Лекции по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета

Файлы: 1 файл

бух. учет ответы.doc

— 660.00 Кб (Скачать)
 

   Учетные регистры отличаются между собой  по внешнему виду, назначению, по содержанию записей и другим признакам. В практике учета в основном исп. такие их виды, как свободные листы, карточки и книги. Выбор того или иного типа учетного регистра обусловлен требованиями наилучшей орг-ции учета на конкретном его участке.

   По  внешнему виду учетные регистры делятся  на карточки, свободные листы и книги (журналы).

   Карточка - стандартный лист бумаги или картона небольшого формата, разновидность свободных листов с характерным односторонним строением. Размещается в определенном порядке и хранится в запирающихся ящиках - картотеках. Используется для аналитического учета товарно-материальных ценностей по местам хранения. Инвентарные карточки, карточки складского учета материалов и др.

   Свободные листы - бланки с отпечатанными типографским способом таблицами на отдельных листа к бумаги большего, чем карточки, размера. Не скреплены между собой, хранятся в папках и предназначены для ведения синтетического и аналитического учета. Позволяют рационально распределить обязанности между работниками. Журналы-ордера, ведомости, машинограммы и др.

   Книга -сброшюрованный свободные листы бумаги определенного формата и  соответствующего патенту учета графления. Пронумерована и прошнурована. На последней странице указано количество страниц за подписью руководителя и главного бухгалтера. В книгах исключена возможность замены отдельных листов новыми. Кассовая книга, Главная книга

   По  назначению регистры бух. учета подразделяются:

  • на хронологические - предназначены для хронологической регистрации операций, т.е. по порядку их совершения без какой-либо группировки и систематизации, выполняя при этом контрольные функции при проверке полноты отражения операций (например, журнал регистрации хозяйственных операций);
  • систематические - используются для систематической записи операций по определенным признакам исходя из их экономического содержания в разрезе объектов учета (например, журнал, журнал-ордер);
  • накомбинированные - когда хронологическая запись операций сочетается с их систематизацией в разрезе счетов (например, кассовая книга).

   По  содержанию записей в зависимости  от вида учета, который на них ведется, учетные регистры подразделяются на синтетические (для ведения учета по синтетическим счетам (например, Главная книга)) и аналитические (для ведения учета по аналитическим счетам (например, карточки складского учета)).

   В любом  случае регистр бух. учета на бумажном или машинном носителе инфо должен содержать название, начало и окончание периода регистрации хоз. операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

 

   

   14. Способы исправления  ошибок в учетных  регистрах 

   Учетные регистры, являясь элементами формы  бух. учета, связаны между собой счетными записями. Они должны вестись аккуратно и без помарок. Однако при выполнении записей могут быть допущены ошибки, связанные как с простыми описками, так и неверной корреспонденцией счетов, неверным подсчетом итогов, неправильным отражением сумм операций на счетах.

   Обнаруженные  ошибки должны быть исправлены одним из трех способов.

  1. Корректурный способ - применяется для исправления ошибок в документах (кроме кассовых и банковских) до подведения итогов в них. Исправление производится путем зачеркивания неправильных и надписывания правильных записей, заверенных подписью исправляющего с оговоркой «Исправленному верить» с указанием даты исправления
  2. Способ дополнительной записи - используется, если были ошибки, допущенные в корреспонденции счетов. Способ применяется и при правильной корреспонденции счетов, если запись сделана в меньшей сумме. В этом случае составляется дополнительная бухгалтерская запись по тем же счетам на недостающую сумму.
  3. Способ «красноесторно» - применяется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом составляются две записи (проводки). Неправильная запись повторяется красными чернилами, что означает вычитание, т.е. ее сторнирование, уничтожение. Затем делается дополнительная проводка с правильной корреспонденцией счетов.

   При автоматизированном способе ведения бух. учета при обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерией проводится диагностика ошибочных данных, исправление базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Внесение исправлений осущ. датой обнаружения ошибочных данных путем оформления измененных документов, сторнирующих проводок.

 

   

   15. Журнально-ордерная  форма учета 

   Форма бух. учета - это порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа учетных записей в них.

   Журнально-ордерная форма бух. учета предусматривает ежедневные записи операций в журналы-ордера на основе первичных и сводных документов, накопительных ведомостей или разработочных таблиц. Журнал-ордер является основным учетным регистром, в котором сочетаются систематические и хронологические записи, а также записи по синтетическим и аналитическим счетам. Итоговая инфо из журналов-ордеров переносится в главную книгу, которая ведется в течение года с выделением отдельной страницы для каждого синтетического счета. Она предназначена для обобщения текущего учета, проверки произведенных записей по балансовым счетам и для составления бухгалтерского баланса.

   Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета применяется в основном в крупных организациях с большим числом отделов и счетных работников. 
 

   16. Автоматизированная  форма учета 

   Автоматизированная  форма бух.учета основана на использовании электронной вычислительной техники и современных технологий сбора и обработки данных.

