Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать как оригинальное образование философской мысли и связывать с русской самобытной культурой.

Оглавление

1. Введение
2.Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России
3. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков
4. Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 63.07 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

1. Введение                           

2.Зарождение и развитие  религиозно-этических политических  учений в России                                              

3. Гражданские концепции  в общественно-политической мысли  России периода XVII – XIX веков      

4. Политическая мысль  периода новой и новейшей истории в России

5. Заключение          

6. Список литературы       

Введение.

 

Начало развития общественно-политической мысли в России, доступное для  изучения современными историками и  политологами, следует исчислять  с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно  считать как оригинальное образование  философской мысли и связывать  с русской самобытной культурой.

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Второй этап охватывает конец  XVII - первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.

Третий этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической культуры, вершиной которой был А.С.Пушкин. В это время развивается с необычайной силой национальной самосознание, ставящее во главу угла основную тему - тему специфичности русской культуры, а также особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории, особую значимость России в разрешении извечного конфликта Востока с Западом.

Четвертый этап в истории  ограничивается рамками 1917 - 1990 годов. Это эпоха социалистического  строительства, практической проверки марксистско-ленинской идеологии, материалистических воззрений на историю, на политику и  советской государственности.

Пятый этап - с 1991 года по наши дни. Данный этап связывают, в первую очередь, с возвратом к либеральным воззрениям и решительным их неприятием сторонниками социалистического пути развития, ушедшими в оппозицию установившемуся политическому (так называемому демократическому) режиму, установившемуся в результате известных событий 1991 года, оценка которых в кругах нашей интеллигенции, да и в народе в целом, весьма и весьма неоднозначна.

 Следует оговориться, что  устоявшейся в политологической  литературе периодизации истории  развития общественно-политической  мысли в России нет. Существуют  разные точки зрения по этому  вопросу. Я придерживалась представленной  выше периодизации, в рамках которой  освещается смысловыми блоками  тема реферата.

 

              

                   Зарождение и развитие религиозно-этических

политических учений в  России.

 

Подлежащее современному изучению изложение общественно-политической мысли на Руси соотносится с именем киевского митрополита Иллариона (XI век). Он написал «Слово о Законе и Благодати» (1049 г.), где изложил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного света (иначе, Христа) над тьмою язычества. Илларион рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета - принцип закона. В основе Нового Завета лежит принцип благодати, которая для автора выступает синонимом истины. Закон, по мнению Иллариона, является лишь тенью истины, слугой и предтечей благодати. Ветхозаветные запреты, согласно утверждениям Иллариона, недостаточны. Мораль - проблема свободного человека; человек должен свободно творить доброе, что носит характер центральной идеи учения Иллариона.

Летописи далее развивают  политические идеи Древней Руси. Наиболее известны Лаврентьевская летопись (1377 г.), Новгородская летопись (XIV век), Ипатьевская  летопись (XV век).

Уникальным памятником истории  политической мысли на Руси этого  периода выступает «Повесть временных  лет» - летописный свод, созданный в 1113 году. Главная ее идея - идея единства русской земли. Этими же идеями полно  и одно из первых русских литературных произведений - «Слово о полку Игореве».

Средневековая общественно-политическая мысль характеризуется тем, что  начинается углубленное изучение человеческой душевной природы и складывается гуманистическое представление  о человеке как «образе и подобии» Бога, призванном своим трудом и  поведением поддерживать гармонию и  порядок в мире. Эта концепция  соответствовала исторической потребности  создания централизованного Московского  государства, укреплению самодержавия, борьбе с реакционными политическими  позициями боярства. Она отражается в ряде произведений политической литературы: «Повесть о Флорентийском соборе», «Послание о Мономаховом венце» и др. Эти работы были связаны общей идеей величия власти Московских государей, оправдывали принятие царем Иваном III  титула «самодержавец Всея Руси», а затем в 1485 году - титула «государь Всея Руси».

Дальнейшее совершенствование  и развитие эта идея нашла в  теории «Москва - третий Рим», выдвинутой псковским монахом Филофеем в начале  века, в период острой борьбы между приверженцами централизованной монаршей власти - «нестяжателями», и противниками идеи ограничения власти церкви в государстве - «иосифлянами».

Согласно этой теории, история  человечества представляет собой историю  властвования трех великих всемирных  государств, судьба которых направлялась волей Бога. Первым из них был  Рим, павший от язычества. Второе государство - Византия - было завоевано турками  из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - истинная хранительница православия. Она будет им до предначертанного Богом конца света - «а четвертому не быти». Московский государь - «высокопрестольный», «вседержавный», «богоизбранный» - наследник власти великих государств.

При Иване Грозном идея «Москва - третий Рим» стала основой  всех социальных теорий, политических ориентаций и религиозных чаяний Московского государства. Ее Иван Грозный  использовал для установления безграничной власти монарха и борьбы с влиянием церкви на власть светскую. При нем  же церковь попадает во все большую  зависимость от государства. В 1559 году от опричнины принимает мученическую смерть митрополит Филарет. Его обличение  Ивана Грозного было чуть ли не последним всенародным обличением государства церковью. После Филарета церковь умолкает надолго.

В одном ряду с идеями Филарета высказывания политического  оппонента Ивана Грозного - князя  Андрея Курбского, призывавшего боярство и народ бороться с опричниной. «Где лики пророков, обличавшие неправды царей? Кто отстоит обидимую братию?» - обращался князь Курбский, критиковавший тиранию Ивана IV, в первую очередь церкви, но она постепенно отучилась давать ответы на подобные вопросы.

Важное значение в развитии политической мысли в России имеет «Уложение 1649 года», принятое в царствование Алексея Михайловича - второго самодержца из династии Романовых. Во-первых, оно юридически закрепило крепостное право, превратив крестьян в рабов. Уложение 1649 года укрепило союз монарха и среднего служилого дворянства, которое явилось основой нарождающегося абсолютизма. Во-вторых, был нанесен сильный удар по политической и экономической мощи церкви, поскольку «Уложение» освобождало государство от контроля церкви в том смысле и в том объеме, в каком он существовал ранее.

Уложение 1649 года направлялось и против верхушки, и против низов  общества. В нем с политико-этической  точки зрения обосновывался новый  порядок тем, что крепостные крестьяне  должны служить дворянам, дворяне - царю, царь - Русской земле.

Одновременно с этим происходит становление бюрократического государства, создается система приказов как  органов публичной власти.

  Изданная при Алексее  Михайловиче «Табель о рангах»  (хотя считается, что она издана  Петром 24 января 1722 г.) имела своей целью превратить все население государства, не находящееся в крепостной зависимости, в «служилых людей», то есть всех поставить под контроль власти, всем дать чин и определить место в служебной иерархии. Ни один человек не должен был избежать «атрибутации», не мог быть свободным от повелений «Табели о рангах» и даже помыслить свое бытие вне ее. Таким образом обеспечивалась и сохранялась преемственность между средневековой Московией и Россией династии Романовых.

В этот же период и в ближайшем  последующем времени на Руси распространились так называемые еретические движения, в которых нашли олицетворение  оппозиционные феодализму выступления, борьба народных масс против феодальной эксплуатации в России, носившие религиозную окраску.

Еретики, отрицая основные догматы религии о божественном происхождении Христа, требовали  в своих программных выступлениях и заявлениях - «ересях» - отмены права  церкви брать мзду за обряды, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церковью богатств. Часть еретиков шла дальше, осуждая богатство и имущественное  неравенство вообще, проповедуя аскетический образ жизни.

Политические идеи того периода  находили свое продолжение и развитие в идеологии, которой были пронизаны  крестьянские восстания Ивана Болотникова (1606-1609 гг.) и Степана Разина (1667-1672 гг.). В чаяниях организаторов и участников восстаний превалировала вера в «доброго царя», желавшего дать крестьянам вольность. Эта вера была опрокинута жестокостью самодержавия, безжалостно расправившегося с восставшими.

Позже в народе родилась идея избрания царя «всей земли». Она  появилась на волне активности и  патриотизма простого люда в годы шведско-польской интервенции, побед  над захватчиками, взлета национального  самосознания. Эта мысль противоречила  старой традиции веры в божественное происхождение царской власти, но положила начало русской соборности и общинности, что в значительной степени предопределило построение политических отношений в России в дальнейшем.

В новом принципе «глас  народа - глас Божий» получило объединение  теологического и мирского видения  власти. Соборность предполагала, в  первую очередь, коллективистское «Мы» в противовес эгоцентричному «Я», исключала  несогласие, а тем более оппозицию, вела к авторитарности.

В основании соборности лежало полновластие большинства, которое  в любое время могло обернуться и тиранией большинства. Власть идентифицировалась с отцовством, предполагала решение  жизненно важных вопросов всем миром. Соборность, общинность укреплялась в России многие столетия, являлась питательной почвой для авторитаризма.

В   веках политическая мысль России питалась манихейством, характерным для русского религиозного мышления. Мысль об абсолютности, равносильности и непримиримости добра и зла, присущая этому религиозному течению, распространялась на политику. Этот подход позволял делить всех людей на своих  и чужих, друзей и врагов. В манихействе  исключалась возможность власти выступать в роли объединяющего  фактора на приемлемой для всех основе.

Патриарх Никон, например, обвиняет своих противников в  приобщенности к делам Антихриста. На этой базе формировалось противостояние государства и его граждан, предстоятелей и оппонентов официальной церкви, враждебные отношения людей друг к другу. Именно в манихействе заключался огромный разрушительный потенциал бунтов, восстаний, революций.

В допетровскую эпоху русская  политическая мысль развивалась  в согласии с развитием государственности. На Руси не было реформации в том  виде, в каком она прошла в Европе. Не произошло и перемещения эпицентра  политических воззрений на человека, его естественные права, поскольку  православие несло с собой  идею полного подчинения человека церкви. Не стоял остро и вопрос о верховенстве двух ветвей власти: церковь не только не претендовала на всевластие, но, как  правило, признавала власть князя, царя и поддерживала ее. В средневековой  Руси сложилась манихейская традиция перепадов в позициях, ненависти  к противникам.

 

Гражданские концепции в  общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.

 

На рубеже XVII и XVIII веков русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.

Крутая ломка ряда вековых  устоев, перестройка традиционных отношений, резкий поворот в духовной жизни  родили и новые общественно-политические воззрения. Новым стало то, что  они находили свое выражение в  законодательных актах абсолютистского  государства, в бесчисленных указах, регламентах, уставах, манифестах, многие из которых были написаны самим Петром или отредактированы им же. Главными идеями этих законоположений были забота государя об общем благе людей, трактовка  власти государя как надзаконной и неограниченной.

Информация о работе Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России