Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственного строя и государственного управления в Киевской Руси IX-XI века.
Задачи:
1. Проанализировать государственный строй и государственное управление в Киевской Руси.
2. Провести анализ дробления Киевской Руси и изменения системы государственного управления.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.
Введение. 3
Глава I. Государственный строй и государственное управление в Киевской Руси 5
1.1. Становление системы государственного управления. 5
1.2. Специфика власти в Киевской Руси. 10
1.3. Христианизация Киевской Руси и смена парадигмы государственного управления 13
Глава II. Дробление Киевской Руси и изменение системы государственного управления 19
2.1. Изменение политической системы Руси. 19
2.2. Государственное управление в Южной Руси. 20
2.3. Государственное управление в Юго-Западной Руси. 22
2.4. Государственное управление в Северо-Западной Руси. 23
2.5. Государственное управление во Владимиро-Суздальской Руси. 25
Заключение. 27
Список литературы.. 28
Введение. 3
Глава I. Государственный
строй и государственное управление в
Киевской Руси 5
1.1. Становление
системы государственного управления.
5
1.2. Специфика власти в Киевской Руси. 10
1.3. Христианизация Киевской Руси и смена
парадигмы государственного управления
13
Глава II. Дробление Киевской Руси и изменение
системы государственного управления
19
2.1. Изменение политической системы Руси.
19
2.2. Государственное управление в Южной
Руси. 20
2.3. Государственное управление в Юго-Западной
Руси. 22
2.4. Государственное управление в Северо-Западной
Руси. 23
2.5. Государственное управление во Владимиро-Суздальской
Руси. 25
Заключение.
27
Список литературы..
28
Введение
Целью данной курсовой работы является
анализ государственного строя и
государственного управления в Киевской
Руси IX-XI века.
Задачи:
1. Проанализировать государственный строй
и государственное управление в Киевской
Руси.
2. Провести анализ дробления Киевской
Руси и изменения системы государственного
управления.
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что древнерусское государство —
крупнейшая держава средневековой Европы.
Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое
положение в системе сопредельных цивилизаций:
между католической Европой, арабским
мусульманским Востоком, восточно-христианской
Византийской империей, иудейским Хазарским
каганатом, кочевниками-язычниками.
История государственности и государственного
управления на Руси IX—XIII вв. нашла отражение
в древнейшей общерусской летописи «Повесть
временных лет», летописных сводах отдельных
княжеств, уставах и других княжеских
актах, произведениях общественно-политической
мысли Древней Руси, житийной литературе,
былинном эпосе. Отдельные стороны государственного
управления и этапы его развития на Руси
освещены в византийских и европейских
хрониках, восточных нарративных источниках.
В дореволюционной историографии древнерусское
государство изучалось в русле или под
влиянием «государственной школы», которая
рассматривала Киевскую Русь как самобытное
общество и государство, развивавшееся
иным, чем Европа, путей (исключение составляли
Н.П. Павлов-Сильванский и незначительный
круг его последователей, доказывавших
развитие в Киевской Руси феодализма).
Советская историография была ограничена
догматизированной вариацией теории общественно-экономических
формаций. М.Н. Покровский первоначально
развивал применительно к этой эпохе идею
торгового капитализма. С конца 30-х гг.
после работ Б.Д. Грекова в официальной
историографии утвердились представления
о Древнерусском государстве как раннефеодальной
монархии. В то же время С.В. Юшков в большей
степени склонялся к термину «дофеодальное
государство», белорусская школа историков
(А. П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за
С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий
характер общественных отношений. И. Я.
Фроянов и его школа (С.-Петербург) обосновывают
теорию патриархального характера Древней
Руси. С этой точки зрения Киевская Русь
не государство, а гигантский суперсоюз
племен, в составе которого складываются
города-государства. На наш взгляд, все
эти концепции строятся на основе аналогий
с европейским историческим процессом
и искусственно подгоняют факты под теорию
общественно-экономических формаций.
По нашему мнению, становление государственного
управления на Руси целесообразно рассмотреть
в контексте цивилизационного (культурно-исторического)
подхода с учетом геоэтнокультурогенеза,
духовных процессов и геополитических
факторов, определявших развитие древнерусской
государственности в условиях смены преобладающих
типов общественного развития.
Глава I. Государственный строй и государственное управление в Киевской Руси
1.1. Становление
системы государственного
В V—VI вв. часть славян (индоевропейской
этнической общности), составлявших древнейшее
население Центральной и
В VI—IX вв. у восточных славян преобладал
эволюционный тип общественного развития.
«Военная демократия» у восточных славян
разлагается и перерастает в древнерусскую
цивилизацию — самобытную модель духовного,
социально-экономического и политического
развития. Этот процесс развивался в общем
индоарийском, а не только в узком европейском
контексте. Системообразующим фактором
был восточнославянский социальный генотип
и индоевропейский языческий культурный
архетип при катализирующем скандинавском
и тюркско-хазарском влиянии (на севере
словене были данниками варягов, а поляне
и другие племена юга равнины попали в
зависимость от Хазарского каганата).
Большое значение для зарождающейся государственности
имел геополитический фактор — постоянный
натиск кочевников на ландшафтно не защищенную
равнину[1].
Письменные источники фиксируют состояние
восточнославянского общества на стадии
«военной демократии», когда оно имело
трехступенчатую структуру: племя — союз
племен — суперсоюз племен. Фундаментальной
составляющей любой биосоциальной системы
являются иерархия и потестарные отношения.