   Автоматизированная  форма учета предполагает одноразовый ввод первичной инфо, создание информационной базы, обработку данных по соответствующим программам их систематизации, формирование разнообразной выходной инфо. Данная формаучета отличается большим разнообразием вариантов, что обусловлено эксплуатационными возможностями применяемой техники и программного обеспечения.

   В РБ практическое применение получили программные комплексы 1С:Бухгалтерия, Галактика, Ветразь и др. Они отличаются друг от друга алгоритмом обработки инфо и некоторыми технологическими особенностями.

 

   

   17. Сущность и значение  бух. отчетности. Ее состав и содержание 

   Составление бух. отчетности является завершающим этапом учетной работы в орг-ции. В ходе данного этапа инфо, получаемая сначала из первичных документов, а потом и учетных регистров, систематизируется по определенным признакам, обобщается в удобных для восприятия инфо таблицах и представляется заинтересованным в ней пользователям.

   Бух. отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение орг-ции на отчетную дату, а также финансовые рез-ты ее дея-ти за отчетный период.

   Отчетность  основана на данных бух. учета и представляет собой инфо о состоянии активов, источников их образования, об обязательствах, доходах, расходах, финансовых рез-тах, направлениях использования прибыли и т.д. Сущность и значение отчетности состоит в след.:

  • с ее помощью осущ. систематическое наблюдение и контроль за выполнением показателей работы и сохранностью имущества организации;
  • служит информационной базой для экономического анализа хоз. дея-ти, планирования, прогнозирования, оперативного, текущего и перспективного управления в орг-ции;
  • является основным источником эконом. инфо для ее внутренних и внешних пользователей;
  • показатели отчетности используются в статистическом учете, где они обобщаются, а затем применяются для макроуровневого управления и т.д.

   Чтобы быть полезной в управлении, к отчетности предъявляется ряд законодательно регламентированных требований, к которым относятся:

  • единство форм и методики составления (при составлении отчетности следует исходить из единых для всех нормативных документов, используя единые методы расчета одинаковых показателей);
  • достоверность и реальность данных (отчетность должна быть беспристрастной и не исходить из интересов какого-либо круга лиц, все цифры должны быть проверены п подтверждены учетными записями);
  • полезность, своевременность и значимость информации(заключается в возможности ее использования дляоценки финансового положения организации, что имеет смысл в случае своевременного ее получения; значимой является информация, отсутствие которой влияет на принятие решений);
  • сопоставимость и постоянство данных (достигается соблюдением единой методики учета активов и пассивов, а также их оценки);
  • полнота отчетности (содержит в минимальных размерах необходимую информацию при сохранении коммерческой тайны);
  • экономичность отчетности (затраты на составление отчетности должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования ее данных не превышать затраты на составление);
  • отчетность должна быть простой, ясной и доступной для понимания.

   Разработкой и утверждением отчетных форм, методическим руководством по их заполнению занимается Министерство финансов РБ. Оно контролирует соблюдение хоз. субъектами основных методических приемов при составлении бух. отчетности: полноту отражения хоз. операций, совершенных в отчетном периоде; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; правильность разграничения текущих затрат на пр-во (реализацию) и капитальные вложения; соблюдение принятой учетной политики отражения хоз. операций и оценки объектов учета; подтверждение всех статей годового баланса и других форм отчетности данными инвентаризации.

   Бух. отчетность класс-ся:

  • по периодичности представления -промежуточная(за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев) игодовая (за год - с 1 января по 31 декабря);
  • составу информации -первичная (составляют орг-ции, не имеющие в подчинении структурных подразделений) и сводная (составляют вышестоящие организации);
  • по роли в управлении -общегосударственная (для всех организаций),внутрисистемная (специализированные формы отчетов для внутреннего использования организациями определенного министерства или ведомства),внутрихозяйственная (управленческая отчетность, составляемая организацией для оперативного руководства деятельностью).

   Годовая бух. отчетность дает наиболее полную инфо для оценки финансового состояния орг-ции. В соответствии с законодательством РБ составляется 6 обязательных, взаимосвязанных между собой типовых форм:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет о движении фондов и других средств (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

   К годовому отчету прилагается пояснительная  записка, в которой анализируются  важнейшие эконом. и финан. показатели работы орг-ции, а также обосновывается учетная политика, принятая на следующий год.

   Бух. баланс заполняют на основании оборотной ведомости по счетам главной книги. Другие формы отчетности заполняют по данным аналитического учета средств и источников их образования. Показатели отчетности заполняются в миллионах рублей.

   После того как составленную отчетность подписывает  главный бухгалтер и руководитель орг-ции, она представляется собственникам орг-ции и другим пользователям согласно законодательству или по договоренности. Отчетность может быть опубликована, однако это делается после получения аудиторского подтверждения ее достоверности.

   Таким образом, бух. отчетность выступает средством наблюдения пользователей за работой организации путем представления в сжатом виде инфо об основных показателях ее хоз. дея-ти. 

 

Информация о работе Лекции по "Хозяйственному праву"