Образование Древнерусского государства – Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение государства – процесс длительный, отражающий коренные потребности общества. У восточных славян государство возникло тогда, когда имущественная и социальная дифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. В истории евразийских народов толчок к образованию государств дало Великое переселение народов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Расселение и хозяйство древних славян………………………………….4
Первые киевские князья…………………………………………………...5
Принятие христианства …………………………………………………...7
Социально – экономический строй Киевской Руси……………………..9
Культура Киевской Руси…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

история.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Отечественная история»

на тему:

«Образование Древнерусского государства  – Киевская Русь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Расселение и хозяйство древних славян………………………………….4
  3. Первые киевские князья…………………………………………………...5
  4. Принятие христианства …………………………………………………...7
  5. Социально – экономический строй Киевской Руси……………………..9
  6. Культура Киевской Руси…………………………………………………10
  7. Заключение………………………………………………………………..13   
  8. Список литературы……………………………………………………….14       

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Никогда  не встречал столь крепких  людей – высокие, как финиковые    пальмы, светловолосые и румяные.  У каждого мужчины свой топор,  меч и     нож, которые  всегда при нем… Они богатейшие  из созданий Божьих.

Ибн Фадлан

«О русских  купцах на Волге, 922»

 

     Возникновение  государства – процесс длительный, отражающий коренные потребности  общества. У восточных славян  государство возникло тогда, когда имущественная и социальная дифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. В истории евразийских народов толчок к образованию государств дало Великое переселение народов.

     Наследницей  Древней Руси и дальнейшим  этапом в становлении русского  этноса является Киевская Русь. Киевская Русь – это общество с относительно высокой степенью развития государственности.

     Восточные  славяне, вовлеченные в миграции  кочевых народов, расселились  по Восточно-Европейской равнине. Нарушение родовых связей и необходимость противостоять враждебному окружению привели к образованию не этнических, а военно-территориальных союзов племен.

     Вопрос о  происхождении славян был поставлен  еще в средние века. Согласно  «Баварской хронике» (XIII в.), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарманы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. Большое влияние на формирование древнерусской народности оказало принятие на Руси  в конце X в. христианства. Единая религиозная вера и церковная организация вели к все более прочной консолидации славянских племен на основе осознания ими своей православно-этнической общности. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства.

 

 

Расселение и хозяйство древних славян

     По мнению  большинства историков, процесс  становления государства у восточных  славян начался в середине  1 тысячелетия н.э. и в основном завершился в конце IX в. в связи с объединением Киева и Новгорода.

     На всю подвластную территорию распространились названия «Русь» и «Русская земля». ЕЕ пределы простирались от Ладожского озера до устья реки Росси (правого притока Днепра) и устья реки Пслы (левого притока Днепра). С востока на запад она шла от устья Клязьмы (левого притока Оки) до верховьев Западного Буга. Страна древних хорватов Галиция, хотя и была включена в состав Руси, еще долго оставалась спорной территорией между Русью и Польшей. Низовья рек Оки, Днепра, Южного Буга и Днестра находились вне власти Киева, составляя его восточную и южную границы. Удерживала за собою Русь отдаленную область Тмутаракань. Связь с нею поддерживалась по левым притокам Днепра и рекам Азовского бассейна.

     Основным занятием  восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими  раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. Земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

 

 

Первые киевские князья

     С 862 г. Рюрик  утвердился в Новгороде. По  традиции с этого времени ведут  начало русской государственности. Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу.

     После смерти  в 879 г. Рюрика, не оставившего  после себя наследника (по другой  версии им был Игорь, что  дало основание впоследствии  в исторической литературе называть  династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь – «державой  Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводителей одного из варяжских отрядов Олег (879 – 912).

     В 882 Олег  предпринял поход на Киев, где  в это время княжили Аскольд  и Дир (некоторые историки считают  этих князей последними представителями  рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана  убили Аскольда и Дира и  захватили город. Киев стал  центром единого государства.

     При Олеге  в состав его державы были  включены и стали платить дань  Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

     После смерти  Олега в Киеве стал княжить  Игорь (912 - 945). В его княжение  в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древляне в 945 г.

