Восточные славяне. Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.

Файлы: 1 файл

Реферат-Восточные славяне.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Ярополк правил в 972-980 годах. Он продолжил политику присоединения русских земель под власть Киева. В 973 году- русское посольство к германскому императору Оттону. По каким делам прибыли в Кведлинбург послы от князя Ярополка, неизвестно. Предание говорит лишь о том, что они вручили императору богатые дары.

В 977 году князь  Олег стал первой жертвой усобиц, захлестнувших  через непродолжительное русские  земли. Он пал в борьбе с Ярополком  за первенство на Руси.

В 977 году Владимир бежал к варягам. Ярополк воспользовался случаем- отправил наместников в Новгород и вновь стал князем всей Руси.

978 год- победа  Ярополка над печенегами.

«Есть известие…о вступлении печенежского князя  Илдея в службу к Ярополку, который  дал ему города и волости».

Н.М.Карамзин

980 год- поражение Ярополка в битве с князем Владимиром на р.Друч под Смоленском. Убийство князя Ярополка.

«Старший  сын знаменитого  Святослава, быв 4 года Киевским Владетелем и 3 года главою всей России, оставил для  истории одну память добродушного, но слабого  человека».

Н.М.Карамзин 

Сын князя Святослава Игоревича Владимир с помощью своего дяди Добрыни в 969 году стал князем в Новгороде. После смерти отца в 977 году он участвовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира Святославича. В народных преданиях он получил имя Владимира Красное Солнышко.

В 980 году для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Однако эта попытка оказалась безуспешной, так как языческая реформа не могла вытеснить местных верований. Поэтому Владимир обратился к иной религиозной системе- христианству, проникновение которого на Русь началось еще при княгине Ольге. В 988-989 годах Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Он сам принял христианство из Византии после захвата греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне.

*Эта дата (988-989 года) считается устоявшейся в русской историографической традиции, хотя более вероятное время крещения- 987 год, и происходило оно не в Константинополе, а в Василеве.

«…Торжество Владимира над  Ярополком сопровождалось торжеством язычества  над христианством, но это торжество  не могло быть продолжительно: русское язычество  было так бедно , так  бесцветно, что не могло с успехом  вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго- восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством».

С.М.Соловьев

Следствием принятия христианства стало укрепление внешних  связей, восприятие культурных ценностей  из стран Европы, укрепление государственной  власти и территориального единства. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Стали ставить храмы, а священнослужители стали оказывать влияние на государственные дела.

992 и 995 года- битвы с печенегами. Для ограждения Киева от набегов князь Владимир велел поставить города по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, поселив в них лучших мужей от славян.

Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел.

В 1015 году князь  Владимир умер.

«Скоро  печальная весть  разгласилась в городе. Вельможи, народ, воины  бросились в церковь; увидели труп государя и стенанием изъявили свое отчаяние. Бедные оплакивали благотворителя, бояре отца отечества…Тело  Владимирово заключили в мраморную раку и поставили оную торжественно, рядом с гробницею супруги его Анны, среди храма Богоматери, им сооруженного».

Н.М.Карамзин

«Владимиром Красное Солнышко воспевают этого  князя русские  былины. Владимиром Святым величает его  церковь».

Но уже после  смерти Владимира между его сыновьями  началась ожесточенная борьба за власть.

1015-1019 года- правление  Святополка Окаянного. В 1015 году один из сыновей Владимира I, Святополк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев- Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. За это убийство Святополк получил прозвание Окаянного.

«Святополк  не насытился кровью братьев. Древлянский  князь Святослав  предвидел его  намерение овладеть всею Россиею и, будучи не в силах ему  сопротивляться, хотел  уйти в Венгрию; но слуги Святополковы догнали его и  лишили жизни. Братоубийца торжествовал злодеяния свои, как славные и счастливые дела».

Н.М.Карамзин

Против Святополка выступил сын Владимира Ярослав, занимавший престол в Новгороде. Поскольку Святополк призвал  себе на помощь печенегов, Ярославу вновь  пришлось прибегнуть к помощи варягов.

1015 год- восстание  в Новгороде против призванных Ярославом Владимировичем варягов.

«Ярослав  рассердился и  задумал отомстить…главным  из убийц; по некоторым  известиям, убито  было 1000 человек, а  другие бежали».

1016 год- битва  князей Святополка и Ярослава под Любечем.

«Три  месяца, а по другим известиям- только три недели стояли враги по обеим сторонам Днепра… Была заморозь; Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною, а Ярослав перед исполчил свое войско и перевезся на другой берег, причем новгородцы, высадившись из лодок, оттолкнули их от берега, чтоб отнять у себя всякую возможность к побегу…Враги сошлись, была сеча злая; печенеги, стоявшие за озером, не могли помочь Святополку, который был притиснут с своею дружиною к озеру, принужден ступить на лед, и Ярослав одолел».

С.М.Соловьев

1018- возвращение  Святополка в Киев. Бегство Ярослава  в Новгород. Святополк сел в  Киеве при помощи польского  князя Болеслава, своего тестя.  Уходя из Киевской Руси, Болеслав оставил за собой русские города в Галиции.

