Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:28, реферат
Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.
С. М. Соловьев
862 год- призвание
епископа из Константинополя
в Киев.
«И народ россов, воинственный и безбожнейший, император привлек к переговорам и, заключив с ними договор, убедил их сделаться участниками божественного крещения и устроил так, что они приняли епископа».
Н.
М. Карамзин
После этих событий
в Новгороде началась междоусобная
борьба. Чтобы прекратить кровопролитие,
новгородцы решили пригласить варяжских
князей, как третью сторону, стоявшую
над борющимися группировками. В 862
году князь Рюрик, живший на землях за
Ладогой, был призван на Русь новгородцами,
и с него началась русская княжеская династия,
которую по традиции называют Рюриковичами.
864 год- образование
державы Рюрика.
«До нашего начального летописца дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух лет от призвания…всю власть принял Рюрик…»
С.М.Соловьев
*Одни историки считают Рюрика скандинавом, другие- выходцем из славян, живших на южном берегу Балтики. Многие историки оспаривают реальность существования Рюрика.
Датой образования древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив правивших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Поскольку столица стала находиться в Киеве, это государство и стали называть Киевской Русью.
Итак, древнерусское
государство сложилось в
*Феодальный способ производства материальных благ- способ производства, при котором главное средство производства (земля) находится в руках крупных собственников- феодалов, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом отдает часть производимого им прибавочного продукта феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды этой ренты можно свести к натуральной, отработочной и денежной.
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые ее высказали приглашенные в Россию в ХVIII веке немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Согласно этой теории, русские обратились к норманнам (так тогда называли выходцев из Скандинавии), для того чтобы те навели порядок на русской земле. В ответ на Русь пришли трое князей: Рюрик и два его брата- Синеус и Трувор.
Основанием для подобной теории стало укоренившееся в трудах немецких историков положение об отсутствии предпосылок для образования государства у восточных славян.
Последующие исследования убедительно опровергли данную теорию, поскольку определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно. Одним из первых противников этой теории был М. В. Ломоносов. С другой стороны, рассказ об иноземном происхождении власти достаточно типичен для средневековых хроник и встречается в древних историях многих европейских государств.
Споры норманистов с их противниками положили начало многовековому спору об основании Древнерусского государства.
Арабским, иранским и средне- азиатским географам были известны 3 политических образования Руси(9-10 вв.): Куявия, Славия, Артания. По свидетельству «Повести временных лет», в 9-10 вв. существовали княжения в землях древлян, дреговичей, полочан. Археологическими раскопками установлено, что в середине 9 века на так называемом Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) возникла княжеская резиденция, вещевые комплексы которой имели ярко выраженную скандинавскую окраску, что может быть соотнесено с летописным рассказом о призвании князя верхушкой славянских и местных угро- финских племен «из заморья». В этом государственном образовании доминировали ильменские словене и кривичи.
При оценке раннефеодальной монархии на Руси следует иметь в виду два обстоятельства. Первое из них касается политического устройства этого раннефеодального государства. Во главе его стоял киевский князь, который назывался «великим князем». Он правил при помощи совета, состоявшего из других князей и дружинников.
Княжеская дружина делилась на старшую (так называемые бояре, мужи) и младшую (так называемые гриди, отроки). Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся, как правило, старшей дружиной. Ее представители получали от князя право на доходы в виде дани с населения, находившегося в их юрисдикции. Постепенно с развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками. Они вели собственное хозяйство, эксплуатируя труд закабаляемых ими крестьян. Такие дружинники постепенно набирали силу и уже могли в дальнейшем противостоять великому князю как своими собственными воинскими формированиями, так и своей экономической силой.
По некоторым источникам местная знать заключала с приглашенным князем договор, согласно которому сбор государственных доходов с подвластных племен осуществлялся представителями местных верхов, а не княжеской дружиной. Этот договор, как установлено источниковедческими исследованиями, лег в основу традиционных взаимоотношений новгородцев с князьями.
Города укреплялись княжескими посадниками, которые в ряде случаев могли проводить уже независимую от великого князя политику. Подобная аморфность, нечеткость и достаточно слабая консолидация правящей верхушки характерны для многих раннегосударственных образований.
Второе обстоятельство, касающееся сути раннефеодальной монархии Киевской Руси,- это социально- экономический аспект, заключающийся в нечеткости социальной и классовой структуры Киевской Руси. Класс феодалов в это время весьма пестр по своему составу. Это были великий князь с его приближенными, представители старшей дружины князя, ближайшее окружение князя- бояре, представители феодализирующейся верхушки населения на местах, как правило, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.
