Великий шелковый путь на территории Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Турфан, вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем нетрудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря.

Файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ

КАЗАХСТАНА

1. КАЗАХСТАНСКИЕ  ТРАССЫ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

        Что такое «Шелковый путь», когда он возник и стал функционировать, где проходил - вот первые возникающие у каждого вопросы. Обратимся для ответа к историческим фактам.

        В 629 г. буддийский паломник Сюань Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал он по международному пути, который связывал Китай с Западом и служил проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений.

       На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Турфан, вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем нетрудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря. Вот как описывает кагана тюрков и его приближенных Сюань Цзян: «Лошади этих иноземцев были прекрасны. Каган был одет в халат из зеленого шелка; его голова была обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом».

       Описывая прием, которым удостоил его каган, Сюань Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати и сообщает также о подарках, которые он получил: «целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка»1. В этом эпизоде, вольно или невольно, несколько раз упоминается шелк — основной продукт торговли Востока и Запада, давший название великому трансконтинентальному пути древности и средневековья. На вопрос о том, когда «заработал» этот путь, до сих пор имеются разные ответы. Если говорить о прототипе отдельных участков «Шелкового пути», то начало контактов и обменных связей восходит по времени к 2—3 тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районах Хотана. Лазурит, добываемый в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине 1-го тысячелетия бадахшанский лазурит появляется в Китае.

        Наряду с «Лазуритовым путем», соединившим Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, существовал «Нефритовый путь», который связывал Восточный Туркестан с Китаем.

        В середине 1-го тысячелетия до н. э. стал функционировать «Степной путь», и если следовать описаниям отца истории Геродота, то станет очевидным его следующее направление: из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну аргиппеев, населявших район Верхнего Иртыша и оз. Зайсан. По этому пути распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

       Еще недавно считалось, что изобретение шелка и торговля им относятся ко времени 1-го тысячелетия, до н. э. Однако китайские археологи, которые вели раскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани — 2750+100 гг. до н. э. Анализ ее свидетельствует о том, что уже к этому времени, то есть почти пять тысяч лет тому назад, шелководство уже вышло из примитивной стадии. В VI - V вв. до н. э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона с вышитым на ней фениксом была найдена при раскопках одного из «царских» курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н. э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VI—V вв. до н. э. в районах Южной и Западной Европы.

       В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье.

      Однако, вряд ли, можно говорить для VI—IV вв. о Шелковом пути, вернее будет предположить лишь доставку престижных товаров по степной зоне, которая проходила около 40-й параллели и, начинаясь в большой излучине реки Хуанхэ, пересекала восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигала земель греков и этрусков. В это же время шелк попал в Индию, о чем свидетельствует слово «си-напатто» — «китайский шелк».

      И лишь в середине I в. до н.э. «Шелковый путь» начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 г., когда из ханьской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя Чжан Цзяня, посланного императором У-ди в неведомые страны Запада. Через 13 лет Чжан Цзянь вернулся назад. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай — товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.

      Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда — страны, расположенной в Средней Азии в долинах Зеравшана и Кашкада- рьи. Согдийцы имели торговые колонии в «тохарских» городах Восточного Туркестана и в городах Китая, таких, как Ланчжоу, Дунхуан, Чаньань.

Например, в Дунхуане проживало около тысячи согдийцев. Согдийцы проникали в Японию, где шелковый путь кончался, достигнув древней японской столицы Нара. Здесь в одном из храмов хранится рукопись, написанная на согдийском языке.

Караванные пути связывали  Запад Казахстана с Дальним Востоком, с Приамурьем. Известна так называемая «соболья дорога», по которой осуществлялись связи Византии, Ирана, тюркских каганатов и согдийских княжеств с государствами Бохай и Японией. В VI в. морская часть «собольей дороги» получила название «дороги в Японию». Во II — V вв. Шелковый путь, если следовать с Востока, начинался в Чаньани и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Тянь- Шаня к западной окраине Великой Китайской стены и «Заставе Яшмовых ворот». Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Кашгару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля; южная — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье — это так называемый «южный путь»; «северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв в Хамадан в Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходам из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, хотя прежний путь через Фергану был короче и удобнее. Перемещение пути можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

Так этот путь стал главным, и основное число посольских и  торговых караванов в VII — XIV вв. шло  здесь. Это направление Шелкового  пути не было чем-то застывшим, в течении столетий попеременно наибольшую значимость приобретали те либо иные участки и ответвления, другие, напротив, отмирали, а города и торговые поселения на них приходили в упадок. Так, в VI — VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут, выходил на вышеназванную трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангыстау — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западно-тюркского каганата и Византии. В 568 г. в Константинополь ко двору императора Юстиниана II (565—576) прибыло посольство от тюркского кагана Дизабула, которое возглавлял согдиец Маниах, один из тех, которые, по словам китайских хронистов, «... научают и направляют тюрков». В данном случае, однако, и тюрки, и согдийцы преследовали общие цели, связанные с грандиозной торговлей шелком. Она приносила и тем и другим огромные доходы. Часть шелка поступала из Китая, другая изготавливалась в городах Восточного Туркестана и в самом Согде, причем производство его настолько возросло, что сбыт его превратился в острую проблему. Она усугублялась тем, что продаже шелка крупнейшему потребителю — Византии — препятствовали персы. Тому были вполне конкретные причины, ибо шелк был нужен Византии не только для нужд двора и аристократии, но и как валюта при найме варварских войск, которые, в первую очередь, были бы использованы в войне с Ираном. Если бы персидское правительство разрешило свободную транзитную торговлю шелком и последний дошел до Византии, «то через несколько лет на Евфрате стояла бы столь многочисленная наемная армия, что всей силы Ирана не хватило бы для ее отражения».

