Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:05, дипломная работа
Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
осветить теоретические основы взаимосвязи туризма на Шёлковом пути и развития региональной экономики;
рассмотреть организационно-правовые основы развития туризма на казахстанском участке Шёлкового пути;
проанализировать состояние и потенциал развития туризма в Жамбылской области в рамках проекта «Великий Шёлковый путь»;
рассмотреть влияние культурно-познавательного туризма на региональную экономику в перспективе;
провести экономическое обоснование эффективности развития туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.
Введение……………………………………………………………………………...6
Анализ состояния и потенциала развития туризма в Жамбылской
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………………………….87
Список использованной литературы……………………………………………91
Приложения………………………………………………………………………93
Динамика
количества туристов по въездному, выездному
и внутреннему туризму представлена на
рисунке 12.
Рисунок
12. Количество туристов по типам туризма,
обслуженных турфирмами Жамбылской области
В соответствии с рисунком 12, отмечается разнонаправленная тенденция развития по типам туризма.
Показатель въездного туризма в 2005 году составлял лишь 15 человек, а в 2006 году показатель по въездному туризму равен нулю, т.е. в этом году турфирмами Жамбылской области не было обслужено ни одного туриста въездного направления. В 2007 году показатель по въездному туризму составил 217 человек. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом количество туристов увеличилось на 95% или на 207 человек и составило 424 туриста. В 2009 году этот показатель снизился на 26% и составил 132 человека. Показатели въездного туризма варьируются, что свидетельствует о нестабильности по данному типу туризма. Следует отметить, что в 2007 году этот показатель существенно возрос по сравнению с показателями предыдущих лет.
Динамика выездного туризма до 2007 года имеет положительную тенденцию. По сравнению с предыдущим годом в 2006г. количество выехавших туристов увеличилось на 5%, в 2007г. по сравнению с 2006г. – на 90%. Наблюдается снижение выездного туризма в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 69%, но в 2009 году показатель по выездному туризму увеличился на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Внутренний туризм в 2005г. составлял 2366 человек. В 2006 году количество туристов увеличилось на 66% и составило 3926 человек. В 2007г. этот показатель уменьшился на 19% и составил 3187 туристов. С 2007 по 2009 год прослеживается динамика снижения. По сравнению с предыдущим годом в 2008 году количество туристов снизилось на 51% и составило 1563 человека, в 2009 году на 26% – и составило 1163 туриста.
Таким образом, в 2009 году наблюдается рост выездного туризма, и снижение въездного и внутреннего туризма. Но в 2009 году количество туристов въездного направления по сравнению с 2005 годом увеличилось почти в 9 раз. И это является положительной тенденцией.
Увеличение потока туристов въездного и внутреннего направления в регион может оказать огромное влияние на развитие туризма Жамбылской области. Поэтому далее исследуем потоки туристов въездного и внутреннего направления по целям посещения региона.
По данным Департамента статистики Жамбылской области, туристы въездного направления посещают область исключительно с культурно-познавательными целями. На рисунке 13 представлена структура въездного туризма в регион по странам за 2008 и 2009гг.
Рисунок
13. Структура въездного туризма в Жамбылской
области по странам
В соответствии с рисунком 13, наибольшее количество туристов в Жамбылскую область за 2008-2009гг. прибыло из Японии: в 2008 году – 81% от общего количества туристов, а в 2009 году число туристов из Японии увеличилось и составило 85%.
В 2008 году 3% от общего числа посетителей региона составили туристы из США, 8% - из Франции. В 2009 году 7% составили туристы из Германии, 3% - из Бельгии.
Таким образом, нашу область в основном посещают туристы из Японии, стран Европы и США. Причем все туристы приезжают с культурно-познавательными целями. Перечисленные страны являются основными поставщиками туристов. Направляющие туристские рынки характеризуются высокой покупательской способностью, поэтому на них, в первую очередь, должно ориентироваться предложение туристского продукта региона.
Туристы
внутреннего направления
Рисунок
14. Цели посещения Жамбылской области
туристами внутреннего направления
В соответствии с рисунком 14, наибольший удельный вес занимает посещение туристов с культурно-познавательными целями.
В 2005 году доля туристов, посетивших Жамбылскую область с культурно-познавательными целями составила 78%, в 2007 году увеличилась на 4,2 и составила 82,2%. А в 2009 году, по данным Департамента статистики Жамбылской области, поездки внутреннего туризма в область были только с культурно-познавательными целями.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
нашу область посещают в основном
с культурно-познавательными
Далее
проследим динамику изменения количества
туристов, посетивших Жамбылскую область
с культурно-познавательными целями (таблица
4).
Таблица 4
Количество туристов,
посетивших Жамбылскую область с
культурно-познавательными целями
Показатель | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Всего туристов, посетивших регион, в том числе: | 2381 | 2926 | 3404 | 1987 | 1295 |
туристы
с культурно-познавательными |
1862 | 2195 | 2664 | 1966 | 1295 |
темп изменения в % | 90 | 118 | 121 | 74 | 66 |
из них: | |||||
туристы въездного направления | 15 | - | 45 | 424 | 132 |
темп изменения в % | 6 | - | - | 942 | 31 |
туристы внутреннего направления | 1847 | 2195 | 2619 | 1542 | 1163 |
темп изменения в % | 101 | 119 | 119 | 59 | 75 |
Количество туристов, посетивших Жамбылскую область с культурно-познавательными целями в 2005 году, составило 1862 человека. В 2006 году этот показатель увеличился на 18% и составил 2664 человека. В 2007 году также произошел рост данного показателя на 21%. В 2008 году количества туристов уменьшается на 26% и составляет 1966 человек, в 2009 – уменьшение на 34% - 1295 человек.
Удельный
вес туристов, посетивших регион с
культурно-познавательными целями, в общем
количестве приехавших в Жамбылскую область
туристов за период с 2005 по 2009 года возрастает
(рисунок 15). В 2007 году его доля составляла
78%, в 2008 году – 99%, а в 2009 году все туристы,
приехавшие в область – это туристы культурно-познавательного
туризма, т.е. доля составила 100%.
Рисунок
15. Динамика количества туристов с культурно-познавательными
целями и его удельный вес в общем количестве
туристов, посетивших Жамбылскую область
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что в развитии туризма Жамбылской области за последние 2 года прослеживается динамика снижения по основным показателям туристской деятельности, что говорит об уязвимости этой отрасли к внешним факторам – мировой экономический кризис.
Весь цивилизованный мир старается привлечь основные туристские потоки, поскольку туризм является одним из факторов развития экономики регионов.
Деятельность большинства туристских фирм Жамбылской области направлена в основном на развитие выездного туризма. А развитием въездного и внутреннего туризма, которые могут обеспечивать приток туристов в регион, занимается лишь небольшое количество фирм. Поэтому в Жамбылской области необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма.
Далее
проанализируем деятельность туристских
фирм региона в стоимостных
Заключение
Итак, в данной работе было проведено комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития казахстанского туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.
В силу своего географического положения Жамбылская область является и может стать регионом массового въезда туристов с целью историко-культурного туризма на Шёлковом пути. Область имеет большие возможности для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Через нее проходил участок Великого Шелкового пути: с. Сайрам – Тараз – Акшолак – ст. Акыр-тобе – Кулан – Мерке – Шу – Аспара – Кордай, на пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры. Область включена в Государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».
Развитие
въездного туризма в Жамбылской
области может оказать
Проведенный анализ состояния туристской отрасли в Жамбылской области, с точки зрения устойчивого развития, позволяет сделать некоторые выводы:
При этом туризм: