Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:05, дипломная работа
Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
осветить теоретические основы взаимосвязи туризма на Шёлковом пути и развития региональной экономики;
рассмотреть организационно-правовые основы развития туризма на казахстанском участке Шёлкового пути;
проанализировать состояние и потенциал развития туризма в Жамбылской области в рамках проекта «Великий Шёлковый путь»;
рассмотреть влияние культурно-познавательного туризма на региональную экономику в перспективе;
провести экономическое обоснование эффективности развития туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.
Введение……………………………………………………………………………...6
Анализ состояния и потенциала развития туризма в Жамбылской
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………………………….87
Список использованной литературы……………………………………………91
Приложения………………………………………………………………………93
Содержание
Введение…………………………………………………………
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………91
Приложения……………………………………………
Введение
Туризм - одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями природно-рекреационных ресурсов региона.
Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма - длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны.
Устойчивое развитие туризма оказывает прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры и, в конечном итоге, приводит к устойчивому экономическому развитию всей территории.
Влияние
культурно-исторического
Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. Такую возможность дает решение о возрождении Великого шелкового пути во всей его многогранности как важнейшего канала углубленного международного сотрудничества в области дипломатии, культуры, науки, торговли, туризма.
Мировое сообщество придает большое значение этому процессу. В 1988 году ЮНЕСКО приступила к осуществлению десятилетнего проекта "Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога".
Великий
Шелковый путь возрождается сегодня
к жизни усилиями многих государств
мира. Эта древняя
Веками формировались караванные маршруты Великого шелкового пути, проходившие по многим странам. Его историческое наследие, сами традиции торгового сотрудничества поистине бесценны.
Но интерес к нему не утратился и после того, как он прекратил свое существование. Великий шелковый путь сегодня является одним из самых привлекательных туристических маршрутов в мире. Более того, развитие транспортных и информационных коммуникаций, промышленного производства, международной торговли товаров и услуг и активное подключение регионов Азии и Европы к интеграционным процессам позволяют судить, что Великий Шелковый путь приобретает второе дыхание. Практически, как отмечают эксперты, интерес к Шелковому пути стал особенно активным с момента провозглашения центральноазиатскими государствами своей независимости. Это предопределило то, что Всемирная туристская организация (ВТО) во время проведения своей Генеральной Ассамблеи, проходившей в Индонезии в 1993 году, приняла решение об осуществлении долгосрочного туристического проекта. Данный документ был направлен на разработку и реализацию особого концептуального туристского продукта “Туризм на Великом Шелковом пути”.
Важнейшей составляющей бренда "Великий шелковый путь" стал туризм. Сегодня ведущую роль в возрождении древней магистрали играет Всемирная туристическая организация, которая выполняет долгосрочный проект "Туризм на Великом шелковом пути". Создана единая концепция трансконтинентального туризма, над которой работают туристические организации девятнадцати стран, входящих сегодня в регион Великого шелкового пути.
Республика Казахстан является участником этого проекта. Географическое положение Казахстана, расположенного в центре Евразии, на важнейшем перекрестке древнего Шелкового пути, — одно из главных богатств республики, которым еще предстоит в полной мере воспользоваться.
В республике действует государственная программа «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Шелковый путь признан приоритетным в развитии туризма.
Сегодня
Казахстан предоставляет
В этой связи приобретает особое значение развитие историко-культурного туризма в Казахстане, в частности, в регионах, через которые проходил Великий Шелковый путь. Примером для изучения выбрана Жамбылская область, которая считается одной из ведущих по наличию исторически-культурного наследия в стране – через нее проходила оживленная ветвь древней торговой магистрали. Ориентация на культурно-исторический туризм становится одной из реальных возможностей экономического подъёма.
Жамбылская область располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных гостей - в силу своего геополитического положения и особенностей исторического развития, располагают необходимыми ресурсами для развития историко-культурного туризма в регионе. В основном с объектами историко-культурного туризма в сочетании с живописными природными ландшафтами, по территории которых проходил Великий Шелковый путь в древности, и которые создают специфический туристский продукт, область может выходить на международный рынок туристских услуг и может рассчитывать в ближайшее время на занятие определенной ниши в мировом туристском бизнесе. Это обусловливает значимость историко-культурного туризма и необходимость исследования современного состояния и развития туризма в регионе, а также оценки потенциала Жамбылской области для развития туризма на Шелковом пути. Это обстоятельство стало одной из основных причин исследования роли Шелкового Пути и его влияния на развитие туризма в Жамбылской области.
В данной дипломной работе рассматриваются вопросы применения принципов устойчивого развития туризма на примере Жамбылской области, которая является ресурсообеспеченной с точки зрения туризма, занимает стратегически выгодное географическое положение и представлена в Государственной программе 28 объектами.
Поэтому развитие историко-культурного туризма на Шелковом пути в Жамбылской области позволит обеспечить устойчивое развитие экономики региона.
Все
вышесказанное обусловливает
Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования избрана Жамбылская область, как перспективный в туристском отношении регион.
Предметом исследования является туристская отрасль Жамбылской области и перспективы развития историко-культурного туризма в регионе в рамках проекта «Великий Шёлковый путь»».
При написании дипломной работы использованы нормативно-правовые акты Республики Казахстан, статистические материалы и материалы периодических изданий. В работе применялись экономико-статистический, аналитический, табличный, графический, корреляционно-регрессионный методы.
Республика Казахстан в настоящее время является активным участником международного туристического проекта «Великий шелковый путь». Как было отмечено выше, по территории Казахстана проходила северная ветка древнего караванного пути. Основными городами на казахстанском отрезке в древности были - Отрар, Туркестан, Тараз, Испиджаб. В современном Казахстане основными регионами, связанными с трассой Шелкового пути являются Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская, Мангистауская и Кызылординская области.
Жамбылская область среди этих регионов занимает особое место, что обусловлено прежде всего историческими, географическими и культурными особенностями.
В
регионе есть привлекательные туристские
ресурсы для развития туризма по данному
направлению. Через Жамбылскую область
проходил участок Великого Шелкового
пути: с.Сайрам-Тараз-Акшолак-ст.
Жамбылская область, образована в 1939 году и располагается на территории Южного Казахстана. В географическом отношении ее территория в основном равнинная. Территория области занимает 144,2 тыс. кв. км.
Жамбылская область состоит из 10 административных районов: Жамбылский, Байзакский, Жуалинский, Сарысуйский, Таласский, Мойынкумский, Кордайский, Шуйский, Меркенский и район Т. Рыскулова. Город областного подчинения - Тараз и 3 города районного подчинения - Каратау, Жанатас, Шу. В области проживает на 1 января 2010 года 1043,8 тыс. человек постоянного населения [6].
Жамбылская
область располагает всеми
Чтобы оценить возможности региона для развития туризма на Шелковом пути, проведем анализ состояния и развития туристской отрасли в целом по Жамбылской области.
Рынок туристских услуг Жамбылской области состоит из предприятий сферы обслуживания всех видов отдыха и туризма. Основную работу по формированию и обслуживанию туристских потоков выполняют туристские предприятия города. В настоящее время в Жамбылской области зарегистрировано и имеют государственную лицензию на занятие туроператорской и турагентской деятельностью 21 туристская фирма, 19 из них находятся в г. Тараз, одна в Жуалынском районе и одна в Кордайском районе. 18 из них имеют лицензию на туроператорскую деятельность и 3 фирмы – на турагентскую. Все туристские фирмы в области являются товариществами с ограниченной ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного международного туризма. В то же время некоторые туристские фирмы выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который включает в себя различные программы посещения Жамбылской области. Однако некоторые фирмы могут выступать туропероторами и на некоторых казахстанских направлениях.