Образование Древнерусского государства – Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение государства – процесс длительный, отражающий коренные потребности общества. У восточных славян государство возникло тогда, когда имущественная и социальная дифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. В истории евразийских народов толчок к образованию государств дало Великое переселение народов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Расселение и хозяйство древних славян………………………………….4
Первые киевские князья…………………………………………………...5
Принятие христианства …………………………………………………...7
Социально – экономический строй Киевской Руси……………………..9
Культура Киевской Руси…………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

история.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

     На основе  христианизации происходит становление  нового типа государственности  в Киевской Руси. Устанавливается  тесная взаимосвязь между светской  и церковной властью. В ведение  церкви передаются дела о браке,  разводе, семье, некоторые наследственные  дела.

     В целом  благодаря принятию христианства  Киевская Русь была включена  в европейский христианский мир,  а значит и стала равноправным  элементом европейского цивилизационного процесса.

 

 

Социально-экономический  строй Киевской Руси

     Земля была  в те времена главным богатством, основным средством производства.

     Распространенной  формой организации производства  стала феодальная вотчина, или  отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну  по наследству. Владельцем вотчины  был князь или боярин. В Киевской  Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

     Все свободное  население Киевской Руси Носило  название «люди». Отсюда термин, сбор дани, - «полюдье».  Основная  масса сельского населения, зависимого  от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских  общинах, которые несли повинности  в пользу государства, так и  в вотчинах. Те смерды, которые  жили в вотчинах, находились в  более тяжелой форме зависимости  и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

     Кроме смердов  и закупов в княжеской и  боярской вотчине были рабы, называемые  холопами или челядью, которые  пополнялись и из числа пленников,  и из числа разорившихся соплеменников.  Рабовладельческий уклад, как  и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой – был феодализм.

     Как уже  отмечалось, в экономике Древней  Руси феодальный уклад существовал  наряду с рабством и первобытно-патриархальными  отношениями.  Ряд историков называет  государство Русь страной с  многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам  Европы характер Киевской державы.

 

 

Культура Киевской Руси

     Появление  на Руси после принятия христианства  литературы на славянском языке,  способствовали широкому распространению  грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного «преимущественно делового» содержания. Наиболее ранние из грамот датируются XI в.. В XI - начале XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений, как религиозного, так и светского содержания. Можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

     Самым ранним  является «Слово о Законе и  Благодати» Иллариона. Оно было  написано в середине XI в. митрополитом Илларионом. Цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

     Важнейшее  место в древнерусской литературе  занимает жанр летописи. Первому  цельному произведению летописного  жанра должны были предшествовать  какие-то летописные записи, еще  не объединенные в свод. Первым  же летописным сводом, является  так называемый Начальный свод  конца XI в. Его текст сохранился в составе Новгородской первой летописи.

     В начале  XII столетия в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Автором его принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают такую атрибуцию. «Повесть» начинает с рассказа о расселении славян по Европе, их Взаимоотношениях с другими народами.

     В Киевской  Руси высокого уровня достигла  и «поэзия в камне» - архитектура.  К сожалению, мы мало знаем  о дохристианском зодчестве восточных  славян – ведь оно было деревянным. Не так много сохранилось и  каменных храмов. Уже в 989 г.  князь Владимир заложил в Киеве  так называемую Десятинную церковь,  посвященную Успению Богородицы  и названную так потому, что  на ее содержание выделялась  церковная десятина.

     В Киеве  же был возведен Софийский  собор – замечательный памятник  зодчества и изобразительного  искусства. Русские мастера, заимствовав  многое из Византии, творчески  развивали византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был кирпич – плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение.

     В настоящее  время, благодаря достижениям  археологии, мы многое можем сказать  не только о культовой архитектуре и терменах, но и об оборонном зодчестве, а также о жилищах рядового населения.

     В Древней  Руси имелась существенная разница  между образом жизни феодальных  верхов и основной массы населения.  Основным типом славянского жилища  была усадьба, основой которой  был бревенчатый сруб, зачастую  двухэтажный.

     В Древней  Руси получила распространение  и живопись – прежде всего  фресковая роспись по сырой  штукатурке. Замечательный фресковый  памятник фресковой живописи  – Софийский собор в Киеве.

     Многие из  фресок посвящены бытовым сюжетам:  изображение семьи Ярослава Мудрого,  борьба ряженых, охота на медведя  и т. д. во внутренних помещениях  собора сохранились и великолепные  мозаики – изображения составленные  из мельчайших кусочков смальты.  Получила распространение в Древней  Руси и икона – изображение  святых, почитаемых церковью, на  специально обработанных досках.

     Русские «златокузнецы», используя сложнейшую технику:  скань, зернь, перегородчатую  эмаль, - изготовляли разнообразные  украшения: серьги, кольца, ожерелья, подвески - кольты и т.д.

     Давая оценку  древней культуре, нужно иметь  в виду, что она насквозь была  пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые  районы были населены язычниками, само древнерусское христианство  можно определить как охристианенное  язычество.

 

 

 

Заключение

 

     Таким образом, в Древней Руси шел сложный процесс освоения и переосмысления на славянской почве основ православного миропонимания. Это освоение происходило в большей степени не в богословской, теоретической, и эмоциональной, художественно – эстетической, нравственной форме и ярко проявилось во всех сферах культуры. Происходивший синтез элементов традиционного языческого мировосприятия и христианства неуклонно, хотя и не без противоречий, вел к формированию русского православного самосознания.

     Государственные  образования появились здесь  задолго до варягов, но объединение  восточнославянских земель вдоль  пути «из варяг в греки»  произошло при  Рюриковичах.  Из Византии Русь получила  православие. В XIII в. она приняла на себя основной натиск монголо – татар. Выжившей после ударов с востока и запада Руси предстоял долгий путь возрождения.

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Зуева М. Н. «История  России»/ М. Н. Зуева – М.: «Высшая школа»; 1994 г. –   с. 11 – 30.

2. Маркова А. Н. «История России»/ А. Н. Маркова – М.: «Юнити»; 2001 г. –    с. 31 – 54.

3. Радугина А. А. «История  России»/ А. А. Радугина –  М.: «Центр»; 2002 г. –        с. 60 – 74.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образование Древнерусского государства – Киевская Русь