Туризм на Великом Шёлковом пути

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является: на основе проведения комплексного анализа и оценки влияния туризма на Шёлковом пути на эффективное развитие экономики региона Жамбылской области, разработать научно обоснованное мероприятие по дальнейшему развитию туризма в регионе.
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
осветить теоретические основы взаимосвязи туризма на Шёлковом пути и развития региональной экономики;
рассмотреть организационно-правовые основы развития туризма на казахстанском участке Шёлкового пути;
проанализировать состояние и потенциал развития туризма в Жамбылской области в рамках проекта «Великий Шёлковый путь»;
рассмотреть влияние культурно-познавательного туризма на региональную экономику в перспективе;
провести экономическое обоснование эффективности развития туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...6
Анализ состояния и потенциала развития туризма в Жамбылской
области в рамках проекта «Великий шёлковый путь»………………………..35
2.1 Анализ основных показателей развития туризма в регионе…………..35
Заключение……………………………………………………………………….87
Список использованной литературы……………………………………………91
Приложения………………………………………………………………………93

Файлы: 1 файл

Туризм на Шёлковом пути - фактор устойчивого развития экономики региона.doc

— 292.50 Кб (Скачать)
 

  Динамика количества туристов по въездному, выездному и внутреннему туризму представлена на рисунке 12. 

                

      Рисунок 12. Количество туристов по типам туризма, обслуженных турфирмами Жамбылской области  

  В соответствии с рисунком 12, отмечается разнонаправленная тенденция развития по типам туризма.

  Показатель  въездного туризма в 2005 году составлял  лишь 15 человек, а в 2006 году показатель по въездному туризму равен нулю, т.е. в этом году турфирмами Жамбылской области не было обслужено ни одного туриста въездного направления. В 2007 году показатель по въездному туризму составил 217 человек. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом количество туристов увеличилось на 95% или на 207 человек и составило 424 туриста. В 2009 году этот показатель снизился на 26% и составил 132 человека. Показатели въездного туризма варьируются, что свидетельствует о нестабильности по данному типу туризма. Следует отметить, что в 2007 году этот показатель существенно возрос по сравнению с показателями предыдущих лет.

  Динамика  выездного туризма до 2007 года имеет  положительную тенденцию. По сравнению  с предыдущим годом в 2006г. количество выехавших туристов увеличилось  на 5%, в 2007г. по сравнению с 2006г. – на 90%. Наблюдается снижение выездного туризма в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 69%, но в 2009 году показатель по выездному туризму увеличился на 10% по сравнению с предыдущим годом.

  Внутренний  туризм в 2005г. составлял 2366 человек. В 2006 году количество туристов увеличилось на 66% и составило 3926 человек. В 2007г. этот показатель уменьшился на 19% и составил 3187 туристов. С 2007 по 2009 год прослеживается динамика снижения. По сравнению с предыдущим годом в 2008 году количество туристов снизилось на 51% и составило 1563 человека, в 2009 году на 26% – и составило 1163 туриста.

  Таким образом, в 2009 году наблюдается рост выездного туризма, и снижение въездного  и внутреннего туризма. Но в 2009 году количество туристов въездного направления  по сравнению с 2005 годом увеличилось почти в 9 раз. И это является положительной тенденцией.

  Увеличение  потока туристов въездного и внутреннего  направления в регион может оказать  огромное влияние на развитие туризма  Жамбылской области. Поэтому далее  исследуем потоки туристов въездного и внутреннего направления по целям посещения региона.

  По  данным Департамента статистики Жамбылской области, туристы въездного направления посещают область исключительно с культурно-познавательными целями. На рисунке 13 представлена структура въездного туризма в регион по странам за 2008 и 2009гг.

Рисунок 13. Структура въездного туризма в Жамбылской области по странам  

  В соответствии с рисунком 13, наибольшее количество туристов в Жамбылскую область за 2008-2009гг. прибыло из Японии: в 2008 году – 81% от общего количества туристов, а в 2009 году число туристов из Японии увеличилось и составило 85%.

     В 2008 году 3% от общего числа  посетителей региона составили  туристы из США, 8% - из Франции.  В 2009 году 7% составили туристы из Германии, 3% - из Бельгии.

  Таким образом, нашу область в основном посещают туристы из Японии, стран  Европы и США. Причем все туристы приезжают с культурно-познавательными целями. Перечисленные страны являются основными поставщиками туристов. Направляющие туристские рынки характеризуются высокой покупательской способностью, поэтому на них, в первую очередь, должно ориентироваться предложение туристского продукта региона.

  Туристы внутреннего направления посещали Жамбылскую область со следующими целями (рисунок 14).

 

  Рисунок 14. Цели посещения Жамбылской области туристами внутреннего направления 

  В соответствии с рисунком 14, наибольший удельный вес занимает посещение туристов с культурно-познавательными целями.

  В 2005 году доля туристов, посетивших Жамбылскую область с культурно-познавательными целями составила 78%, в 2007 году увеличилась на 4,2 и составила 82,2%. А в 2009 году, по данным Департамента статистики Жамбылской области, поездки внутреннего туризма в область были только с культурно-познавательными целями.