     Собрав дань  и отправив обозы в Киев, Игорь  с небольшим отрядом вернулся  обратно, «желая больше имения».  Древляне собрались на вече (наличие  собственных княжений в отдельных  славянских землях, а также вечевых  сходов говорит о том, что  в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

     После смерти  Игоря его жена Ольга (945 –  957) жестоко отомстила древлянам  за убийство мужа.

     Отомстив древлянам,  Ольга вынуждена была пойти  на упорядочение сбора дани. Она  установила «уроки» - размер дани  и «погосты» - места сбора дани. На ряду со становищами (местами,  где был кров, хранились необходимые  запасы продовольствия и останавливалась  княжеская дружина во время  сбора дани, появились погосты  – видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

     В княжение  Игоря и Ольги к Киеву были  присоединены земли тиверцев, уличей  и окончательно – древляне.

     Одни историки  считают Святослава (957 -972) – сына  Ольги и Игоря талантливым  полководцем и государственным  деятелем, другие утверждают, что  это был князь-авантюрист, видевший  цель своей жизни в войне.  Перед Святославом стояла задача  защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

     По дороге  в Киев Святослав в 972 г. попал  в засаду, которую печенеги устроили  у Днепровских порогов, и был  убит. Печенежский хан приказал  сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого.

     После гибели  Святослава великим киевским  князем стал его старший сын  Ярополк (972 - 980). Его брат Олег  получил Древлянскую землю. Третий  сын Святослава Владимир, родившийся  от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

     При Владимире  1 (980 – 1015) все земли восточных  славян объединились в составе  Киевской Руси. Окончательно были  присоединены вятичи, земли по  обе стороны Карпат, червленские  города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родину землю легендарные Илья Муромец и другие былинные богатыри.

 

Принятие христианства

     Важнейшей  вехой на пути становления  русского этноса является принятие  христианства в форме православия  в качестве государственной религии  Киевской Руси. Конкретным актом  принятия православия явилось  знаменитое крещение на Днепре  населения города Киева Князем  Владимиром в 988 г. Однако принятие  православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространения христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжилось еще в течение полутора веков.

     Князь Владимир  уже давно осознавал, что языческий  политеизм не соответствует политическим  и духовным потребностям государства.  В 980 г. Владимир предпринял  первую религиозную реформу, суть  которой состояла в попытке  слияния разнородных богов всех  племен Киевской Руси в единый  пантеон во главе с княжеским  богом Перуном. Однако попытка  повсеместного распространения  культа Перуна потерпела неудачу.

     Православная  версия принятия христианства  утверждает, что этому событию  предшествовала процедура «выбор  вер». Киевская Русь по своему  геополитическому положению находилась  в тесном контакте Хазарским  Каганатом, в котором господствовал  иудаизм, арабо-мусульманским миром,  в котором исповедовали ислам,  православной Византией и католическими  государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир  якобы послал своих послов  для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя,  послы вернулись и однозначно  отдали предпочтение православию  из-за красоты его храмов и  того душевного подъема, который они в них ощутили.

     Однако не  эти обстоятельства сыграли главную  роль в принятии православия.  Решающим фактором обращения  к религиозно-идеологическому опыту  Византии явились традиционные  политические, экономические, культурные  связи Киевской Руси с Византией.  Принятие православия открывало  дорогу для брака Владимира  с сестрой византийского императора  принцессой Анной – и, таким  образом, еще в большей мере  закрепило дружеские отношения  с такой влиятельной державой, как Византия.

     Православие  не связывало себя языковыми  канонами. К тому же в этот  период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси.

     Религия – это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений  о человеке, его месте в мире и т. д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т. д.

     Значительную  роль в христианизации Руси  сыграли монастыри, появившиеся  на ее территории в середине  XI в. В монастырях готовились священнослужители, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.

     Христианство  постепенно начало вытеснять  языческие обряды и традиции. Значительным культурным переворотом  было введение единой письменности. Христианство способствовало становлению  городской культуры в преимущественно  сельскохозяйственной по роду  жизнедеятельности стране.  Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

Информация о работе Образование Древнерусского государства – Киевская Русь