У восточнославянских племен (как и во
всех кровнородственных социумах) иерархичность
между людьми и коллективами, регуляция
общественной жизни строилась не на основе
принуждения, а на преимущественно психологических
механизмах; влияние, подражание, запреты,
реализуемые в системе табуирования. Эти
механизмы создавали поведенческий алгоритм,
при котором возникает психологическая
соподчиненность индивидов, вызывая у
одних чувство превосходства, заботы,
ответственности (управляющие) и чувство
страха, почтения у других (управляемые).
Такой поведенческий алгоритм реализуется
в значительной степени подсознательно
и на основе господствующих традиционных
ценностей, которые закрепляются в качестве
ментальных архетипов и служат индикатором
этничности. Верховным органом племени
было вече — собрание свободных общинников.
Структуру и контуры племенной знати по
источникам определить едва ли возможно.
По мнению большинства историков, она
состояла из верхушки нескольких привилегированных
родов, из среды которых общее собрание
выбирало вождей и старейшин. Их власть
не была индивидуально наследственной,
а являлась наследственной привилегией
отдельных родов. Потестарная элита (знать)
у восточных славян имела горизонтальную
структуру: ее составляли волхвы (жрецы),
концентрировавшие в своих руках сакральную
власть; совет старейшин (старцы градские),
определявшие внутриплеменную жизнь;
и военный предводитель — вождь. Их власть
регулировалась племенными традициями
в форме обычаев, ритуалов, этикета.
Экзогенный фактор ускорял возникновение
союзов племен (с конца VI в.), а затем и суперсоюзов.
Их центрами становятся города (Киев, Полоцк,
Смоленск и др.), которые первоначально
выступают не как социально-экономические,
а преимущественно военно-политические,
административные и культовые центры.
Мифологический тип мышления носит синкретический
характер, что предполагает понимание
единства и взаимосвязи культовых, властных,
организационных, технических и других
действий по организации жизнедеятельности
и поддержанию благополучия племенного
социума. Поэтому в городах, как центрах
обеспечения существования племенных
союзов, вероятно, сосредоточивались и
все институты, связанные с реализацией
функций управления.
Структура власти союзов племен формально
совпадала с организацией племенной власти,
но на смену родоплеменной приходит территориальная
организация общества.
Верховные органы племенного союза —
вече (собрание свободных общинников),
вожди (князья) с племенными дружинами,
старейшины (старцы градские). В городе
располагался сакральный центр, так как
князь выполнял не только военные, но и
религиозные функции. Сюда поступала дань
с подвластных племен, здесь формировалось
общее войско. Функции князя («князь» —
слово общеславянское, заимствованное
в праславянские времена из древненемецкого
и означавшее сначала главу рода, племени)
союза племен мало чем отличались от функций
племенного вождя. Князь был представителем
верхушки родоплеменного строя, а не носителем
государственной публичной власти. Внутриплеменные
дела сохраняют в своих руках родоплеменная
знать и племенное вече, а в руках князя
сосредоточиваются военные обязанности,
но они обеспечиваются уже не кровнородственными
связями, а территориальными, политическими
и военными отношениями[2].
Заключение
В данной курсовой работе были реализованы
следующие задачи:
1. Проанализировать государственный строй
и государственное управление в Киевской
Руси.
2. Провести анализ дробления Киевской
Руси и изменения системы государственного
управления.
И в заключении сделаем выводы:
Становление государственного управления
на Руси проходило в результате военного
типа политогенеза в VIII—IX вв., что было
обусловлено сочетанием различных факторов:
природно-ландшафтного, геополитического,
социально-экономического, духовно-нравственного.
Переход от потестарных отношений типа
«военной демократии» через «вождества»
к публичной власти, государственности
на доклассовом уровне, но в сложно стратифицированном
обществе, был катализирован ксенократическим
характером династии Рюриковичей.
Принятие христианства изменило характер
властных отношений на Руси и систему
государственного управления в «дружинном
государстве». Князья утрачивают сакральные
функции, но наряду с военными сосредоточивают
в своих руках административные и судебные
функции. Завершается переход от родоплеменного
к территориальному принципу построения
государственного управления, которое
сосредоточивается у построенной по принципу
конического клана династии Рюриковичей.
Происходит вытеснение и ассимиляция
десятичной системы управления дворцово-вотчинной.
Формирование региональных династий,
передача старшей дружине административных
функций на основе кормлений, а затем перерастание
последних в вотчинно-родовую собственность
приводит к разложению великокняжеской
дружины, регионализации Руси и дифференциации
форм государственного правления в удельный
период: монархия (Владимиро-Суздальская
Русь), олигархическая (Галицко-Волынская)
и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).
Список литературы
1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История
государства Российского.
2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь;
М., 1996.
3. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории
русского права. Ростов н/Д, 1995.
4. Горский А.М. Древнерусская дружина.
М., 1999.
5. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая
степь. М., 1999.
6. Карташев А.В. Очерки по истории русской
церкви. Т. 1. М., 2001.
7. Котляр Н. Ф. Древнерусская государственность.
М., 1998.
8. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной
Европе. М., 1995.
9. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь.
М., 1997.
10. Мавродин В.В. Образование древнерусского
государства и формирование древнерусской
народности. М.,1993.
11. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной
истории Руси IX—XI вв. М.,1995.
12. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней
Руси. Лекции по русской истории. Киевская
Русь. М., 1993.
13. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские
княжества XII—XIII вв. М., 2002.
14. Толочко П.П. Древняя Русь. Киев, 2000.
15. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси.
1200—1304. М., 1999.
16. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической
истории. М.,2000.
17. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки
истории государственности, социальной
и политической борьбы конца IX — начала
XIII столетия. М., 2002.