Великий Шёлковый путь на территории Казахстана. Город и степь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:26, реферат

Краткое описание

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

Файлы: 1 файл

шелковый путь.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

  Видимо, к  числу манихейских реликвий следует  отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества.

 ГСреди жителей  средневековых казахстанских городов были представители и зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье. Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местными языческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади, верблюда. Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после появления ислама.

  Так, в  домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол. Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были отсветы великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах горожан, даже тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская письменность12.

  Однако  распространившийся в Казахстане ислам  постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные  культы. Новая религия утвердилась  во многих городах на Шелковом пути.

  Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют об исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар. Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть мнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.) Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть».

  В начале Х в. ислам принял родоначальник  династии Карахаии-дов Сатук, а его  сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников. Тот же Ибн Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в среде кыпчаков

  Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о формировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.

  К постройкам, которые появляются в городах  Средней Азии и Казахстана в период распространения ислама, относятся общественные бани.

  Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются погребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.

  В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).

 ^Найдена  керамика с использованием декоративных  возможностей арабского шрифта. Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторые содержат различного рода благопожела-ния, назидания. В изделиях из металла распространяется мода на изделия, также украшенные благожелательными надписями и надписями религиозного содержания13.

  На Шелковом пути в городах Казахстана, где  встречались Запад и Восток, Европа и Азия, создалась благоприятная  почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.

§ 3. Города и поселения в VI — первой половине IX века

  На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы  развития оседлой, а в средние  века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьин-ская географическая провинция, ограничивается на севере степями Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

  Особое  место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме  Яксарт, сохранялось до VI—VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность ее первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Йосточное Семиречье.

  В науке  большое внимание уделяется одной  из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племе^, народов, города и степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.

  В последние  годы появились и другие взгляды  на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.

  Конечно, не всегда отношения кочевников и  земледельцев были мирными. Имеется  множество исторических фактов об опустошительных  набегах, нашествиях кочевников, но в  то же время есть сведения и о  не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерность развития оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней

и средневековой  истории под влиянием различных  факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни:

  Первое  описание городов Семиречья принадлежит  буддийскому паломнику Сюань  Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:

«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода—поровну»'4.

   Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась  в результате согдийской колонизации. Существует и противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.

  В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно 'сложение городского быта, который в археологических материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

  Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.

  Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города15.

Археологическими  исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них  - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний ^о-род) и рабад (пригород).

  В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская  долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

  В отличие  от южноказахстанских городищ топография семире-ченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная  территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городища Кок-Мардан в Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.

  Ко второму  типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения  имелась небольшая кладовая.

  В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая пл^рировка». I   В цитаделях городов располагались дворцы правителей, ин-| терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным 1 деревом.

I   Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между-\ народной торговли получила развитие местная областная торговля )и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.

  Местные особенности развития городской  культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья накладывали своеобразие  на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.

§ 4. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.

  Арабское  завоевание оказало сильное воздействие  на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались

на городской  культуре области. Связанная тесными  экономически-, ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде городского населения.

  Письменные  источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное  время.

  В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался  округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качества небольших поселений и городков, но в IX — начале XIII вв. они сформировались в городские центры.

  В юго-западном Семиречье число новых городов  также увеличилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

Информация о работе Великий Шёлковый путь на территории Казахстана. Город и степь