Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

1) Славянские племена и их расселение.
2) Концепция образования государственности у
славян.
3) Язычество у славян.
4) Крещение Руси.
5) Отношения Древней Руси и Великой Степи.
6) Византийско – Древне-Русские связи.
7) Культура до монгольской Руси.
8) « Русская Правда» Ярослава Мудрого.
9) Раздробленность Руси, междоусобные войны.
10) Основные политические и культурные центры Руси.

Файлы: 1 файл

Киевская Русь.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

                            Московский государственный

                      Открытый педагогический университет

                                      им. М. А. Шолохова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  РЕФЕРАТ

                по истории Отечества

 

           Тема: Киевская Русь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Антропов Дмитрий .

 

                      Шадринск. 2005г.

 

 

 

 

 

 

               Содержание:    1) Славянские племена и их расселение.

                  2) Концепция образования государственности у

                                        славян.                             

                                      3) Язычество у славян.

                                      4) Крещение Руси.

                                      5) Отношения Древней Руси и Великой Степи.

                                     6) Византийско – Древне-Русские связи.

                                      7) Культура до монгольской Руси.

                                      8) « Русская Правда» Ярослава Мудрого.

                                      9) Раздробленность Руси, междоусобные войны.

                                      10) Основные политические и культурные центры Руси.  

 

 

 

 

 

1) Славянские племена и их  расселение

 

    Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

   Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами.

В связи с тем что центром  этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

    Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги.

       Восточные славяне  ведут свое происхождение от  автохтонного индоевропейского  населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян — это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения приходится примерно на начало VII в.

     На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли р. Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы — с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами. Если не считать отдельных стычек на границах Византии, то в целом можно сказать, что славянская колонизация выгодно отличалась от нашествий кочевников своим сравнительно мирным характером. Славяне медленно, постепенно продвигались во все стороны от своей исторической родины и не теряли с нею связь. В результате пространства славянского расселения оказались не только широкими, но и сопредельными. Новые места славяне осваивали с основательной неспешностью и оседали в них надолго, навсегда, т. е. вели себя как колонисты, а не захватчики. По мере расселения в трех разных направлениях славяне соответственно распадаются на три подгруппы. Выдающийся русский лингвист Алексей Шахматов первым высказал мысль о том, что общеславянский язык в процессе его эволюции образует три варианта. От западнославянского варианта '. произошли польский, чешский и словацкий языки. Южнославянский дал затем болгарский, македонский, сербский и хорватский. А из восточнославянского впоследствии развились современные украинский, русский и белорусский языки. Точно установлено, что к VII в. восточные славяне вышли к правому берегу Днепра. Впрочем, официальные советские историки, коим вменялась в обязанность забота о “генеалогическом древе” и его “корнях”, пытались доказать, что восточные славяне (или их прямые предки — анты) были коренным населением всего этого региона. Но с этим тезисом не согласно большинство ученых на Западе, привыкших иметь дело не с догадками, а с конкретными фактами. Пока таковых не представлено, приходится остановиться на том, что славяне были пришельцами, что поток славянской колонизации, ширясь к востоку, достиг Днепра и что в течение VII и VIII вв. интенсивное расселение и дальнейшее дробление восточных славян продолжалось. Постепенно какая-то часть территории современных Украины, Беларуси и России была поделена между четырнадцатью большими союзами славянских племен. Пожалуй, самый значительный из них — поляне, жившие в Центральной Украине, по берегам Днепра. Среди других восточнославянских племен на территории Украины назовем древлян на северо-западе, северян на северо-востоке, уличей и тиверцев на юго-западе. На западе жили волыняне и дулебы.

      Восточные славяне селились небольшими деревнями, расположенными неподалеку друг от друга. Как правило, в одной деревне было не больше 70 бревенчатых изб, но могло быть и всего четыре. Зато рядом, на расстоянии одной-двух миль, располагалась уже другая деревня. Через 30—40 миль от одного скопления деревень — другое такое же скопление — и так далее, по всей заселенной территории. В ее центре возвышался укрепленный “град”. Это была крепость, за стенами которой укрывались все жители области в случае нападения врага, а также место племенных сходов и культовых обрядов. Земли восточных славян были буквально усеяны сотнями обнесенных частоколом “градов”.

 

 

         2) Концепция образования государственности у славян.

 

 Проблема происхождения Киевской  Руси постоянно привлекала внимание  историков.   

В настоящее время у отечественных  и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохраняется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с титулом кагана, и за киевским князем в IX первой половине X в.). IX-X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан лишь выплачивать подать дань. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого "града" "племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Для земель дреговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX в., второй - к концу X в., вятичей - соответственно ко второй половине X и второй половине XI в. (эта восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность). Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты тюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай включение в состав Киевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX в. сложилось полиэтничное политическое объединение, включившее помимо словен часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в него также и переселенцы из Скандинавии. Около 60-х годов IX в. на княжение в это объединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной. Его преемник Олег (по одной версии - скандинав, по другой - представитель местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII в. скандинавские элементы) в 882 г. захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции государствообразования в этой последней были гораздо сильнее, чем в северном политическом объединении, во княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в территорию, зависимую от Киева, и обложение ее данью. Часть собранной дани  отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племявВосточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом территории "Руси" в узком смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль на побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) на юго-западе Руси сформировались волости с центрами в Перемышле и Теребовле. Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце X - середине XII в. оставалась государственная дань - налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. Княжеская вотчина начала складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.

 

 

3) Язычество у славян

 

 

      Основу язычества составляли обожествление сил природы и вера в духов, населявших и сопровождавших человека от рождения до смерти. Языческие верования не были неизменными; на разных этапах развития люди поклонялись различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Неизвестный русский автор XII в. в своем произведении “Слово святого Григорья” (“Слово об идолах”) сделал попытку создать периодизацию языческих культов у восточных славян. Он определил три основных этапа: “и ти (славяне) начаша требы класти Роду и Рожаницам, преже Перуна, бога их. А преже того клали требы упирем и берегыням”. Таким образом, древнейшей формой религии у восточных славян был анимизм — верование в злых (упырей) и добрых (берегиней) духов. Позже начали поклоняться Роду и Роженице, которые олицетворяли творческие силы природы, были богами плодородия и добрыми духами предков. Потом главным стал бог грома, молнии, войны и оружия — Перун. Но кроме упомянутых главных богов на разных этапах развития язычества существовало бесчисленное множество других божеств. Они, “населяли” леса, воды и поля, покровительствовали разным отраслям хозяйства. Своих отдельных богов имели племена, роды и семьи. Так, у восточных славян сложился большой пантеон языческих богов, известный из письменных и археологических источников. Одним из важнейших был Святовит, изображение которого находится на так называемом Збручском идоле.

      Владимир предполагал сделать Киев религиозным центром всех восточных славян. Сразу же после окончания войны с Ярополком за Киев он создал в городе пантеон главных языческих богов. В центральной части киевского кремля “на холму вне двора теремного” велел поставить капище с изваяниями Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Мокош. Хоре и Дажбог олицетворяли солнце, но имели разное происхождение. Дажбог — славянское божество, Хоре — иранское, вошедшее в русский пантеон, вероятно, от северян, которые испытали влияние ираноязычного населения. Родственный Хорсу по происхождению Симаргл — бог земли, подземного царства; Стрибог — славянский бог ветров (так он определяется в “Слове о полку Игореве”); Мокош—японское божество плодородия и домашнего хозяйства, наследие финских племен, земли которых вошли в состав Древнерусского государства.

“Повесть временных лет” сообщает и о человеческих жертвах, которые  приносились языческим богам в Киеве: “И привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бъсомъ”. Языческое капище с изваянием Перуна находилось и в Новгороде; место это и поныне называется “Перуновым холмом”.

      Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу насилием значительно больше отвечало феодальному строю и идейным принципам феодального государства, чем любая другая религия. Христианство, по выражению Ф. Энгельса, было “...необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя”.

 

4)    Крещение Руси.

 

Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними условиями. Связи восточных славян с христианскими странами и главное — с Византией существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.

       Арабские писатели IX в. свидетельствуют, что среди русских купцов встречались и христиане. Константинопольский патриарх Фотий (писал в 60-х годах IX в.) указывает, что Русь сменила язычество на христианство, имея в виду, очевидно, принятие христианства частью русского войска.

       Христианство приняла княгиня Ольга. Много христиан находилось в ее окружении. Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская церковь св. Ильи. Именно 1  в ней христианская часть дружины 1 Игоря принесла присягу верности русско-византийскому мирному договору 944 г.

       Политические отношения, сложившиеся в конце 80-х годов Х в. между Русью и Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси. В 987 г. в Византийской империи (в Малой Азии) вспыхнуло восстание против императора Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором Византии. Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил выполнить свое обещание. Дело женитьбы Владимира превращалось в межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с византийским императором. Византийская дипломатия, охраняя высокое положение византийского императорского двора, пыталась не допустить установления династических связей императора с правителями других государств. В этом заключалась традиционная политика Византийской империи. Еще дед Василия II Константин VII Багрянородный завещал своим сыновьям, что если какой-либо народ из неверных и незнатных жителей севера будет добиваться родства с императором Ромеев, взять у него дочь за себя или свою дочь отдать за императора или его сына, то тогда следует такое неразумное требование отвергнуть. Владимиру удалось при помощи оружия взять себе в жены сестру императора. Одновременно он принял христианство. Точных сведений, где крестился Владимир, нет. Уже в конце XI в. на Руси существовали по этому поводу разные версии, согласно которым обряд крещения происходил то в Киеве, то в Василеве, то в других городах. Автор “Повести временных лет” считал, что Владимир крестился в Корсуне перед браком с царевной Анной.

Информация о работе Киевская Русь