Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:05, дипломная работа
Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
осветить теоретические основы взаимосвязи туризма на Шёлковом пути и развития региональной экономики;
рассмотреть организационно-правовые основы развития туризма на казахстанском участке Шёлкового пути;
проанализировать состояние и потенциал развития туризма в Жамбылской области в рамках проекта «Великий Шёлковый путь»;
рассмотреть влияние культурно-познавательного туризма на региональную экономику в перспективе;
провести экономическое обоснование эффективности развития туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.
Введение……………………………………………………………………………...6
Анализ состояния и потенциала развития туризма в Жамбылской
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………………………….87
Список использованной литературы……………………………………………91
Приложения………………………………………………………………………93
По
предварительным данным,
деятельность действующих
на основании лицензии туристских
фирм, осуществляется согласно таблице
1.
Таблица 1
Структура
туристские фирм Жамбылской области по
видам деятельности
№ | Наименование организации | Вид деятельности | Въездной туризм | Выездной туризм | Внутренний туризм |
1 | ТОО «Жамбыл Сервис» | туроператорская | X | X | |
2 | ТОО «Инфо-Сервис» | туроператорская | X | X | |
3 | ЖФ ТОО «Отрар Тревел» | турагентская | X | ||
4 | ТОО «Тараз турист» | туроператорская | X | X | |
5 | ТОО «Азия тур» | туроператорская | X | ||
6 | ТОО «Аэротур-Тараз» | турагентская | X | ||
7 | ТОО «Алемгер» | турагентская | X | X | |
8 | ТОО «Байтерек саяхат орталығы» | туроператорская | X | ||
9 | ТОО «Туристический центр «Золотой караван» | туроператорская | X | X | X |
10 | ТОО «Казахстанско-Кыргызский
туристический центр « |
туроператорская | X | X | |
11 | ТОО «Интер-Азия KZ» | туроператорская | X | ||
12 | ТОО «Тараз-профсоюз-турист» | туроператорская | X | X | |
13 | ТОО «Туристическая компания «TARAZ TRAVEL» | туроператорская | X | ||
14 | ТОО«Турфирма «Union Korday» | туроператорская | X | ||
15 | ТОО «ULFA TOUR» | туроператорская | X | ||
16 | ТОО «Караван Сарай Тур» | туроператорская | X | X | |
17 | ТОО «Компания Dolce Vita» | туроператорская | X | ||
18 | ТОО «DAMIR INTER TOUR» | туроператорская | X | ||
19 | ТОО «HOT TOUR» | туроператорская | X | ||
20 | ТОО «АРАБИС - NEW TRACK» | туроператорская | X | ||
21 | ТОО «MAGIC WORLD» | туроператорская | X | ||
|
6 | 14 | 10 |
Туристские фирмы в Жамбылской области охватывают все виды туризма, причем по въездному направлению работают 6 туристских фирм (29 % от общего числа), по выездному -14 (67 %) и по внутреннему - 10 (48 %).
Следует отметить, что основная часть туристских фирм Жамбылской области, в противовес необходимости развития въездного и внутреннего туризма, работает главным образом на развитие выездного туризма.
Туристские фирмы Жамбылской области оказывают следующие услуги:
Для
оценки ситуации, связанной с развитием
туристической отрасли в
Таблица 2
Показатели
туристской деятельности в Жамбылской
области
Показатель | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Количество туристских фирм в Республике Казахстан (единиц), в том числе: | 846 | 921 | 1 007 | 1 163 | 1 203 |
в Жамбылской области | 11 | 13 | 19 | 21 | 21 |
Удельный вес региона, % | 1,3 | 1,4 | 1,9 | 1,8 | 1,7 |
Обслужено туристов в Казахстане (человек), в том числе: | 434943 | 520972 | 541930 | 473947 | 347413 |
в Жамбылской области | 6797 | 7578 | 12237 | 4708 | 4286 |
Темп изменения к предыдущему году в % | 110,9 | 111,5 | 161,5 | 38,5 | 91,0 |
Удельный вес региона, % | 1,6 | 1,5 | 2,3 | 1,0 | 1,2 |
Человеко-дней пребывания в Жамбылской области | 16191 | 18343 | 39690 | 9917 | 13749 |
Темп изменения к предыдущему году в % | 85,2 | 113,3 | 216,4 | 25,0 | 138,6 |
За
рассматриваемый период с 2005 по 2009гг.
наблюдается тенденция роста числа туристских
фирм в Жамбылской области. В 2005 году в
регионе функционировало 11 турфирм. В
2006 году их стало 13, а в 2007 году – 19. В 2008
году их количество увеличилось до 21, в
2009 году этот показатель не изменился.
Несмотря на то, что число турфирм в 2009
году по сравнению с 2005 годом возросло
почти в два раза, удельный вес региона
в общем количестве туристических фирм
в стране остается очень низким – всего
1,7%. Следует отметить, что
с 2007 года наметилось снижение данного
показателя, что обусловлено как влиянием
общего экономического кризиса, так и
низкой деловой активностью в регионе.
В целом, в Жамбылской области, как и во
всем Казахстане, наблюдается тенденция
роста количества туристских фирм. Однако
с 2007 года темпы прироста данного показателя
в регионе резко снизились (рисунок 7).
И если в Казахстане число туристских
фирм продолжает увеличиваться, то в Жамбылской
области их количество остается неизменным.
