Восточные славяне. Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.

Файлы: 1 файл

Реферат-Восточные славяне.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Н.М.Карамзин

Но вернемся к Олегу.

И так, в 907 году был поход Олега на Византию.

«Когда  русские корабли  явились пред Константинополем, говорит предание, то греки замкнули гавань, заперли город. Олег вышел беспрепятственно на берег, корабли  были выволочены, ратные рассеялись по окрестностям Царьграда и начали опустошать их: много побили греков, много палат разбили и церквей пожгли; пленных секли мечами, других мучили, расстреливали, бросали в море. Предание прибавляет, что Олнг велел поставить лодки свои на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах по суше к Константинополю».

С.М.Соловьев

«Получается отталкивающая картина  диких разрушений и грабительских  погромов»

А.В.Карташев

После взятия Константинополя (в 907 году) и через четыре года (в 911 году) с греками были заключены два договора, которые дали русам возможность получить преимущественные права торговли в Константинополе. Но если договор 907 года был следствием военного успеха, то заключенный через четыре года документ свидетельствовал о высоком статусе государства восточных славян, с которым приходилось считаться столь могущественному соседу, как Византия.

«Доселе  одни словесные предания могли руководствовать  Нестора, но желая  утвердить мир  с Греками, Олег вздумал  отправить в Царьград послов, которые заключили  с империею договор письменный, драгоценный и древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в нашей летописи».

Н.М.Карамзин

«И  живяше Олег мир имеа ко всем странам княжа  в Киеве…» 

В 912 году Олег умер.

«…Летописец повествует о следствия  кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак Олег не только ужасал врагов: он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а простой люд- народозащитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей князь был истинным основателем ее величия».

Н.М.Карамзин

В поисках первоисточников, давших основания для написания  «Начальной» Несторово- Сильвестровой  летописи мы с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.

Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию, Олдур сказал своей дружине:- Посмотрим на погрязший в болото курган, под которым погребли мы коня Факса. Он пришел к кургану и сказал: -Теперь нет уже никакой опасности от предсказания ворожеи, угрожавшей мне смертию от Факса. И вдруг загорелось болото и никаких следов не осталось от кургана: лежала только гнилая голова коня. Увидев ее, Олдур сказал: -Узнаете ли голову коня? Кругом стоявшие подтвердили: - Это Факсова голова. Тут выскочила из конской головы змея и уязвила его в пяту, отчего все тело его заразилось ядом».

А вот и русский (уже не саговый, а летописный) текст  пд годом 6420 (912). «Олег спросил кудесника: «Отчего ми есть умрем?» И рече ему кудесник один: «Княже, конь, егоже любиши и ездиши на нем, от то и умрети». Олег же приим въ уме, си рече: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того», и повелелъ кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на греки иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от него же бяхуть рекл волсвли умрети, призва старейшину, конюхом, рече: «Како есть конь мой, его же бех поставил кормити и блюсти его?» Он же  рече: «Умерл есть». Олег же посмеялся и укори кудесника, реча: «То ли неправо глаголють волсви, но все ложь есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повелелъ оседлати конъ: «А то вижу кости его». И приде на место, идеже беша лежащее кости его голы и лоб гол, и сседе коня, и посмеялся рече: «От сего ли лба смерть было взяти?» И вступи ногою на лоб; и выникнувши змия изо лба и уклюну в ногу, и с того разболелся и умре».

Откуда кто  взял? Норвежцы ли из «Нестора», или  Нестор у норвежцев?... Или никто  у кого не «брал»? Ведь переселенцы  из одной земли в другую, став дедами, в старину, как и теперь, любили рассказывать внукам приключения своей молодости. А внук, сам ставши дедом, передаст историю потомкам, уже не задумываясь, где и когда происходили дела старины седой… и происходили ли вообще. Так норвежские события становятся русскими или наоборот; для сборника сказок это неплохо, но вот когда иностранная сказка становится фактом отечественной истории- возникает путаница.

