, на основании которых производится зачисление денежных средств на расчетный счет, являются препроводительная ведомость, объявление на взнос наличных денег, извещение о почтовом переводе, платежное требование, платежное поручение и другие документы. На расчетный счет зачисляются: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; вклады в уставный фонд; спонсорская помощь; суммы возврата неиспользованных наличных денег из кассы организации и т.п.

   При проведении расчетов с использованием электронных  расчетных документов дополнительно  представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью и печатью его владельца.

   Движение  денежных средств на счетах осуществляется банками с помощью определенных платежных документов установленной формы.

   Зачисление  денежных средств на расчетный счет производится на основании следующих документов: объявление на взнос наличными, препроводительная ведомость, извещение о почтовом переводе, платежное поручение, платежное требование и др. На расчетный счет зачисляются выручка от реализации товаров и оказания услуг, средства, полученные от покупателей, вклады в уставный фонд и др.

   Списание  денег со счета осуществляется на основании следующих документов: платежных поручений, платежных требований, денежных чеков, документов, имеющих принудительную силу. Расходуются денежные средства с расчетного счета на следующие цели: оплата за полученные товары и сырье, выполненные работы и оказанные услуги; уплата налогов и сборов в бюджет и органам социальной защиты населения, коммунальных платежей и др.

   Выбранная форма расчетов оговаривается в договоре между плательщиком (покупателем) и получателем (поставщиком).

   Расчетные документы могут составляться на бумажных носителях или в виде электронного платежного документа  с помощью технических средств.

   В соответствии с законодательством списание денежных средств осуществляется в определенной очередности. Вне очереди осуществляются платежи в счет неотложных нужд, погашения задолженности по выплате заработной платы. В первую очередь списываются средства на погашение задолженности по налогам и сборам, исполнительным документам на выплату заработной платы, алиментов и др. Во вторую очередь оплачиваются задолженность за полученный природный газ, электро- и тепловую энергию, коммунальные услуги, по банковским кредитам и процентам по ним и т.д. В третью очередь осуществляются платежи за полученные товарно-материальные ценности. В последнюю очередь оплачиваются счета по всем другим операциям.

   Ежедневно, при наличии движения средств  на расчетном счете, отделение банка  выдает клиенту выписку. В выписке отражаются остаток денежных средств на счете на начало отчетного периода (дня), суммы, поступившие за отчетный период на счет и списанные с расчетного счета, а также остаток денежных средств на конец отчетного периода (дня). В связи с тем, что выписку составляет банк, дебет банка является расходом организации и наоборот, кредит банка — приходом организации, т.е. дебет в выписке банка — это списание средств организации, а кредит — поступление денег на ее счет.

   Выписка со всеми приложенными к ней документами проверяется и обрабатывается в бухгалтерии. На платежных документах проставляется корреспондирующий счет, и информация заносится в соответствующий регистр бухгалтерского учета.

   Синтетический учет расчетов по расчетному счету  ведется на активном счете 51 «Расчетный счет». По его дебету отражается зачисление денежных средств на счет организации, а по кредиту — их списание. Дебетовое сальдо показывает фактическое наличие свободных денежных средств у организации на определенную дату.

   Кроме расчетного и валютных счетов орг-ции могут иметь в банке специальные счета, к которым относятся: аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета, специальные счета средств целевого финансирования, банковские карты

   Аккредитив - счет, который открывается по месту нахождения поставщика для расчета с ним за товары, продукцию, работы и услуги (если этот предусмотрено договором поставки), а также в качестве санкции к неаккуратному плательщику. Он предназначен для расчетов только с тем поставщиком, на имя которого открыт.

   Чеки  и чековые книжки выдаются по заявлению организации для безналичных расчетов, гарантирующих своевременность платежей.

   Депозитные  счета открываются как в национальной валюте РБ, так и в иностранной валюте путем перевода свободных денежных средств в банковские вклады на основе депозитного договора между организацией и банком, предусматривающего срочность, платность и возвратность средств.

   Специальный счет средств целевого финансирования открывается при наличии у организации обособленно хранящихся денежных средств целевого назначения.

   Банковские  карты - это счет, который применяется при использовании организацией корпоративных банковских карт для осуществления расчетов за товары и услуги.

   Учет  денежных средств на расчетном счете  осуществляется на счете 51 «Расчетный счет», валютных средств - на счете 52 «Валютные счета», а на специальных счетах - на счете 55 «Специальные счета в банках». По дебету этих счетов отражается поступление денежных средств, а по кредиту - расход и списание денежных средств. Данные счета являются активными, сальдо дебетовое и показывает остаток денег на счете. Синтетический учет операций на счетах в банке приведен в табл. 2.2.

   Аналитический учет денежных средств на счетах в банке осущ. на основании проверенных и обработанных выписок банка.

   Расчеты организаций всех форм собственности  осущ., как правило, в безналичном порядке через учреждения банков.

 

 

    4. Формы расчетов  за товары и  услуги

 

   Законодательством РБ предусмотрено два метода признания товаров, продукции, работ, услуг реализованными: по факту отпуска товаров, продукции, работ и услуг или по факту их оплаты получателем. Организация в своей учетной политике самостоятельно выбирает один из двух возможных вариантов признания в бух. учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) и предусматривает его применение в приказе об учетной политике.

   Для учета  расчетных операций с покупателями и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому предусмотрены след. субсчета:

  • 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» - для учета расчетов с покупателями платежными требованиями и поручениями за отгруженные товары, продукцию, работы, оказанные услуги, если реализация учитывается по факту их отпуска;
  • 62-2 «Расчеты плановыми платежами» - для учета расчетов с покупателями при равномерных и постоянных поставках им товаров и оказании услуг. Расчеты с покупателями осуществляются путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами в договоре. Сумма планового платежа устанавливается сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объемов поставок или оказания услуг по договорам или исходя из фактической поставки за предыдущий период;
  • 62-3 «Векселя полученные» - для учета задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями на сумму отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая проценты, которые д.б акцептованы покупателями и заказчиками;
  • 62-4 «Авансы полученные» - для учета полученных авансов под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг.

   Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, активный, но может иметь  кредитовое сальдо, если по условию  договора поставки предусмотрено получение аванса от покупателя. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателей на сумму отгруженных им товаров, работ и услуг, а по кредиту - оплата долга покупателем. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то в этом случае по кредиту счета отражается сумма полученной предоплаты в счет будущих поставок (кредиторская задолженность перед покупателем), а по дебету - стоимость отгруженных товаров, продукции, услуг, работ покупателю в счет полученного ранее аванса.

   Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками приведена в табл. 2.4.

   
   Содержание  операций    Корреспонденция счетов
        дебет    кредит
   Отражена  задолженность покупателя:

   за  отгруженные товарно-материальные ценности (работы, услуги) по отпускным ценам, включая НДС

   засданную тару по учетным ценам

 
   62  
 

   62

 
   90  
 

   41-3

   Полученаванс  от покупателя; оплачены покупателем  приобретенные товарно-материальные ценности    51, 52    62
 

   Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому покупателю на основании товарных и расчетных документов.

 

   

   5. Учет расчетов  по претензиям

 

   Насубсчете 76-3 «Расчеты, по претензиям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям.

   По  дебету субсчета 76-3, в частности, отражаются расчеты по претензиям за недостачу груза, несоответствие качества, цен, тарифов и др. (в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — в случаях, когда претензии предъявляются после того, как счета поставщиков, подрядчиков, транспортных организаций были акцептованы или оплачены).

   Если  претензия предъявляется после  того, как записи по счетам учета  были совершены, это отражается по дебету субсчета 76-3 и кредиту счетов учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат.

   Претензии за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, учитываются по дебету субсчета 76-3 и кредиту или счетов учета затрат на производство, или счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 28 «Брак в производстве».

   Претензии по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом, отражаются по кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

   Суммы платежей, поступивших по претензиям, приходуются по дебету счета учета денежных средств и кредиту субсчета 76-3.

   Суммы, по которым впоследствии выясняется, что они не подлежат взысканию, относятся  на те счета, с которых были приняты  на учет, по дебету субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям».

   Д «Расчеты по претензиям» К «расчеты с поставщиками»

   Д»Заплатил  К «Расчеты по претензиям» 

   6. Учет расчетов  с бюджетом  

   У субъекта хозяйствования независимо от формы  собственности возникают расчеты с бюджетом по уплате налогов, сборов и санкций.

   Все платежи  в бюджет можно разделить в  зависимости от источника их начисления на следующие группы:

  • налоги, удерживаемые из выплачиваемых доходов, - подоходный налог и налог на доходы;
  • налоги, включаемые в расходы организации, - отчисления в инновационные фонды, создаваемые в установленном порядке, налог на землю, экологический налог и др.;
  • налоги, уплачиваемые из выручки, - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.п.;
  • налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли организации, - налог на недвижимость, налог на прибыль, местные целевые сборы (сбор на содержание городского и пригородного транспорта общего пользования, сбор за пользование инфраструктурой города и др.).

   Из  прибыли также уплачиваются штрафы, пени и другие экономические санкции за нарушение налогового законодательства и государственной дисциплины.

Информация о работе Лекции по "Хозяйственному праву"