Договориться поэтому  тюркам и согдийцам с персами не удалось, и тюрки отправляют посольство Маниаха в Византию. Оно шло в обход Ирана и контролируемых им территорий - из Семиречья по Сырдарье в Приаралье, через Мангыстау в Прикаспий, на Северный Кавказ, через Кавказский хребет в Константинополь. Благосклонно принявший посольство Юстиниан II отправил свое посольство в ставку кагана на берегу Таласа. И новый путь «из тюрков в греки» стал функционировать. Его маршрут прекрасно иллюстрируется археологическими находками, особенно богатыми из предгорьев Кавказского хребта, где обнаружен могильник Мощевая балка. В нем найдены шелковые изделия, обрывки картины на шелке, приходно-расходные записи китайского купца и многие другие импортные вещи VII—X вв.

На этом пути стояли большие  и богатые сырдарьинские города, о которых несколько позднее писал историк XVI в. Рузбихан: «Река Ходжент (Сырдарья) протекает среди крепостей Туркестана. Высокие крепости, наподобие высочайших замков, так возвышающихся на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки».

Позднее, в IX—XII вв. этот маршрут  использовался с меньшей интенсивностью, чем «Тянь-Шаньский». Но в XIII—XIV вв. он вновь оживает. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими лицами.

     Что же представлял собой юг Казахстана в канун его вхождения в орбиту Шелкового пути. Здесь, как ранее отмечалось, издревле развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы. Причем в этническом плане и кочевники, и оседлые жители были однородны, или же были объединены в рамках однотипных этнополитических образований. Взаимодействие и взаимообогащение культур — оседлой и кочевой — явилось магистральной линией мирового прогресса. В недрах такого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населяющих ее народов. Так, в VI-Ш вв. до н. э. здесь обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганных памятников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак. Уже тогда существовали связи саков с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, импортные высокохудожественные изделия из Средней Азии, Ирана. Монументальные погребальные сооружения Тагискена из сырцового кирпича наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существования государства Усунь и Кангюй во II в. до н. э. — первой пол. 1-го тыс. н. э., когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и резные камни-печатки из Сасанидского Ирана.

В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых являлись земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями. Многие из них открыты сейчас в предгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, в среднем и нижнем течении Сырдарьи. Особенно хорошо сохранились эти города в сухой пустынной зоне Приаралья, в Джетыасарском урочище. До сих пор высятся просушенные солнцем их желтые стены, глядят на плоскую равнину глазницы стреловидных бойниц, а под такырами скрыты огромные древние некрополи.

Во второй половине VI в. Казахстан  вошел в состав Тюркского каганата, огромной кочевой империи, охватившей пространство от Кореи до Черного моря. В конце VI в. каганат распадается на две части — Восточно-тюркский и Западно-тюркский. Центром последнего является Семиречье, а столицей — город Суяб.

Именно в это время  происходит оживление участка Шелкового  пути, который сыграл важную роль в  развитии городской феодальной культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на трассе, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями.

Вот как выглядел казахстанский  участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток. Из Шаша (Ташкент) дорога шла через перевал на Турбат в Испиджаб, один из крупнейших центров на Шелковом пути. Здесь останавливались торговцы из разных стран, в городе были торговые постройки и караван-сараи, принадлежавшие купцам из Бухары, Самарканда, тогда как купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде в рабаде Харба ибн Абдаллаха ал Балхи вместе с купцами из Мерва, Балха, Бухары и Хорезма. Из Испиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Испиджаба караваны шли на восток, в Тараз, через города Шараб, Будухкет, караван-сараи Тамтадж и Абардадж.

Первым крупным городом, стоявшим на Шелковом пути в Таласской долине, был Джувакат, проехав который, попадали в Тараз. Это один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратегом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана и решения вопросов о торговле шелком. Источники называют Тараз «городом купцов». Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и Караханидов.

Рядом с Таразом находился город Джамукат, основанный выходцами из Бухары. Он упоминается уже в VI в. и был основан согдийцами Бухары, которыми предводительствовал некий Джамук, именем которого и был назван город. Археологи смогли найти Джамукат. Его остатки находились в Таласской долине, недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с. Сары-Кемер. Развалины называются сейчас Костобе — «двойной бугор». Кроме этих городов, в Таласской долине находились такие известные города, как Шельджи, Сус, Куль и Текабкет — в горной части долины, где располагались крупные серебряные рудники.

Информация о работе Великий шелковый путь на территории Казахстана