Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:26, реферат
На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Турфан, вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем нетрудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря.
При раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе в одном из погребений были обнаружены семь китайских монет «У-шу», относящихся к I—IV вв. н. э. Бесспорно, что монеты имели связь с торговыми караванами, которые пошли на Запад по пути князя Чжан-Цзяня, в том числе и на среднюю Сырдарью, где располагался центр государства Кангюй. Китайские источники сообщают о тех временах: «... китайский двор, еще недавно ожидавший сообщения с иностранными владельцами и сверх всего дороживший славой быть известным в отдаленных окраинах, не прерывал связи с Кангюем».
Среди драгоценной утвари, связанной с Западом, следует назвать серебряные кувшины из Семиречья со штампами в виде крестов, сделанных в подражание византийским. Мастер, сделавший кувшин, стремился выдать свою работу за византийскую. На изгибе ручки одной из кружек изображена голова «античного облика». По мнению исследователей, это стремление к подражанию византийским образцам было вызвано «обаянием красоты типа населения империи». В г. Жамбыле, на месте Тараза, был найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме с копьем и щитом на одной стороне, и богини Победы с крестом в руке — на другой, Следует заметить, что золотые византийские солиды имели широкое хождение и применялись в качестве международной валюты. Известен рассказ Кузьмы Индикоплава, относящийся к середине VI в., о споре византийского и персидского купцов по поводу того, чей повелитель могущественнее. Победил византиец, показав золотую монету, имевшую хождение по всему свету, тогда как торговец из Персии смог представить только серебро.
Интересные находки импортных изделий были сделаны на городище Талгар. Это клад, в состав которого входили четыре фарфоровые китайские чаши, украшенные изнутри гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме гриба — символа долголетия. Символика на блюдах расшифровывается также, как пожелание мужского потомства (четыре мальчика) и единства — «и туань хоци» (один толстый мальчик). В кладе имелся также обломок фаянсовой чаши. Внутри, на фоне горного и морского пейзажа, выполненного люстром на красном фоне, изображены сидящие мужчины числом одиннадцать и одна женщина. Все персонажи — в богатых золоченых одеждах, у шести фигур одежды красные, у шести — черные с золочением. Над головами людей — золотые нимбы. Лица мужчин характеризуются мясистыми носами и густыми бровями. Десять мужчин бритоголовые, восемь — с усами. Мужчина, находящийся в центре, крупнее других, имеет длинные волосы, вислые усы и бороду. На его голове золотая корона, в правой руке меч острие которого находится на уровне плеча. Белолицая женщина с узкими глазами, дугообразными бровями, с прямым носом и маленьким ртом. На голове ее высокий головной убор, из-под которого на плечи ниспадают длинные волосы. Между фигурами извивается чешуйчатое тело дракона. На внешней стороне чаши изображены те же человеческие фигуры в два ряда, разделенные белым чешуйчатым телом дракона на черном фоне. На донце чаши снаружи имеется овальная марка с иероглифами. Фарфоровые чаши и обломок фаянсовой попали в Талхиз из Китая в конце XII — нач. XIII вв.
Этим же временем датируются фрагменты трех медных блюд, входящих в состав клада. Одно из них, сохранившееся лучше других, имеет диаметр 49,5 см. Внутренняя поверхность блюда разбита на несколько кругов. В центре в медальоне изображены два крылатых существа с телами львов, женскими лицами, головы которых увенчаны коронами. Сфинксы стоят в геральдической позе, на задних лапах, спинами друг к другу, с перекрещенными членистыми хвостами и лицами анфас. Узкие дугообразные крылья подняты вверх. Свободное поле медальона заполнено растительным орнаментом. Круг за медальоном заполнен изображениями бегущих собак и лис — «звериный гон». Еще одна полоса занята изображениями лировидных фигур, сплетенных из растительных побегов. Аналогии блюду, а также изображенным на нем сфинксам и звериному гону, многочисленны. Это чаши, зеркала, пластины, найденные в Средней Азии, Поволжье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке. Скорее всего, первоначальные центры производства таких изделий находились в Иране, откуда и сами они, и сюжеты распространялись по Шелковому пути.
Импортные вещи найдены при
раскопках сырдарьинских
— байху». Прототипы таких «тигриных блях-регалий» относятся к периоду Чжанго эпохи Чжоу. Время изготовления бляхи — эпоха Тан или Сун. Возможно, бляха являлась пайцзе, или родовой эмблемой владетельного человека.
