Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:28, реферат
Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.
Восточные
славяне. Киевская Русь.
Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.
Изучение истории и систематизация летописных данных началась еще позже. Основными составителями русской истории стали: основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и ярый враг норманизма М.В.Ломоносов (1711-1765), В.Н.Татищев (1686-1750) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), и князь М.М.Щербатов (1733-1790), написавший «Историю России с древнейших времен» в семи томах, ставшую как бы прологом к Карамзину (1766-1826). Посмотрите на даты жизни этих ученых! Они составляли древнюю русскую историю в ХVIII веке.
Интересно, что прежде, чем приступить к написанию истории Древней Руси, Г.Ф.Миллер десять лет провел в Сибири, разыскивая ТАМ копии документов по истории Руси. Странно, не правда ли? Отчего же поехал он в Сибирь для собирания исторических документов? Ведь «Древняя Русь» располагалась отнюдь не в Сибири! Очевидно, архивы старых русских городов вызывали у историка сомнения, и он полагал, что вдали от политических центров может найти более достоверные материалы.
Лишь в ХIХ веке, в 1805-1809 году Август Людвиг Шлецер, немецкий историк на русской службе, впервые опубликовал, да и то по- немецки, Несторову летопись. В 1809-1819 годах Д.И.Языков перевел ее на русский язык, посвятив свой перевод императору Александру I. И в это же время, в самом конце ХVIII века или в начале ХIХ, ГРАФОМ а.и.Мусиным- Пушкиным (1744-1817) была открыта Лаврентьевская летопись, а издали ее только в 1846 году. Тот же Мусин- Пушкин в 1795 году обнаружил и рукопись «Слова о полку Игореве».
Первая связная «История государства Российского» со времени его воображаемого основания появилась уже в ХIХ веке. Составил ее Н.М.Карамзин, который в 1816-1825 годах выпустил при субсидии правительства одиннадцать томов, а последний, двенадцатый том вышел в 1826 году после его смерти…
Такова была
история сведения воедино данных разных
летописей и их первичных толкований.
Рассмотрим же историю появления государства
Российского.
Апостола Андрея Первозванного, старшего брата апостола Петра, считают святым покровителем Российского государства. Как гласит легенда, он проповедовал христианство в Скифии, совершил путешествие по Днепру, бывал на берегах озера Ильмень, где встретил славян. На киевских горах Андрей установил крест и предсказал, что здесь будет сооружен великий город.
«И проиде в вустье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе… И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест…идеже послеже бысть Киев…»
Св. ап. Андрей прв.
Через много лет в ХVIII столетии архитектор В. Растрелли возвел в Киеве на месте легендарного креста церковь, названную Андреевской. Высшим знаком отличия в России был орден Андрея Первозванного. В честь святого апостола назван Андреевским флаг военно- морского флота России.
Как же все начиналось?
Древнейшие письменные
свидетельства о тех временах
содержатся в сочинениях византийских,
готских, арабских авторов (Прокопий Кесарийский(VIв.),
Иордан, аль Якуби, Ибн Хордадбех и др.).
Но самым важным источником считается
«Повесть временных лет». Эта летопись
включает разнородные материалы, принадлежащие
разным авторам конца Х- начала ХIIвв. Но
основной текст «Повести» составлен монахом
Киево- Печорского монастыря Нестором.
Предшественниками «Повести» были летописи,
составленные при Владимире I, Ярославе
Мудром; летописный свод митрополита Иллариона,
создававшего его под именем монаха Никона
в 60-70-е гг. ХIв.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Предков славян, которые населяли бассейн рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. Греческий историк Геродот, посетивший их территории а V веке до н.э., называл их «сколотами» или «борисфенитами» по месту обитания- реке Борисфену (так в древности назывался Днепр).
В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территория от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.
В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен. Большей частью племенные союзы у славян были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми. Такой племенной союз включал от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.
Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по верхнему течению Днепра и Западной Двине- кривичи, по берегам Припяти- древляне. На Днестре, Пруте, в нижнем течении Днепра и на северном побережье Черного моря жили угличи и тиверцы. Севернее, в западных областях современно Украины,- волыняне. Еще севернее- от Припяти до Западной Двины- дреговичи. По левому берегу Днепра и вдоль Десны- северяне, по реке Сож, притоку Днепра,- радимичи. Вокруг озера Ильмень- ильменские славяне (словене).
Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге- печенеги и хазары, на востоке- волжские болгары и многочисленные5 угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома).
Ранняя история западных славян представлена Волынцевской, Корчакской, Роменско- Боршевской и другими археологическими культурами.
* (Археологические
культуры- совокупность
памятников, которые
относятся к одной территории
и эпохе и имеют общие
особенности.)
Общие черты
этнического облика восточных славян
сложились в 6-9 вв. на территории Восточной
Европы в результате длительной и
сложной перегруппировки
Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К 9-10 вв. восточные славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до черного моря на юге; от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на Востоке.
С начала 8 века у восточных славян происходили значительные сдвиги в социально- экономической жизни, сопровождавшиеся ростом населения.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки.. Выращивали славяне и технические культуры- лен, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялись подсечно- огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два- три года давал достаточно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона- суковатка. Убирали урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из- за большого количества плодородных земель участки засевали в течении нескольких лет, а после истощения почвы ее оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем все снова повторялось.
Землю обрабатывали вначале деревянным валом, а затем плугом с железным лемехом. Применение железных орудий позволило увеличить площади распаханных земель и перейти к пашенной форме земледелия. Славянам были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся земля делилась на две части. Одна использовалась для выращивания хлеба, а другая половина отдыхала- находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, засеваемого осенью, выделялось еще и яровое, на котором сеяли весной. Однако эта форма получила распространение преимущественно в южных районах, поскольку на лесном Севере долго не было необходимых площадей распаханной земли. Там долго сохранялась подсечная форма земледелия.
При раскопках
были обнаружены ямы- хранилища. Некоторые
из них могли вместить до 5 тонн зерна,
что свидетельствует о
Восточные славяне также занимались оседлым скотоводством- разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе- лошадей.
Охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) сохраняли важное место в хозяйстве. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Мед, пчелиный воск и меха были основными предметами внешней торговли.
Развивались ремесла (выработка железа, кузнечное, ювелирное дело), а также торговля на пути «из варяг в греки».
Хочется немного сказать о древнем календаре. Теперь мы живем по календарю, разделенному на четыре сезона. Исконный же русский календарь содержал их всего три. Самый длинный был зимний. Его границы определялись с того момента, когда скотину переводили на привязное содержание и питание заготовленными кормами, и до марта, когда появлялась первая трава, и скотину можно было уже выпускать на дополнительную подкормку.
Следующий после этого сезон заканчивался в июне моментом, когда начинался массовый покос. В это время занимались подготовкой будущего урожая. Так, например, подстилка из- под скотины вместе с навозом шла на удобрения. А откуда взялась подстилка? Из отходов производства, ибо так утилизировали солому, оставшуюся после обмолота зерновых. В хозяйстве старались из всего получить пользу.
Наконец, третий сезон- время усиленной подготовки к долгой зиме. Собирались зерновые, ягоды, грибы и т.д. Перед началом зимнего сезона проводили ревизию всего заготовленного провианта для себя и животных. В середине зимы проходила вторая ревизия: проверялось, хватит ли еды до нового урожая (так определялась норма потребления на оставшееся время), а чуть подпорченное или подмороженное шло на стол, обеспечивая праздник, известный ныне как Новый год.
Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перуну- богу грозы, «творцу молний», Хорсу- богу солнца. Божества Даждьбог и Стрибог были связаны с земледельческим культом; Велес (Волос)- покровитель скотоводства; Мокошь (Макошь)- женское божество плодородия. Культ Рода и рожениц был связан с понятиями жизни, родства и также плодородия. Известны низшие божества: лешие, берегыни, упыри и другие. Восточные славяне имели курганный обряд погребения с трупосожжением. (В 10 в. с принятием христианства распространялся курганный, а затем и бескурганный обряд трупоположения.)
В VII-VIII вв. усовершенствовались орудия земледельческого труда. Появляется рало- плуг с полозом и усовершенствованным наральником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом и отвалом, подрезавшие почву и сбрасывающие землю из борозды в сторону пахоты. Появляются широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы.
Все это способствовало росту производительных возможностей. Теперь ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам- родовым, соседско- родовым, соседско- большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытный родовой коллективизм становится ненужным. Введение новых, более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства позволили отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, еще сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы, которые обрабатывала каждая отдельная семья. Собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.