Рисунок 7. Темпы изменения количества туристических фирм
в Казахстане
и Жамбылской области
Динамика
количества обслуженных посетителей
туристскими фирмами Жамбылской
области изображена на рисунке 8.
Рисунок
8. Динамика количества туристских фирм
и обслуженных туристов в Жамбылской области
С 2005 до 2007 года наблюдается тенденция роста данного показателя – в 2007г. количество туристов увеличилось на 80% по сравнению с 2005г. Несмотря на рост количества туристских фирм в регионе, с 2007 года динамика количества обслуженных туристов имеет тенденцию снижения. Это связано с мировым экономическим кризисом, оказавшим негативное влияние на туристскую деятельность в регионе.
При этом можно отметить нестабильную динамику обслуживания туристов туристскими фирмами. В 2005 году 11 туристских фирм обслужили 6797 человек, в 2006 году – 13 турфирм обслужили 7578 человек или на 11,5% больше предыдущего года, в 2007 году: 19 турфирм – обслужено 12237 туристов – на 62% больше 2006 года. Таким образом, прослеживается тенденция роста числа туристов с 2005 по 2007 год - в 2007г. их количество увеличилось по сравнению с 2005г. на 80%.
В 2008 году 21 турфирма обслужила 4708 человек, что на 61,5% меньше 2007 года. В 2009 году количество туристов уменьшилось на 9% по сравнению с 2008 годом и составило 4 286 посетителей.
Таким образом, количество туристов, обслуженных туристскими фирмами за 2007-2009гг. имеет тенденцию снижения. Это приводит к снижению доходов региона от данного сектора экономики.
Доля
Жамбылской области в общем числе
обслуженных туристов в Казахстане составила
в 2009 году всего 1,2% (в 2005 году – 1,6%).
Наибольший удельный вес области по количеству
обслуженных туристов приходится на 2007
год – 2,3% (рисунок 9). То есть прослеживается
тенденция снижения. Это свидетельствует
о том, что доля региона в количестве обслуженных
туристов в Казахстане очень мала.
Рисунок
9. Число обслуженных туристов в Республике
Казахстан и Жамбылской области
Далее проанализируем динамику количества туродней, являющихся одним из показателей, характеризующих объем туристского потока в регионе (рисунок 10).
Рисунок 10. Динамика числа туристов и человеко-дней пребывания в Жамбылской области
Количество человеко-дней пребывания в Жамбылской области за 2005-2007гг. имеет тенденцию роста. В 2007 году количество человеко-дней пребывания увеличилось по сравнению с 2005 годом в 2,5 раза.
Общее количество человеко-дней пребывания туристов в Жамбылской области за 2009 год составляет 13749 человеко-дней.
Общее количество человеко-дней пребывания туристов в Жамбылской области за 2009 год составляет 13749 человеко-дней, причем этот показатель в 2008 году снизился на 75% по сравнению с предыдущим годом в связи со снижением количества обслуживаемых туристов, а в 2009 году количество человеко-дней увеличилось на 39%, несмотря на то, что показатель количества туристов за исследуемый период снижался.
В результате в 2005 и 2006 годах количество человеко-дней пребывания в области на 1 туриста составило – 2 дня, в 2007– 3 дня; в 2008 году – 2 дня; в 2009 году – 3 дня.
Участие Жамбылской области в реализации туристического продукта «Великий Шелковый путь» предполагает, прежде всего, развитие въездного и в определенной степени внутреннего туризма.
Далее
исследуем структуру туризма Жамбылской
области по типам туризма за 2005г. и 2009г.
(рисунок 11).
Рисунок
11. Структура количества туристов по типам
туризма в Жамбылской области
В соответствии с рисунком 11, доля въездного туризма в 2005 году составляла 0,2%, В 2009 году этот показатель увеличился на 2,9 и составил 3,1%. Показатель внутреннего туризма в 2005 году составил – 34,8%, в 2009 году доля внутреннего туризма сократилась на 7,7, т.е. составила 27,1%. Наибольший удельный вес приходится на выездной туризм. В 2005 году количество выездных туристов составляло 65% от общего числа туристов. В 2009 году доля выездного туризма в структуре общего числа туристов увеличилась по сравнению с 2005 годом на 4,8, т.е. составила 69,8%.
Из этого следует, что в Жамбылской области преобладает количество туристов выездного направления. Положительной тенденцией является увеличение доли въездного туризма в структуре общего числа туристов. Исходя из этого можно сделать вывод, что эффективней все же развивается выездной туризм, нежели въездной или внутренний.
Далее
рассмотрим динамику изменения туристских
потоков в Жамбылской области по типам
туризма за 2005-2009гг. (таблица 3).
Таблица 3
Количество обслуженных туристов в Жамбылской области по типам туризма
(человек)
Показатель | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Въездной туризм | 15 | - | 217 | 424 | 132 |
Темп изменения к предыдущему году в % | 6 | - | - | 195 | 31 |
Выездной туризм | 4416 | 4652 | 8833 | 2721 | 2991 |
Темп изменения к предыдущему году в % | 109 | 105 | 190 | 31 | 110 |
Внутренний туризм | 2366 | 3926 | 3187 | 1563 | 1163 |
Темп изменения к предыдущему году в % | 128 | 166 | 81 | 49 | 74 |