К числу редкостных по значению находок, важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточно-туркестанских городов
— Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Зама; европейских — Крыма; малоазийских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время накопления монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII вв., а чеканились они в 40—60-е гг. XIII в. Интересны серебряные изделия из клада, среди которых - серебряные бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями; витые браслеты среднеазиатского производства и плетеные, сделанные в Поволжье; пряжка от пояса, вышедшая из ремесленных мастерских одного из городов Малой Азии. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути эпохи Монгольской империи. В кладе имелись также слитки серебра в виде линз и овальных брусочков. Они могли служить в качестве денег, на что прямо указывают письменные источники. Так, флорентийский купец Францеско Бадуччи Пеголотти писал, что купцы, отправляющиеся из Европы на Восток, должны брать с собой полотняные ткани, продавать их в Ургенче и там запасаться сомами (слитками из серебра), ходившими в тамошних странах.
В числе найденных при раскопках Отрара следует назвать бронзовые зеркала XIII—XIV вв. Часть из них отливалась в Отраре по копиям, снятым с привозных зеркал и попавшим в город по Шелковому пути из Китая и Персии. Это, например, зеркало с изображением «гона зверей» на тыльной стороне и китайское с изображением животных и зверей двенадцатилетнего животного цикла и иероглифическими цикличными знаками.
На одном из раскопов в Отраре был найден бронзовый медальон диаметром 4,3 см, на сторонах которого имелись барельефные изображения. На одной показан всадник с натянутым луком в руках и колчаном на поясе, заполненным стрелами наконечниками вверх. Рядом с ним бежит собака либо гепард. На оборотной стороне изображен распластанный дракон, тело которого закручено в кольцо. Согласно китайской символике, изображен «небесный дракон-лун». Аналогичные медальоны известны в Семиречье, Средней Азии, Поволжье. Показательно, что медальоны с изображением всадника с луком в руках в сопровождении гепарда украшают стенки бронзового сосуда из Египта конца XIII - нач. XIV вв.
Обнаружена бронзовая чернильница, богато украшенная гравировкой. На стенках чернильницы и на съемной крышке на фоне растительного орнамента в медальонах имеются изображения утки, а на дне изображен крылатый сфинкс. На крышке выделяются благожелательные надписи. Чернильницы, подобные описанной, изготавливались в конце XII—XIII вв. в Средней Азии и Хорасане. Находки чернильниц многочисленны и украшают собрания коллекций художественных металлов многих музеев. Так, в музее истории АН Узбекистана хранится чернильница, на стенках которой в медальонах изображены писцы, а на чернильнице из Метрополитен Музея в США показан сидящий на троне правитель. К этому же времени относится изящный стеклянный сосуд, графин, найденный в Отраре. Он сделан из белого прозрачного стекла и расписан цветными эмалями синего, красного и зеленого цветов, орнамент геометрический. Плечики сосуда покрыты позолотой. Этот стеклянный сосуд попал в Отрар из Сирии - традиционного центра стеклоделия, откуда драгоценные стеклянные изделия развозились по всему свету. В XII — XIII вв. именно в Сирии было налажено изготовление стеклянной утвари, украшенной цветными эмалями и позолотой. Находки таких изделий были сделаны в Западной Европе, на Кавказе, в Поволжье, Средней Азии. Интересно, что в XIV в. путешественник Ибн-Баттута видел в Хорезме в доме одного из высокопоставленных чиновников богатое собрание сирийского стекла. И вот теперь сирийские изделия найдены на Сырдарье.
По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву, в определенную этнокультурную среду, получали широкое распространение. Существует мнение о том, что именно по Шелковому пути распространялся тимуридский стиль в керамике, отличающийся синей гаммой росписей на белом фоне. Возникнув в императорских мастерских Китая во время династии Юань (1279—1368), он широко распространился в Иране, Турции, Средней Азии. Прекрасные образцы керамических чаш, ваз, расписанных кобальтом, украшают экспозиции многих музеев мира.
Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая . Однако, к XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые разрушили существовавшие до того времени караванные пути, но стимулировали развитие морской торговли, приведшее, в перспективе, к Великим географическим открытиям.
Использованная литература :
1. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. - Алматы: «Атамура», 2010г.
2. Кузембайулы А. Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. Соларт, 2004 г.
3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 3. - Алматы: «Атамура», 2000
4. Интернет- ресурсы (ru.wikipedia.org; http://www.kazakhistory.ru/).
Информация о работе Великий шелковый путь на территории Казахстана