1018-1019- война  Ярослава со Святополком. Потерпев  несколько поражений, Святополк  бежал в Богемию, где и закончил  свою жизнь. Вокняжение Ярослава  Владимировича Мудрого в Киеве  не прекратило усобицы и привело  к столкновениям между родственниками князя Владимира за передел наследства.

  «Кончил гнусную жизнь свою в пустынях Богемских, заслужив проклятие современников и потомков».

Н.М.Карамзин

В 1019 году Ярослав Владимирович утвердился в качестве великого князя киевского. Он правил с 1019 по1054 года. В 1024 году против Ярослава выступил его брат Мстислав Тьмутараканский. Их битва состоялась у Листвена.

Утром на другой день битвы  Мстислав объехал  поле и сказал своим: «Как не порадоваться? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина  моя цела»… Несмотря на победу, Мстислав не захотел добывать Киева помимо старшего брата…»

С.М.Соловьев

После этой усобицы  Киевская Русь была поделена на две  части: территории западнее Днепра остались за Ярославом, а земли восточнее переходили к Мстиславу. После смерти Мстислава в 1035 году Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 году русские войска нанесли  крупное поражение печенегам, после  чего их набеги на Русь прекратились.

Огромное значение имело и принятие единого для всей Руси судебного кодекса- «Русской Правды». Некоторые историки (в том числе В.О.Ключевский) рассматривают ее как сборник законов и норм, составленный частными лицами. Б.А.Рыбаков считает, что «ее значение было значительно скромнее- это была инструкция о штрафах за скандалы и драки…». Она представляла собой первый документ, регулировавший взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, а также регулировавший порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба. По сути, «Русская Правда» стала первым гражданским кодексом, отразившим существовавшую на Руси систему права. Но об этом позже.

Большие реформы  при Ярославе Мудром произошли и  в церковной организации. Русская  церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее главой был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В 1051 году киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель.

Однако последующие  киевские митрополиты по- прежнему назначались в Константинополе. В это же время в крупных  городах учреждаются епископские  кафедры, которые становятся центрами церковных округов- епархий. Во главе епархий находились епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри. При Ярославе Мудром была зафиксирована и церковная десятина- десятая часть получаемых князем дани и оброков отдавалась на нужды церкви.

В это же время  на Руси появляются и первые монастыри. Самым крупным из них стал Киево- Печорский, основанный в середине ХI века. Благодаря монастырям на Руси стала интенсивно развиваться литература и, в частности, летописание. Необходимо отметить, что русские летописи писались на родном языке, в отличие от стран Западной Европы, где хроники составлялись в основном на латыни.

При Ярославе Мудром книжность впервые выходит за пределы монастырей. В городах  появляются профессиональные переписчики книг. Все это приводит к формированию единой общей культуры и общего для всех районов Руси древнерусского языка.

При Ярославе Мудром Русь была «ведома и  слышима во всех концах земли». В Киеве  на месте победы над  печенегами возводится тринадцатиглавая Святая София, строится парадный въезд в столицу- Золотые ворота. Сыновья и дочери великого князя были связаны династическими браками с представителями крупнейших королевских дворов Европы, а сам Ярослав взял в жены шведскую принцессу.

А теперь подробнее  о «Русской Правде». Ее создание начинается при Ярославе Мудром. Она- важнейший памятник древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности Руси. Дошла до нас в списках ХIII-ХVIII веков в трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной.

Первые сведения о древнерусской системе права  содержатся в договорах русских  князей с греками, где сообщается о так называемом «законе русском». По- видимому, речь идет о каком- то не дошедшем до нас памятнике законодательного характера.

Наиболее древним юридическим памятником является «Русская Правда». Она состоит из нескольких частей. Самая древняя часть памятника- «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава»,- представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 году. Ею регулировались отношения княжеских дружинников с жителями Новгорода и между собой. Кроме этой грамоты в состав «Русской Правды» входит так называемая «Правда Ярославичей» (принята в 1072 году) и «Устав Владимира Мономаха» (принята в 1113 году).

Все эти памятники  образуют достаточно обширный кодекс, регулирующий жизнь человека того времени. Это было классовое общество, в котором еще сохранились традиции родового строя. Однако они уже начинают заменяться иными представлениями. Так, основной общественной единицей, о которой говорится в «Русской Правде», является не род, а «мир», то есть сельская община.

Древнейшие законы отразили и четкое разделение общества на различные группы. Основное внимание она уделяет защите интересов  «мужей». «Муж»- это военный человек, который противопоставлен рядовым общинникам- земледельцам. Он живет в хоромах, окруженный многочисленной челядью.

В «Русской Правде»  впервые отменен такой распространенный обычай родового общества, как кровная месть. Вместо него опр5еделены размеры виры, то есть возмещения за убитого, а также наказание, которое накладывается на убийцу. Любопытно, что виру платит вся община, на земле которой найдено тело убитого. Величина этого наказания зависела от социального положения убитого. Самый высокий штраф накладывался за убийство огнищанина, главы общины. Он был равен стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Информация о работе Восточные славяне. Киевская Русь