После смерти Олега  великим князем киевским стал Игорь, правивший до 945 года. Князь Игорь считается фактическим родоначальником династии Рюриковичей. Одни историки считают его сыном Рюрика, а другие- потомком легендарного Кия. В любом случае, с вокняжением Игоря (912-945 гг.) окончательно утвердилась династия киевских князей. Его правление оказалось менее бурным, чем его предшественника и опекуна- Олега. В летописи сделано всего пять записей за 33 года. Он подавил восстание древлян, отложившихся было от Киева, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. В 915 году ему удалось заключить с ними мирный договор. Но в 920 году была война князя Игоря с печенегами. Правда, народное предание не донесло до летописца сведений об этой войне.

В 941 году совершил неудачный поход на Константинополь. Поход 944 года ознаменовался успехом, Византия предложила Игорю выкуп, между греками и русскими был заключен договор. «В 941 году русский князь пошел морем к берегам Империи, болгары дали весть в Царьград, что идет Русь; выслан был против нее протовестиарий Феофан, который пожег Игоревы лодки греческим огнем. Потерпев поражение на море, русы пристали к берегам Малой Азии и по обычаю сильно опустошали их, но здесь были застигнуты и разбиты патрикием Вардою и доместиком Иоанном, бросились в лодки и пустились к берегам Фракии, на дороге были нагнаны, опять разбиты Феофаном и с малыми остатками возвратилися назад в Русь. Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом; на этот раз он говорит, что Игорь… собрал много войска…Тогда, по преданию, послал к Игорю лучших бояр с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и еще к ней».

В 945 году был  заключен договор Руси с греками. Но он был не так выгоден для  Руси, как договоры Олега- видны ограничения в торговле, свободе передвижения по Византии, а также времени пребывания там. Договор ограждал крымские владения Византии от посягательств со стороны Руси.

Вообще, за время  его правления с Византией  было заключено два договора.

В этом же 945 году киевский князь Игорь, в нарушение всех обычаев, сделал попытку дважды получить дань с древлян. За что и был ими убит.

В 945-957 гг. правила  княгиня Ольга в качестве регентши малолетнего князя Святослава. После  убийства Игоря она отомстила  за смерть мужа. Жестоко подавила восстание древлян. Затем предприняла объезд некоторых земель, установив фиксированный размер повинностей для древлян и новгородцев, организовав специальные административные центры для сбора дани- становища и погосты. Так была установлена новая форма получения дани- так называемый «повоз». К определенному сроку дань доставлялась на становища или погосты, причем в качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала) или дом, имеющий очаг (дань от дыма).

Ольга значительно  расширила земельные владения Киевского  великокняжеского дома. В 955 году она посетила Константинополь, где приняла христианство. Следствием  этого путешествия было и то, что во все времена царствования Константина Багрянородного, сына его и Никифора Фоки Киевская Русь соблюдала мир и дружбу с Византией.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Ольга правила в период малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 году ей пришлось руководить защитой Киева от нападения печенегов.

Поход княгини  Ольги на древлян и новгородцев  означал начало ликвидации автономии союзов славянских племен, входивших в состав русского раннефеодального государства. Это привело к слиянию военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя. Так произошло объединение древнерусской служилой рати, возглавляемой великим князем киевским. Постепенно он становится верховным собственником всех земель русского государства.

В Х веке на Руси происходит процесс формирования великокняжеской  вотчины. Так назывались земли, которые  полностью принадлежали русским  феодалам и передавались по наследству. Одновременно с образованием соседской общины бывшая племенная знать превращается в профессиональных воинов. Они защищали (наступая и обороняясь) земли своего племени, для чего забирали определеннуюдолю продуктов труда земледельцев и ремесленников. В укрепленных дворах феодалов находились запасы железных изделий, зерна, холста, мяса и других продуктов. В случае стихийного бедствия или неурожая крестьянин мог прийти на этот двор, чтобы взять взаймы то, что ему жизненно необходимо.

