Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций
ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета
Учетные регистры отличаются между собой по внешнему виду, назначению, по содержанию записей и другим признакам. В практике учета в основном исп. такие их виды, как свободные листы, карточки и книги. Выбор того или иного типа учетного регистра обусловлен требованиями наилучшей орг-ции учета на конкретном его участке.
По внешнему виду учетные регистры делятся на карточки, свободные листы и книги (журналы).
Карточка - стандартный лист бумаги или картона небольшого формата, разновидность свободных листов с характерным односторонним строением. Размещается в определенном порядке и хранится в запирающихся ящиках - картотеках. Используется для аналитического учета товарно-материальных ценностей по местам хранения. Инвентарные карточки, карточки складского учета материалов и др.
Свободные листы - бланки с отпечатанными типографским способом таблицами на отдельных листа к бумаги большего, чем карточки, размера. Не скреплены между собой, хранятся в папках и предназначены для ведения синтетического и аналитического учета. Позволяют рационально распределить обязанности между работниками. Журналы-ордера, ведомости, машинограммы и др.
Книга -сброшюрованный свободные листы бумаги определенного формата и соответствующего патенту учета графления. Пронумерована и прошнурована. На последней странице указано количество страниц за подписью руководителя и главного бухгалтера. В книгах исключена возможность замены отдельных листов новыми. Кассовая книга, Главная книга
По назначению регистры бух. учета подразделяются:
По содержанию записей в зависимости от вида учета, который на них ведется, учетные регистры подразделяются на синтетические (для ведения учета по синтетическим счетам (например, Главная книга)) и аналитические (для ведения учета по аналитическим счетам (например, карточки складского учета)).
В любом случае регистр бух. учета на бумажном или машинном носителе инфо должен содержать название, начало и окончание периода регистрации хоз. операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.
14.
Способы исправления
ошибок в учетных
регистрах
Учетные регистры, являясь элементами формы бух. учета, связаны между собой счетными записями. Они должны вестись аккуратно и без помарок. Однако при выполнении записей могут быть допущены ошибки, связанные как с простыми описками, так и неверной корреспонденцией счетов, неверным подсчетом итогов, неправильным отражением сумм операций на счетах.
Обнаруженные ошибки должны быть исправлены одним из трех способов.
При автоматизированном способе ведения бух. учета при обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерией проводится диагностика ошибочных данных, исправление базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Внесение исправлений осущ. датой обнаружения ошибочных данных путем оформления измененных документов, сторнирующих проводок.
15.
Журнально-ордерная
форма учета
Форма бух. учета - это порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа учетных записей в них.
Журнально-ордерная форма бух. учета предусматривает ежедневные записи операций в журналы-ордера на основе первичных и сводных документов, накопительных ведомостей или разработочных таблиц. Журнал-ордер является основным учетным регистром, в котором сочетаются систематические и хронологические записи, а также записи по синтетическим и аналитическим счетам. Итоговая инфо из журналов-ордеров переносится в главную книгу, которая ведется в течение года с выделением отдельной страницы для каждого синтетического счета. Она предназначена для обобщения текущего учета, проверки произведенных записей по балансовым счетам и для составления бухгалтерского баланса.
Журнально-ордерная
форма бухгалтерского учета применяется
в основном в крупных организациях с большим
числом отделов и счетных работников.
16.
Автоматизированная
форма учета
Автоматизированная форма бух.учета основана на использовании электронной вычислительной техники и современных технологий сбора и обработки данных.
Автоматизированная форма учета предполагает одноразовый ввод первичной инфо, создание информационной базы, обработку данных по соответствующим программам их систематизации, формирование разнообразной выходной инфо. Данная формаучета отличается большим разнообразием вариантов, что обусловлено эксплуатационными возможностями применяемой техники и программного обеспечения.
В РБ практическое применение получили программные комплексы 1С:Бухгалтерия, Галактика, Ветразь и др. Они отличаются друг от друга алгоритмом обработки инфо и некоторыми технологическими особенностями.
17.
Сущность и значение
бух. отчетности. Ее
состав и содержание
Составление бух. отчетности является завершающим этапом учетной работы в орг-ции. В ходе данного этапа инфо, получаемая сначала из первичных документов, а потом и учетных регистров, систематизируется по определенным признакам, обобщается в удобных для восприятия инфо таблицах и представляется заинтересованным в ней пользователям.
Бух. отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение орг-ции на отчетную дату, а также финансовые рез-ты ее дея-ти за отчетный период.
Отчетность основана на данных бух. учета и представляет собой инфо о состоянии активов, источников их образования, об обязательствах, доходах, расходах, финансовых рез-тах, направлениях использования прибыли и т.д. Сущность и значение отчетности состоит в след.:
Чтобы быть полезной в управлении, к отчетности предъявляется ряд законодательно регламентированных требований, к которым относятся:
Разработкой и утверждением отчетных форм, методическим руководством по их заполнению занимается Министерство финансов РБ. Оно контролирует соблюдение хоз. субъектами основных методических приемов при составлении бух. отчетности: полноту отражения хоз. операций, совершенных в отчетном периоде; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; правильность разграничения текущих затрат на пр-во (реализацию) и капитальные вложения; соблюдение принятой учетной политики отражения хоз. операций и оценки объектов учета; подтверждение всех статей годового баланса и других форм отчетности данными инвентаризации.
Бух. отчетность класс-ся:
Годовая бух. отчетность дает наиболее полную инфо для оценки финансового состояния орг-ции. В соответствии с законодательством РБ составляется 6 обязательных, взаимосвязанных между собой типовых форм:
К годовому отчету прилагается пояснительная записка, в которой анализируются важнейшие эконом. и финан. показатели работы орг-ции, а также обосновывается учетная политика, принятая на следующий год.
Бух. баланс заполняют на основании оборотной ведомости по счетам главной книги. Другие формы отчетности заполняют по данным аналитического учета средств и источников их образования. Показатели отчетности заполняются в миллионах рублей.
После
того как составленную отчетность подписывает
главный бухгалтер и
Таким
образом, бух. отчетность выступает средством
наблюдения пользователей за работой
организации путем представления в сжатом
виде инфо об основных показателях ее
хоз. дея-ти.