Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций
ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета
Классификация
бухгалтерских счетов
по экономическому содержанию
Признак классификации | Вид счета | Примеры счетов | |
Счета хозяйственных средств | В сфере производства | Счета для учета средств труда | 01 «Основные средства» 04 «Нематериальные активы » |
Счета для учета предметов труда |
| ||
В сфере обращения | Счета
учета
продуктов труда |
41 «Товары» 43 «Готовая продукция» | |
Счета для учета денежных средств |
| ||
Счета для учета средств в расчетах | 62 «Расчеты
с покупателями »
71 «Расчеты с подотчетными лицами» | ||
Счета источников хозяйственных средств | Счета для учета собственных источников | 80 «Уставный фонд» 82 «Резервный фонд» | |
Счета для учета привлеченных источников | 66 «Расчеты
по краткосрочным кредитам и займам»
68 «Расчеты по налогам и сборам» | ||
Счета хозяйственных процессов и их результатов | Счета для учета процесса снабжения | 08 «Вложения во внеоборотные активы» 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» | |
Счета для учета процесса производства | 20 «Основное
производство»
25 «Общепроизводственные расходы» | ||
Счета для учета процесса реализации | 44 «Расходы
на реализацию»
90 «Реализация» | ||
Счета для учета финансовых результатов | 84 «Нераспределенная
прибыль»
99 «Прибыли и убытки» |
Классификация
бухгалтерских счетов
по назначению и структуре
Признак классификации | Вид счета | Примеры счетов |
1. Основные счета | Материальные счета | Счет
01 «Основные средства»
Счет 10 «Материалы» |
Нематериальные счета | Счет 04 «Нематериальные активы» | |
Денежные счета | Счет
50 «Касса»
Счет 52 «Валютные счета» | |
Расчетные счета | Счет
70 «Расчеты с поставщиками »
Счет 75 «Расчеты с учредителями» | |
Фондовые счета | Счет
80 «Уставный фонд»
Счет 83 «Добавочный фонд» | |
Финансирование . | Счет
58 «Финансовые вложения»
Счет 86 «Целевое финансирование» | |
Ссудные счета | Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» | |
2. Регулирующие счета | Дополняющие счета | Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» |
Контрарные счета | Счет
02 «Амортизация основных средств»
Счет 42 «Торговая наценка» | |
3. Операционные счета | Распределительные счета | Счет
25 «Общепроизводственные расходы»
Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» |
Калькуляционные счета | Счет
20 «Основное производство»
Счет 44 «Расходы на реализацию» | |
Сопоставляющие счета | Счет 90 «Реализация» Счет 99 «Прибыли и убытки» |
11. План счетов
бух. учета
План счетов - представляет собой систематизированный перечень синтетических бух.счетов и субсчетов, предназначенный для отражении фактов хоз. жизни.
Министерством финансов разрабатывается и утверждается:
На основе Типового плана счетов организации разрабатывают свои рабочие планы счетов бух. учета исходя из специфики их дея-ти.
Действующий Типовой план счетов создан на научной основе и построен по принципу группировки счетов бух. учета по эконом. содержанию учитываемых на них объектов. Все счета в нем сгруппированы в 8 разделах: 1. Внеоборотные активы; 2. Производственные запасы; 3. Затраты на производство; 4. Готовая продукция и товары; 5. Денежные средства; 6. Расчеты; 7. Источники собственных средств; 8. Финансовые результаты.
В каждом разделе отражены экономически однородные имущества, источников их образования и хоз. процессов. Расположены разделы в логической последовательности с учетом степени участия имущества в кругообороте средств. Сначала размещены разделы счетов для учета имущества (разделы 1,2,4, 5, часть раздела 6), источников их образования (часть раздела 6, раздел 7) и счета для учета хоз. процессов и их рез-тов (разделы 3, 8).
Основу
плана счетов составляют синтетические
счета, каждый из которых имеет свое
название и двухзначный серийно-
Субсчета используются исходя из целей управления, включая задачи анализа, контроля и отчетности. Орг-ции имеют право самостоятельно корректировать состав субсчетов. Коды субсчетов являются трех- или четырехзначными.
В самостоятельный раздел в плане счетов выделены забалансовые счета, на которых отражается инфо о наличии и движении ценностей, не принадлежащих орг-ции, но временно находящихся в ее пользовании, распоряжении или на ответственном хранении. Коды таких счетов явл. трехзначными.
12.
Документация хоз.
операций
Бух. учет базируется на данных первичных документов. Строгое и полное документирование всех хоз. операций в момент их совершения, а если это не представляется возможным, то непосредственно после их совершения, явл. обязательным условием ведения бух. учета. От этого зависит юрид. полноценность и достоверность получаемой в учете инфо.
Документ - это носитель инфо, позволяющий юридически доказательно подтвердить факты хоз. жизни, а также право на их совершение.
Документ явл. основанием и подтверждением учетных записей. С помощью документов осущ. постоянное наблюдение за движением материальных, трудовых и финан. ресурсов орг-ции. Подписывая документ, лицо, наделенное правомочием, контролирует таким путем законность и целесообразность операции. Право подписи возлагает на работника, подписавшего документ, персональную ответственность за совершаемые им действия. Таким путем осущ. контроль за сохранностью имущества, действиями материально ответственных лиц, выявляются виновные в злоупотреблениях.
Каждая хоз. операция оформляется соответствующим первичным документом, на основании которого ведется текущий бух. учет. В широком смысле к бух. документации относят не только первичные документы, но и учетные регистры и бух. отчетность, где обобщается инфо первичных документов.
Первичные документы являются основой информационной системы орг-ции и выполняют функции, показанные на рис. 113
Юридическая доказательность и значение бух. документов обеспечиваются соблюдением требований к регистрации в них данных. К основным требованиям отн.:
Характер хоз. операций, совершаемых орг-циями, разнообразен, поэтому содержание и форма первичных документов, применяемых для оформления различных операций, неодинаковы. Существуют типовые формы документов (кассовые ордера, платежные документы и др.) и специальные (ведомственные) для данной организации.
Обязательными реквизитами, дающими бух. документам юрид. силу, явл.:
В документах может приводиться и ряд других сведений, отражающих специфику операции или способа обработки данных.
Хоз. операция,
не оформленная надлежащим образом (отсутствуют
обязательные реквизиты и не соблюдены
другие требования), как правовое и экономическое
событие места не имеет.
13.
Учетные регистры
и их классификация
После совершения хоз. операций документы, которыми они оформлены, передаются в бух. орг-ции. В бухгалтерии они подлежат проверке, обработке и отражению в бух. учете способом двойной записи. Документы группируются по экономическому содержанию и записываются в учетные регистры, обеспечивая одновременно контроль за сохранностью документов и наглядность отраженных в них данных.
Учетные регистры - это таблицы специальной формы, приспособленные для регистрации хоз. операций и их группировки по определенным данным.
Учетные регистры служат для отражения хоз. операций на счетах бух. учета и в отчетности. Запись хоз. операций в учетные регистры на основании первичных документов называется разноской. Результаты хоз. операций за определенный период из учетных регистров переносятся в бух. отчетность .
Первичные ------------Учетные ------------Бухгалтерская
документы регистры отчетность
Независимо от формы ведения бух. учета первичным накопителем учетной инфо явл. журнал регистрации хоз. операций с указанием содержания операции, корреспондирующих счетов и суммы по операции. Упрощенная форма журнала приведена в табл.1.22.
Журнал
учета хозяйственных
операций
|