Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:45, контрольная работа
В данной работе я буду рассматривать Развитие политической мысли в России. Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию. Конкретные внутри- и внешнеполитические условия определили особенности тех проблем и способы их решения, которые обосновывались политической мыслью. Так же не маловажная тема обсуждения демократии
Введение…………………………………………………….…………….4
1. Развитие политической мысли в России…..…………………….12
2. Демократия: общие принципы и формы……………………….…12
3. Общественное мнение и общественные настроения………….…16
Список литературы…………………………………………………..….
Контрольная работа
Политология
Тема:
Развитие политической мысли в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….…
Список литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе я буду рассматривать Развитие политической мысли в России. Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию. Конкретные внутри- и внешнеполитические условия определили особенности тех проблем и способы их решения, которые обосновывались политической мыслью. Так же не маловажная тема обсуждения демократии. Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее. Ко всему выше сказанному нельзя обойтись без мнения окружающих, Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок.
Развитие политической мысли в России происходило в тесной взаимосвязи со становлением русской государственности и во многом зависело от ее своеобразия. Политическая мысль России имела отличную от Запада логику развития и опиралась на иную культурную традицию. Конкретные внутри- и внешнеполитические условия определили особенности тех проблем и способы их решения, которые обосновывались политической мыслью.
Первая особенность состояла в том, что политические идеи вплоть до конца ХIХ в. были составной частью религиозной, этической и философской мысли и не обладали самостоятельным статусом. Отчасти в этом обнаруживается сходство с развитием западной политической мысли, с той лишь разницей, что уже в ХVI в. в Европе зародилась политическая наука, представлявшая собой самостоятельную отрасль знания. Формирование политических идей в течение длительного времени внутри православия наложило отпечаток на ее содержание. Вторая особенность была связана с тем, что политическая мысль России опиралась на культурную традицию соборности, отрицавшую ценность индивидуальной свободы и самодостаточность человеческого «Я». Традиция соборности, общинности предполагала иные, чем на Западе, средства организации жизни общества с акцентом на авторитарные начала власти, культивировала ценности равенства, согласия, зависимости индивида от государства.
Третья особенность в развитии политической мысли нашла отражение в апологетически-охранительном характере политических теорий вплоть до появления революционно-демократических идей середины ХIХ в. (В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.), призывавших к насильственному свержению самодержавия через восстание народа.
Четвертая особенность состояла в том, что важнейшей составляющей политических теорий в России была русская идея, с помощью которой обосновывался особый исторический путь, богоизбранность ее народа. Этот путь не похож на развитие западных стран, идущих «ложной» дорогой. Самобытность России объяснялась развитой способностью народа примирять личную свободу и общее благо.
Пятая особенность проявлялась в востребованности политических идей практикой, в развитой практической функции политических теорий. Политические идеи выступали важным средством решения политических проблем: объединения земель, укрепления политического могущества князей, абсолютной власти монарха и т.д. Поэтому власть в России во все времена активно использовала политические идеи.
Периодизация эволюции политической мысли в России отлична от западноевропейской. По нашему мнению, можно выделить следующие этапы в ее развитии: Х–ХVII вв. считаются древнерусским периодом; ХVIII – начало ХIХ вв. – время изучения и переосмысления западноевропейского политического опыта; с середины ХIХ в. начался процесс исследования собственно российской буржуазной политической практики и складывания отечественной политической теории.
Первый период отражен в текстах историко-литературных произведений (повести, сказания, «слова»), в грамотах и высказываниях царственных особ, в небольших сочинениях духовных и гражданских должностных лиц. Среди них Иосиф Волоцкий (1439–1515) и Максим Грек, А. Курбский (1528–1583) и Иван Грозный (1530–1584) С. Шаховской и И. Хворостинин. Традиционными темами первого периода были взаимоотношения церкви и государства, закона и законности, идеального государя, возможности недопущения перерастания самодержавной власти в тиранию, суверенность Российского государства. В этот период возникает идея великодержавности, прошедшая через всю отечественную историю.
В ХIV–ХVI вв. складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное значение приобретают проблемы укрепления самодержавной власти и вопросы об исторической перспективе Русского государства и о его роли среди мировых держав. В спорах по этим и другим проблемам сформировались основные направления политической мысли этого периода; «нестяжатели», «иосифляне», теория «Москва – третий Рим», деспотическая доктрина Ивана Грозного, тираноборческая идеология А.М. Курбского, идейная платформа И.С. Пересветова.
Гораздо медленнее, чем в Западной Европе, политическая мысль на Руси освобождалась от патронажа религии, практически не анализировалась республиканская идея, не культивировались вопросы демократии.
С реформ Петра I начинается новый этап в истории российской политической мысли. Государство становится дворянским, формируется идеология этого класса. Политические интересы дворянства были выражены в работах Ф. Прокоповича (1681–1736), Ф. Салтыкова, А. Кантемира, В. Татищева (1686–1750). Они ознакомили российское общество с идеями европейских просветителей.
Во второй половине ХVIII в. политико-правовая
мысль России развивалась в нескольких
направлениях. Консервативно-
Начало ХIХ в. в развитии политической мысли характеризуется, с одной стороны, прогрессивными разработками М.М. Сперанского (1772–1839), декабристов П.П. Пестеля (1793–1826), Н.М. Муравьева (1795–1843), а с другой – реакционными идеями и политическими действиями А. Аракчеева, А. Шишкова и других носителей официальной идеологии.
Политическая мысль России второй половины ХIХ и начала ХХ вв. многоцветна. Она представлена множеством направлений, течений, школ. В это время поисками путей социально-политического развития страны занимались: славянофилы, западники, народники, революционные демократы, анархисты, почвенники, марксисты и т.д. В это время были созданы либеральные концепции о государстве и праве, политико-религиозные теории.
Одним из направлений политической мысли во второй половине ХIХ в. в России явилось славянофильство. Его видными представителями были братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин (1819–1876), А.С. Хомяков (1804–1860), Н.Я. Данилевский (1822–1885), К.Н. Леонтьев (1831–1891). Суть политических идей славянофилов проявилась в идеализации русской старины. Они считали, что в основе развития российского общества лежит «общинное начало». Этому началу чуждо государство, аппарат которого привнесен в Россию варягами. Только развивая «общинное начало», полагали славянофилы, можно утвердить благопристойный политический и правовой порядок в России. Такой порядок нельзя внедрить путем заимствований тех или иных установлений политической жизни стран Западной Европы.
Естественное развитие России, по мнению славянофилов, было нарушено реформами Петра I. Эти реформы исказили основы жизни российского общества. Это искажение необходимо устранить. Историческое предназначение России, полагали они, состоит в том, что она может дать миру новый порядок, суть которого будет определяться ценностями православия и качествами русского национального характера.
Политический мысли славянофилов противостояли социально-политические воззрения западников, среди которых наиболее видными были П.В. Анненков (1813–1887), И.В. Вернадский (1821–1884), Т.Н. Грановский (1813–1855), К.Д. Кавелин (1818–1885). Название «западники» они получили потому, что доказывали необходимость развития России по образцу стран Западной Европы.
Западники верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Именно она указывает, по их мнению, правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Поэтому западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада, пройти тот же самый путь развития, чтобы слиться с ним в одну общечеловеческую культурную семью. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской экономической, социальной и духовно-культурной жизни
В дискуссиях между западниками и славянофилами некоторые ученые популяризировали в России идеи либерализма. К.Д. Кавелин разрабатывал вопросы государственности, политического консенсуса. Б.Н. Чичерин (1828–1904) исследовал проблемы политических партий, развивал теорию общности истории России и Европы. В целом российский либерализм был утопичным, выступал защитником существующего строя, надеялся на его усовершенствование сверху. Идеи либерализма в России особой популярностью не пользовались и были распространены в основном среди вузовской интеллигенции, разночинцев и т.д.
Революционно-демократическая политическая мысль в России в 40-60-х годах ХIХ в. с наибольшей полнотой представлена в учениях В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.А. Добролюбова (1836–1861), Н.Г. Чернышевского (1828–1889). Все они были единодушны в том, что главную движущую силу развития общества составляют народные массы. Сам исторический процесс они понимали как борьбу угнетенных классов со своими угнетателями. Поэтому они активно отстаивали право народных масс на борьбу, восстание, революцию. Большое внимание революционеры-демократы уделяли вопросам будущего социально-политического устройства страны. Они полагали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это, по их мнению, могла бы республика, в которой власть принадлежит народу.
Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине ХIХ в. в России явилось народничество – движение разночинной интеллигенции, видными представителями которого были П.Л. Лавров (1823–1900), П.Н. Ткачев (1844–1886) Н.К. Михайловский (1842–1904), В.П. Воронцов (1847–1918) и другие.
Народники главным двигателем истории считали критически мыслящие личности. Все они указывали на специфический путь России к социализму. По их мнению, Россия может перейти к социализму путем крестьянской революции. Участники этого движения поставили своей практической задачей служение народу. Вначале формой такого служения стало «хождение в народ» разночинной молодежи, чтобы просвещать и лечить крестьян, а вместе с тем поднимать их на революционную борьбу против самодержавия. Затем народничество перешло к тактике революционного террора, которая была наиболее характерной для деятельности организации «Народная воля». Народническая идеология соединяла в себе демократические политические идеи с идеями крестьянского социализма. В народничестве существовали две тенденции – революционная (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.) и либеральная (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.), которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики.
Заметным явлением политической мысли России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. явился анархизм, представлявший собой течение, отрицающее политическую власть и провозглашающее своей целью уничтожение государства. Видными теоретиками данного течения в России явились М.А. Бакунин (1814–1876) – представитель коллективистского анархизма, и П.А. Кропоткин (1842 –1921) – представитель коммунистического анархизма.
Важным, неотъемлемым направлением политической мысли России с конца ХIХ в. стал марксизм. Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существующего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития. Размежевание российской социал-демократии на радикальное крыло – «большевиков» и реформистское – «меньшевиков» произошло на II съезде РСДРП (1903), где «умеренные» оказались в меньшинстве, выступая против организации партии нового типа, со строгой внутрипартийной дисциплиной и фиксированными обязанностями ее членов, и руководящей роли пролетариата и его партии в грядущих революциях.