Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:10, курс лекций
ТЕМА 1Общее понятие о хоз. учете. Виды хоз. учета
На выбывшие ОС (продажа, списание, безвозмездная передача и т.п.), принадлежащие организации на правах собственности, начисленная по ним амортизация списывается по дебету счета 02 «Амортизация ОС» и кредиту счета 01 «ОС», субсчета 3 «Выбытие ОС».
Для унификации
расчета амортизационных
Аналитический учет амортизации ОС ведут по источникам ее возмещения и по направлениям выбытия ОС (ликвидация, безвозмездная передача, реализация). Начисление амортизации ОС также отражают по отраслям хоз. дея-ти (торговля, общепита, заготовки и др.), а для целей внутрихоз. контроля затрат - по отдельным структурным подразделениям и по группам ОС исходя из их функционального назначения.
Арендатор учитывает арендованные основные средства, полученные от их собственника в соответствии с договором текущей аренды, на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Основанием для открытия этого счета является акт приема-передачи арендованных основных средств. Арендованные основные средства учитывают на счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды. Если оценка основных средств в договоре аренды отсутствует, то ее следует запросить у арендодателя отдельным письмом. Информацию о стоимости арендованного имущества может быть получена также путем запроса у арендодателя копии инвентарной карточки арендованного объекта по форме ОС-6 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Аналитический учет арендованных основных средств ведут по объектам, полученным в аренду, и арендодателям. Арендованные основные средства, находящиеся за пределами России, учитывают на счете 001 обособленно.
При поступлении арендованных основных средств на их стоимость, указанную в договоре аренды, делают запись:
Дебет сч. 001 «Арендованные основные средства».
Стоимость арендованных основных средств при их возвращении арендодателю отражают в учете записью:
Кредит сч. 001 «Арендованные основные средства».
Пример
ООО «Маргарита» в январе 2008 года получило в аренду от ООО «Поворот» станок. Согласно договору аренды, стоимость станка составляет 250 000 руб. В сентябре станок был возвращен собственнику. В бухгалтерском учете ООО «Маргарита» должны быть сделаны следующие записи:
январь 2008 года:
Дебет сч. 001 «Арендованные основные средства»— 250 000 руб. — отражено поступление основного средства, полученного в аренду. Сентябрь 2008 года:
Кредит сч. 001 «Арендованные основные средства»— 250 000 руб. — отражено выбытие основного средства.
Документальное оформление и учет поступления основных средств
Приобретаемые организациями объекты ОС могут поступать по след. документам: товарной накладной (ф. № ТН-2) и товарно-транспортной накладной (ф. № ТТН-1). Оприходование и движение ОС должно отражаться в унифицированных формах первичной учетной документации.
Поступать в организации ОС могут в результате:
При поступлении и перемещении ОС д/заполняться след. типовые унифицированные формы:
Для принятия ОС создается специальная комиссия, назначаемая приказом или распоряжением руководителя организации. При приеме объектов комиссия составляет на поступившие объекты Акт о приеме-передаче объекта ОС (ф. № ОС-1). Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем орг-ции. К нему прилагается вся техническая документация, относящаяся к данному объекту, а затем все эти документы передаются в бухгалтерию для постановки объекта на учет.
В случае перемещения объекта ОС внутри организации (из одного структурного подразделения в другое или от одного материально-ответственного лица к другому) выписывается накладная на внутреннее перемещение (ф. № ОС-2). Накладная выписывается в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию, второй — материально-ответственному лицу или структурному подразделению, передавшему данный объект.
Если объект ОС подвергался капитальному ремонту, реконструкции или модернизации, его приемка и постановка на учет осущ. на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС по ф. № ОС-3. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственным лицом принимающей стороны и представителем той орг-ции, которая осуществляла ремонт, реконструкцию или модернизацию. Каждая орг-ция получает экземпляр акта с подписью второй стороны. Документ передается в бухгалтерию для внесения соответствующих изменений.
Аналитический учет ОС ведется по объектам и материально ответственным лицам. На каждый вид ОС открывается отдельная инвентарная карточка учета объекта ОС (ф. № ОС-6). В небольших организациях, где объектов ОС немного, их учет можно вести в инвентарной книге учета объектов ОС (ф. № ОС-66). В инвентарной карточке отражаются следующие реквизиты объекта: наименование; инвентарный номер; наименование изготовителя; дата оприходования; первоначальная стоимость; краткая техническая характеристика; срок полезного использования; норма амортизации и др.
Если объект был приобретен за иностранную валюту, в карточке наряду с рублевой оценкой показывается стоимость в иностранной валюте. Если в процессе использования объекта имело место его перемещение внутри организации, производились его ремонт или выбытие, все эти перемещения и изменения д.б. обязательно отражены в соответствующей инвентарной карточке. Заполненные инвентарные карточки должны регистрироваться в описях типовой формы, которые составляются в одном экземпляре. Инвентарные карточки по всем объектам, находящимся в эксплуатации, должны храниться в отдельной картотеке. Карточки выбывших по любым причинам объектов ОС из картотеки изымаются.