Феодалам это  было выгодно, поскольку в противном  случае крестьянин был вынужден уйти в другие места, чтобы не умереть  с голоду. Получивший такую ссуду (купу) крестьянин превращался в  закупа. Если он не отдавал выданные ему продукты в установленный срок, то он становился холопом, то есть попадал в полную зависимость от феодала. Количество несвободных людей постепенно росло.

Вотчина была своеобразным государством в миниатюре. В ее составе  были крестьяне- общинники (люди), крестьяне- смерды (обязанные нести и военную службу), а также закупы, работавшие как на своем, так и на господском поле. Кроме того, были управители, работавшие на основании договора, заключенного с хозяином (рядовичи). А также те, кто непосредственно обслуживал хозяйство,- дворовая челядь, холопы, воины- дружинники.

Во главе вотчины  находился князь, который являлся  в ней судьей и военачальником. Нередко хозяйство одной вотчины  включало в себя несколько населенных пунктов. Как и европейская феодальная усадьба, русская вотчина существовала на основе натурального хозяйства. Поэтому она не нуждалась в развитии торговли. Однако такая замкнутость неизбежно мешала ее развитию, поскольку оно было невозможно без постоянных торговых связей.

Великий князь Киевский
Дружина

Старшая дружина: бояре, мужи

Младшая дружина:

гриди, отроки, детские

Местные (удельные) князья, посадники, волостели
Местная дружина
Погосты, становища, волости
 

В 964 году в правление  Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав Игоревич (945-972). При нем до 969 года Киевским государством в значительной мере правила его мать- княгиня Ольга, так как Святослав Игоревич почти всю жизнь провел в походах. Святослав прежде всего был князем- воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. При нем завершился столетний период далеких походов княжеской дружины, обогативших ее.

Историки единодушно отмечают, что в Святославе удачно слились талант полководца и талант дипломата. Проводя большую часть времени в походах и битвах, он не набирал большого войска, а доверялся немногочисленной дружине из числа отборных воинов.

«Идя  в поход, возов  за собою не возил, ни котлов, потому что  мяса не варил, но, изрезав  тонкими ломтями  конину, или зверину, или говядину, пек  на угольях; шатра  у него не было, а  спал он на конском потнике, положивши седло под голову; так вели себя и все его воины».

С.М.Соловьев

Святослав резко меняет политику государства и начинает планомерное укрепление границ Руси. В 964-966 гг. Он освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х годах Х века разгромил Хазарский каганат и взял столицу каганата город Итиль, воевал с волжско- камскими болгарами. Укрепил и расширил границы Киевской державы (присоединены Тмутаракань, Саркел, Керчь). Открыт свободный торговый путь на Восток. В 967 году, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей, Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, Святослав вторгся в Болгарию: занял ряд городов по Дунаю и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Поход был прерван из- за нападения на Киев печенегов.

В 969 году Святослав  назначил своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене, Владимира в Новгороде. Этот шаг  привел к длительной усобице между  братьями, длившейся более десяти лет.

970-972 года- поход Святослава на Византию (971 год- битва у Доростола). В союзе с болгарами и венграми он начал воевать с Византией, но неудачно и был вынужден заключить мир с византийским императором. Война, с одной стороны, окончилась неудачно для Руси ( Святослав, по мирному договору, обязывался уйти из Болгарии). В то же время лодьи Святослава были доверху нагружены добычей и данью, заплаченной Византией. На обратном пути в Киев,  Святослав Игоревич у днепропетровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными византийцами о его возвращении. Правление Святослава Игоревича было временем широкого выхода древнерусского государства на международную арену, периодом значительного расширения его территории. С его смертью в Киевской Руси прекратилось единодержавие.

Информация о работе Восточные славяне. Киевская Русь