Великий шелковый путь на территории Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Турфан, вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем нетрудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря.

Файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ.docx

— 56.52 Кб (Скачать)

В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого, как отмечалось, произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и Дех-Нуджикес, а в монгольское время источники называют города Янги, Янги-Балык и Кенд- жак.

В Таласскую долину в Тараз караваны попадали также по дороге из Ферганской долины из Касана через перевал Чанач в Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дороги соединял «ферганское» и «семиреченское» направления Шелкового пути.

Из Тараза на восток путь шел по пустынной местности к городу Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану надо было проехать через Касрибас, Куль-Шуб, Джуль- Шуб. Остатки Касрибаса стоят на древней трассе, проходившей вдоль Киргизского хребта, и известны как развалины Ахыр-Тас, представляющие собой сооружение из камня, видимо, судя по планировке, бывшее некогда замком. Куль-Шубу соответствует городище Орнек, раскопки которого выявили его характер: это типичная укрепленная ставка с мечетью, казармами для дружины и ремесленным предместьем вокруг.

Город Кулан, который китайцы  называли Цзюйлань, был известен как «приятный городок на границах страны тюрков со стороны Мавераннахра». Он, судя по маршрутникам, находился на расстоянии 17 фарсахов от Тараза на восток и соответствует городищу Луговое, расположенному на восточной окраине села Кулан. От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара.

Из Джуля дорога шла в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау. Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет, китайский Синчэн. Оба эти названия переводятся как Новгород. Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Навакету, как удалось установить, соответствует городище Красная речка, расположенное между современными селами Красная речка и Новоивановка.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикент) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб. Он был столицей западных тюрков, затем тюргешей, карлуков. О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до X в., когда город вдруг исчезает со страниц летописей. Роль столицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем каракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Затем город вновь отстроили, но уже в XIV в. он лежал в развалинах и лишь полуразрушенные дворцы, мечети и минареты и обширные кладбища с эпитафиями свидетельствовали о недавно бурлившей здесь жизни.

Археологам удалось определить местоположение этих городов: они находятся  неподалеку от современного г. Токмака  и соответствуют двум известным  средневековым памятникам — городищу Акбешим и городищу Бурана, находящимся друг от друга на расстоянии 5 км.

     Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний Барсхан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссык-Кульской котловины  через перевал Санташ и долину Кар- кары шел путь в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дун- хуану и в Китай.

В X—XII вв. одно из ответвлений  Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакете, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы Урун- Ардж, которые образуют водораздел между бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в VII-VIII вв. китайские дорожники, называя их «горами Цзедань». «Здесь, — согласно источникам, — каган десяти родов всегда производит утверждение владетелей и старейшин». Топоним Урун-Ардж сохранился до сих пор в названии современного села Узун-агач. Трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Таль-хиза, который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Талхир) был крупным центром транзитной торговли.

В Илийскую долину попадали и другим путем — он шел от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чу-Илийских гор и спускалась в северное Прибалхашье. Вдоль Чу вниз дорога выводила к городам на северных склонах Каратау.

В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южный шел через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного города Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселение Коктал и город Жаркент. В районе Коктала располагался город Или-Балык. Северная дорога из Тальхиза шла вдоль р. Талгар до переправы р. Или, которая находилась в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Ики-Огуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины», то есть имелась торговая колония иранских купцов. Рубрук называет город Эквиусом.

Из Ики-Огуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ, все тот же странствующий монах Вильгельм Рубрук.

Каялык являлся ставкой карлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северо-восточная часть Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновское. Неподалеку от Каялыка, судя по записи Рубрука, находилось «христианское селение», через которое также проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину Тентека и, обогнув Алаколь, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай. На юго-за- падной оконечности Алаколя стоял город, который путешественники XIII в. называли «столицей области». Он соответствует городищу в с. Кок- тума. Сейчас этот памятник размыт водами озера.

Вернемся, однако, к одной  из отправных точек на казахстанском  участке Шелкового пути — городищу Испиджаб, чтобы проследовать в Европу путем Земарха. Из Испиджаба шла караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье в Приаралье. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараб и Шавгар. Рядом с Отраром находился город Кедер, бывший в X в. главным в Отрарском оазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран».

Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога шла в Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью и к городу Васиджу. Последний известен как родина выдающегося ученого Востока Абу Насра ал-Фараби. В XIII—XIV вв. этот город назывался Зернук. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз - в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, в Ургенч, а оттуда в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в., когда в низовьях Волги сформировался золотоордынский город Сарай. Этот путь в XIII—XIV вв. проходил через Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.

Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту, который являлся столицей государства огузов. Отсюда также шла дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм. Путь по ней продолжался 10 дней.

Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные склоны Каратау и проходила параллельно той, что шла вдоль Сырдарьи. Она особенно оживилась в XIII—XIV вв. Именно по ней из северного Приаралья в Монголию шли армянский царь Гетум и монах Рубрук. На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугул- кент. Выводила же она либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таласу, либо шла вдоль западного берега озера Бийликуль через город Берукет-Паркет, Хутухчин, также к Таразу.

От основной трассы Шелкового  пути, проходившей через Южный  Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана, в степь Дешт-и Кыпчак, позднее известную как степь Сарыарка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Но было бы неправильно думать, что степные районы Казахстана были населены только номадами. Здесь, в удобных для земледелия местах — в долинах рек Сарысу, Кенгир, Джезды, в предгорьях Улытау, на берегах Иртыша в период средневековья возникли и развились оазисы земледельческой и городской жизни. Кроме того, богатые месторождения меди, олова, свинца, серебра разрабатывались еще с эпохи бронзы, а в более позднее время здесь же выросли поселки рудокопов, плавильников металла, медников и серебряных дел мастеров. Богатые сырьевыми ресурсами — скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и были включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.

Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау; из Шавгара и Яссы через перевал Турлан; из Саурана и Сыгнака; из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты поселения в виде четырехугольных городищ с оплывшими стенами: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-дарасы Домбаул, Милыкудук, Ормамбет. Вокруг них открыты обширные некрополи, на которых сохранились такие архитектурные памятники, как мавзолеи Джучи-хана и Алаша. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые в средневековых источниках города Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кей- таг, рудные разработки Гарбиана по ал-Идриси и Бакирлытага по Махмуду Кашгари.

Дорога из Янгикента шла на северо-восток, выходила на берега речки Белеуты и приводила в район Коунрада и Карсакпая. В Центральный Казахстан вел так называемый Сарысуйский путь — из Отрара через Шавгар и Турланский перевал на Аксумбе в низовьях Сарысу и вверх по реке до Улытау (горы Кендирлик), а оттуда по Ишиму и Иртышу. Более короткий путь шел через Сузак к низовьям Чу, а оттуда через Бетпакдалу в район Жезказгана. Еще один путь — «Ханжол» — использовался до нового времени и шел из Тараза вниз по Таласу через Муюнкумы и Бетпакдалу к берегам Атасу.

Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес, согласно сведениям Ибн-Бахра и ал-Идриси, шел торговый путь на Иртыш — к резиденции хакана кимеков и далее, в страну кыргызов на Енисей. Каждые три года к кыргызам отправлялся караван с шелком.

Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая шла вдоль северных склонов Чу-Илийских гор, затем по Чу в ее низовьях и затем к берегам Сарысу. Еще один важный путь отходил от северо-илийской трассы в районе Чингильды и через караван-сараи Кок- тал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городов Актам и Агашаяк, к берегу Балхаша, а затем по полуострову Узун-Арал, который почти соединяет южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Здесь же на мысу обнаружены остатки городища, большая часть которого затоплена водой. Можно предположить, что караваны переходили пролив вброд, а зимой по льду, и выходили в устье реки Токрау и затем по ее берегам шли к предгорьям Улытау и далее на север.

От северо-илийского пути, который шел к Джунгарским воротам, отходило направление, которое огибало Алаколь с западной стороны, и через Тарбагатай приводило на Иртыш, в земли государства кимеков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимекские города — Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Города кимеков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана. Через Южное Приаралье, в бассейн Камы вела дорога, которая соединяла Шелковый путь с севером. Отсюда добывавшаяся здесь драгоценная пушнина попадала в Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Китай, Индию и Иран.

2. ТОРГОВЛЯ И ТОВАРЫ

Шелковый путь, как отмечалось, вначале служил для экспорта китайского шелка в страны Запада. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее — из стран Европы и Руси, по нему шли товары, производимые в этих странах. Список этих диковинных, экзотических товаров неисчерпаем. Это мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое другое. По Шелковому пути вели на продажу «полнокровных» коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов и соколов, павлинов, попугаев и страусов. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики, дыни, пряности и сахар, овощи, фрукты и зелень.

Однако, главным предметом торговли оставался шелк. Шелк, наряду с золотом, превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. Шахиншах Ирана Хосров I Ануширван получил от китайского императора, наряду с другими подарками, шелковое китайское платье «ушари», на лазоревом поле которого был изображен царь в короне и украшениях. Не случайно на фресках дворцов владетелей Китая, Средней Азии, Восточного Туркестана одежды из шелка, в которые одета знать, выписаны со всеми присущими этим драгоценным изделиям украшениями, деталями и даже швами. Вполне естественно, что и шелк, и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на его казахстанском участке. Археологические находки их — яркое тому свидетельство.

Информация о работе Великий шелковый путь на территории Казахстана