Зависимое, эксплуатируемое население было также весьма пестрым по своему составу и состояло из различных группировок. К нему принадлежали холопы-люди, утратившие свою свободу в результате продажи, долгов, семейного или служебного положения. Это была и так называемая челядь, т.е. те, кто потерял свою свободу в результате плена; закупы- крестьяне, вынужденные обращаться за помощью к боярину и получавшие от него «купу»- ссуду деньгами, зерном или тягловой силой. Попытка закупа убежать от своего кредитора каралась превращением его в раба- холопа. Можно назвать и рядовичей. Это были зависимые люди, вынужденные заключить с феодалом какой- либо договор- так называемый «ряд»- и вынужденные выполнять согласно этому договору какую- либо работу. Среди зависимого, эксплуатируемого населения были так называемые «изгои», т.е. люди, отторгнутые земледельческой общиной и вынужденные идти в повинностную службу к князьям и боярам.
Основную массу сельского населения в это время составляли свободные общинники, обложенные только данью. Их чаще всего называли смердами. По мере захвата их земель и угодий они превращались в феодально- зависимых людей. Дань, которую они несли, перерастала в оброк, тем самым они превращались из свободных в феодально- зависимых людей.
Грань между свободой и зависимостью, зависимостью и рабством была очень зыбкой. Как таковые, классы раннефеодального общества еще не оформились окончательно, процесс классообразования в это время еще не получил своей завершенной формы. Все это проецировалось на политические институты, экономику и социальную жизнь государства Киевская Русь, придавая ему еще незрелый раннефеодальный характер.
Союзы восточно- славянских племен юга и юго- запада Руси находились в 9 веке в зависимости от Хазарского каганата (северяне, радимичи, вятичи, поляне) и, вероятно, Великой Моравии (волыняне, белые хорваты и другие). Согласно «Повести временных лет», правившие в Киеве Аскольд и Дир освободили полян от хазарской зависимости. Уже в 30-х гг. 9 века Киев был самостоятелен и претендовал на главенствующую роль среди других городов восточных славян. Вероятно, тогда же киевский князь принял титул хакана, уравнивавший его с правителем Хазарии, в то время сильнейшим властителем восточной Европы. Во второй половине 9 века соперничество между «Севером» и «Югом» за гегемонию в восточно- славянском мире усилилось. После похода на Византию в 60-х гг. 9 века южный правитель (или правители?) пошел на сближение с Византийской империей, приняв христианство. Одновременно Киев улучшил отношения с Хазарским каганатом, разрешившим транзитную торговлю русским купцам со странами Востока (по данным арабского географа 9- начала 10 вв. Ибн Хордадбеха).
Образование единого восточнославянского государства Русь связывается с именем варяжского князя Олега (Вещего) (879-912 гг.), родственника полулегендарного Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика при малолетнем Игоре. До 882 года Олег правил в Новгороде. В 882 году он совершил поход в земли кривичей и захватил Смоленск, затем взял Любеч и Киев, который сделал столицей своего государства и назвал «матерью городов русских».
«Княжение варяга Олега в Киеве- незначительный и недолговременный эпизод, раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и историками- норманистами».
Б.А.Рыбаков
Борьба между «севером» и «Югом» закончилась победой «Севера», когда в 882 году, согласно «Повести временных лет», Олег захватил Киев и сделал его столицей государства, объединившего северные и южные земли восточных славян (Киевская Русь), а затем освободил земли северян и радимичей от хазарской дани.
Перенос столицы
вновь образованного
Позже Олег присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 году осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 году Олег заключил выгодный торговый договор с Византией, открывший возможности торговли русскими богатствами (медом, воском, мехами) с другими странами. Таким образом, при Олеге начинает формироваться территория раннерусского государства путем насильственного присоединения племенных славянских союзов к Киеву. Для укрепления своей власти вокруг Киева он «поставил» многочисленные острожки. Со времени правления Олега складываются внутригосударственные отношения (межплеменные, общественные), которые были столь характерны для Древнерусского государства и в более позднее время его существования и даже сохранились в период раздробленности.
Олег был активным врагом проникшего на Русь христианства. К слову сказать, некоторые восторженные люди любят повторять, что у нас уже более тысячи лет народ- православный!.. На самом деле о православном народе можно стало говорить лишь с ХVII века. Ведь то, что в Х веке крестили часть населения города Киева, еще ничего не значит. Православие стало массовым у нас в стране, когда появилось достаточное количество храмов, доступных для большинства населения. То же самое можно сказать и об исламе приволжских народов.
А что же происходило
с нововведенным культом от момента
его появления на территории нашей
страны и до занятия им действительно
господствующего положения в обществе?
Он адаптировался к традициям этой территории.
В 903 году для князя Игоря избрали супругу- будущую княгиню Ольгу.
«В особенном ее Житии сказано, что Ольга была Варяжского простого рода, и жила в веси, именуемой Выботскою, близ Пскова; что Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность, и предпочел сию… сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супруги в самом низком состоянии людей: ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему древнему Летописцу…»