  Таким образом, можно сделать вывод, что  нашу область посещают в основном с культурно-познавательными целями. И это хорошие предпосылки  для привлечения туристских потоков  в регион.

  Далее проследим динамику изменения количества туристов, посетивших Жамбылскую область с культурно-познавательными целями (таблица 4). 

  Таблица 4

Количество туристов, посетивших Жамбылскую область с  культурно-познавательными   целями                                                                                          

                                                                                                                                              (человек)

Показатель 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Всего туристов, посетивших регион, в том  числе: 2381 2926 3404 1987 1295
туристы с культурно-познавательными целями 1862 2195 2664 1966 1295
темп  изменения в % 90 118 121 74 66
из  них:          
туристы въездного направления 15 - 45 424 132
темп  изменения в % 6 - - 942 31
туристы внутреннего направления 1847 2195 2619 1542 1163
темп  изменения в % 101 119 119 59 75
 

  Количество  туристов, посетивших Жамбылскую область с культурно-познавательными целями в 2005 году, составило 1862 человека. В 2006 году этот показатель увеличился на 18% и составил 2664 человека. В 2007 году также произошел рост данного показателя на 21%. В 2008 году  количества туристов уменьшается на 26% и составляет 1966 человек, в 2009 – уменьшение на 34% - 1295 человек.

  Удельный  вес туристов, посетивших регион с  культурно-познавательными целями, в общем количестве приехавших в Жамбылскую область туристов за период с 2005 по 2009 года возрастает (рисунок 15). В 2007 году его доля составляла 78%, в 2008 году – 99%, а в 2009 году все туристы, приехавшие в область – это туристы культурно-познавательного туризма, т.е. доля составила 100%. 

                    

Рисунок 15. Динамика количества туристов с культурно-познавательными целями и его удельный вес в общем количестве туристов, посетивших Жамбылскую область 

  Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что в развитии туризма Жамбылской области за последние 2 года прослеживается динамика снижения по основным  показателям туристской деятельности, что говорит об уязвимости этой отрасли к внешним факторам – мировой экономический кризис.

  Весь  цивилизованный мир старается привлечь основные туристские потоки, поскольку  туризм является одним из факторов развития экономики регионов.

  Деятельность  большинства туристских фирм Жамбылской области направлена в основном на развитие выездного туризма. А развитием въездного и внутреннего туризма, которые могут обеспечивать приток туристов в регион, занимается лишь небольшое количество фирм. Поэтому в Жамбылской области необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма.

      Далее проанализируем деятельность туристских фирм региона в стоимостных показателях.

Заключение 

   Итак, в данной работе было проведено комплексное  исследование теоретических и практических вопросов развития казахстанского туризма на Шёлковом пути в Жамбылской области.

  В силу своего географического положения  Жамбылская область является и может  стать регионом массового въезда туристов с целью историко-культурного  туризма на Шёлковом пути. Область имеет большие возможности для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Через нее проходил участок Великого Шелкового пути: с. Сайрам – Тараз – Акшолак – ст. Акыр-тобе – Кулан – Мерке – Шу – Аспара – Кордай, на пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры. Область включена в Государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».

  Развитие  въездного туризма в Жамбылской области может оказать значительное влияние на развитие экономики региона. Из всех видов туризма наиболее распространенным для региона по числу туристов въездного и внутреннего направления  является культурно-познавательный туризм. Въездной туризм показывает, что 100 процентов иностранных туристов посещают Жамбылскую область с культурно-познавательными целями.

  Проведенный анализ состояния туристской отрасли  в Жамбылской области, с точки  зрения устойчивого развития, позволяет сделать некоторые выводы:

  1. Устойчивый туризм подразумевает наличие следующих слагаемых:
    • инициативы туристических фирм;
    • вовлечение в туристский и сопутствующий ему бизнес местного населения;
    • сохранение и регенерация памятников историко-культурного наследия;
    • участия и поддержки со стороны государства.
  2. Туризм может стать моделью экономического развития региона, целью которой является:
    • улучшение качества жизни местного населения;
    • обеспечение интересного и приятного пребывания для туристов;
    • сохранение качества окружающей природной и историко-культурной среды, оказывающей непосредственное воздействие, как на туристов, так и на местное население.

   При этом туризм:

  • обеспечивает капиталовложения в местную экономику и способствует ее диверсификации, особенно в сельских районах, где занятость населения носит сезонный и случайный характеры;
  • стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
  • помогает обеспечить финансирование и поощряет заботу о сохранности местных археологических и культурных достопримечательностей;
  • может не только помочь в плане усилий по сохранению окружающей среды, но даже способен субсидировать некоторые проекты.
  1. Для реализации этого потенциала необходимо разработать четкий региональный план развития туризма, который бы соответствовал вышеуказанным принципам устойчивого развития, Международной программы ВТО и Государственной программы Казахстана по «Шёлковому пути», согласовывался с общим комплексным планом развития области.

Информация о работе Туризм на Великом Шёлковом пути