Восточные славяне. Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.

Файлы: 1 файл

Реферат-Восточные славяне.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

В «Русской Правде»  также предусматривались наказания  за побои, нанесение увечий, укрывательство беглых холопов, порчу оружия и одежды. Самыми тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. За них предусматривалось наказание в виде потери имущества, изгнания из общины или лишения свободы.

Любопытно, что  кроме штрафа, который взимался в  пользу князя, преступник обязан был выплатить вознаграждение потерпевшему.

С появлением записанных законов Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми стали  регулироваться законами, что сделало  их более упорядоченными. Это было необходимо, поскольку вместе с ростом экономического богатства жизнь каждого человека усложнялась, и необходимо было защищать интересы каждого отдельного человека.

И так, процесс  «окняжения», в качестве первого  этапа становления и развития феодализма на Руси, пришелся в основном на время существования раннефеодального государства Киевская Русь.

Второй этап становления феодальных отношений  на Руси приходится примерно на конец  ХI- начало ХII веков. В это время идет интенсивный процесс роста боярского землевладения, который принято называть «обояриванием» земель. Для него характерно то, что теперь уже набирают силу и прогрессируют представители старшей дружины великого князя, а также  члены местной феодализирующей верхушки. Так называемое обояривание земель и дальнейший рост боярского землевладения становятся реальной экономической и политической силой. Этот процесс подрывал силу и относительную мощь раннефеодального государства Киевская Русь и в конце концов стал одной из основных причин будущей феодальной раздробленности.

Процесс развития феодальных отношений в древнерусском государстве привел к значительному усилению власти местных князей и боярства, начавших борьбу за власть с великим киевским князем. Появление таких тенденций стало очевидным еще при Ярославе Мудром. После его смерти на месте Киевской Руси постепенно образовалось целое созвездие из полутора десятков земель и княжеств, в каждом из которых восседал свой великий князь. Оборонительные сооружения строились не против кочевников, а для того чтобы оградить одно княжество от другого. Началась многолетняя кровавая междоусобица, сделавшая страну легкой добычей врагов. Однако идея единства русской земли жила в  сознании людей. Она нашла яркое отражение в «Слово о полку Игореве» (1185).

«Почто  вы распря имата межи собою? А погании  губять землю Русьскую…»

Правление сыновей  Ярослава- Изяслава, Святослава и Всеволода, этого своеобразного княжеского триумвирата, распоряжавшегося в 1054-1072 годах всеми делами на Руси, не спасло ее от все более усиливавшихся  центробежных тенденций. Одновременно значительно усилилась угроза русскому государству со стороны степняков- кочевников. В 1097 году в Любече состоялся съезд русских князей с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из- за уделов и сплотиться против половцев. Присутствовало на съезде шесть князей- Святополк Изяславич, Владимир Мономах и другие. На съезде был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Однако Любечский съезд не смог дать реальных гарантий своих постановлений, и междоусобные войны между князьями продолжились.

Необъятное государство  Русь уже перестало выполнять свою положительную историческую функцию- громоздкое, трудноуправляемое, оно не отвечало новому этапу развития общества. Этот этап характеризовался тем, что наряду с Киевом появилось около полутора десятков больших городов вроде Новгорода, Чернигова, Смоленска, Полоцка и других. Выходом из наметившегося кризиса могло стать образование самостоятельных, сравнительно небольших княжеств, которые являли бы собой более управляемые политические государственные организмы. Тенденции к этому наметились еще в ХI веке, однако реально процесс феодальной раздробленности обозначился только в ХII веке. Столь поздний распад Киевской Руси на отдельные княжества объясняется тем обстоятельством, что процесс создания отдельных самостоятельных и легкоуправляемых княжеств был приостановлен нашествием половцев в 1068-1093 годах. Для отражения нападения сильного врага снова потребовалось сильное единое государство. Это прекрасно понимали бояре и местные князья, давно тяготевшие к сепаратизму, но отчетливо понимавшие слабость центра. Поэтому временно единство государства еще сохранилось. Более того, в период княжения Владимира Мономаха Киевская Русь испытала период определенного подъема и усиления.

Владимир Всеволодович Мономах, князь киевский в 1113-1125 годах, был сыном князя Всеволода Ярославича, внуком Ярослава Мудрого. Мономахом его прозвали по имени матери- дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 году отец Владимира стал киевским князем, а сам он получил Чернигов. С 1093 года Владимир Мономах вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому был вынужден в 1094 году уступить Чернигов, и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Он был вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 годах. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.

После смерти в 1113 году киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло  народное восстание. Верхи киевского  общества призвали на княжение Владимира  Мономаха.

С именем Владимира  II легенда связывает появление на Руси короны русских царей, «шапки Мономаха».

«…и  царь Константин Мономах  тогда добил ему  челом и прислал  ему дары: венец  царский и диадему…».

Став киевским князем, он подавил восстание, но в  то же время вынужден был законодательным путем несколько смягчить положение низов общества. Так возник устав Владимира Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился несколько облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Мономаха, где он выступал за установление мира между феодалами и крестьянами.

Княжение Владимира  Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей  властью до трех четвертей территории древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. Однако после смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси усиливается.

В правление  Владимира Мономаха монах Киево- Печорского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет».

Около 1132 года Русь окончательно распалась на ряд отдельных княжеств, что было до поры до времени прогрессивным явлением. Дело в том, что феодальная раздробленность закрепила наследственное право на отдельные земли за той или иной княжеской ветвью. Это способствовало уменьшению числа междукняжеских конфликтов, благодаря чему в ХII веке мы наблюдаем значительный рост производительных сил, развитие городов и общий подъем русской культуры.

И немного интересной информации. Последний великий князь  со славянским именем Ярослав III Ярославич родился вскоре после того, как греки отняли свою столицу Царьград у крестоносцев, владевших ею с 1204 по 1261 год. И сразу после этого события славянские имена русских прекратились, что может свидетельствовать лишь об одном, а именно о перемене религии из- за окончания культурного влияния Западной Европы, что и было вызвано как раз падением латинской феодальной империи на Греко- славянском Востоке. После киевских и владимирских Святославов, Изяславов, Мстиславов, Владимиров, Всеволодов и так далее, мы видим с этого времени и до перенесения столицы в Петербург (и начала в нем новой русской культуры) Василиев, Иванов (Иоаннов), Дмитриев, Федоров и другие греческие имена, свойственные тому самому периоду.

Кстати отметим, что имена типа Святослав (Славящий святых), Владимир (Владеющий миром) и прочие- тоже нерусские. Они, как это принято говорить, славянские, освященные церковной традицией.

Для Руси ключевой «языковой» проблемой была оппозиция  церковно- славянского  и русского языков. Хотя церковно-славянский (южнославянский в своей основе) и подвергался на протяжении истории постоянной «русификации», все же он был отчетливо противопоставлен русскому некнижному языку.

«Простой» русский  народ именовался иначе. Старорусские имена- это или названия животных (кобыла, кошка, лисица), или имена рек (Волга, Дунай, Печора), или нумерация рождения (Первый, Четвертой, Пятой) и многое другое (Мама, Вильям, Озарко, Разгильдяй, Чечуля). Этот список можно долго продолжать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  • Отечественная история с древнейших времен до 1917 года.

Энциклопедия. 1,2 тома

(Научное издательство  «Большая Российская энциклопедия».  Москва 1996 год).

  • Большой энциклопедический словарь. 1,2 тома.

(Издательство  «Советская энциклопедия». Москва 1991 год).

  • С.В.Новиков. «История. Справочник абитуриента.»

(Филологическое общество «Слово», АСТ, Компания «Ключ- С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва 1997 год).

  • Л.В.Жукова. «История. Ответы на вопросы.»

(Москва 1998 год)

  • А.В.Биркле, А.С.Орлов, В.И.Самсонова. «Страницы истории России в картинках.»

(Москва «Мир»  1993 год).

  • И.О.Родин, Т.М.Пименова. «Вся история в одном томе.»

(«Родин и  компания». Москва 1997 год).

  • С.И.Валянский, Д.В.Калюжный.«Забытая история Руси.»

(Москва «Вече» 2006 год)

Информация о работе Восточные славяне. Киевская Русь