Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:58, реферат
Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.
I. Введение……………………………………………………..3
II. Глава 1.Петр I ……………………………………………….5
2.1 Цели и задачи реформ…………………………5
2.2 Судебная реформа……………………………..8
2.3 Военная реформа………………………………10
2.4 Церковная реформа……………………………13
2.5 Культура при Петре I………………………….15
III. Глава 2. П.А. Столыпин.
3.1 Необходимость модернизации аграрного сектора России………………………………………………………...18
3.2 Цель и сущность преобразований…………….19
3.3 Сущность аграрной политики Столыпина…...22
IV. Заключение…………………………………………………...25
V. Список литературы…………………………………………..26
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.
Особенностью
развития процессуального
Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.
Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".
Судебная
система периода петровских реформ
характеризовалась процессом
1.3 Военная реформа.
Началом формирования флота и армии можно считать то время, когда Петр стал царем и предоставил руководство страной родственникам своей жены (Лопухины), юный царь все силы отдавал “нептуновым да марсовым потехам”, для проведения которых активно привлекал “ служивых иноземцев ”, живших в Немецкой слободе.
Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон и др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков. С их помощью Петр устраивал маневры “ потешных “ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “ потешный “корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.
Военные
преобразования ХVШ в. имели целью
создать новую организацию
Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.
Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора в армию и флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков.
После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100- тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс.– в ополчении, и свыше 105 тыс.– в казачьих частях.
Для обучения солдат и офицеров был издан “ Устав воинский “, обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров, еще в 1698 – 1699 гг., была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ.
Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучению воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.
Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.
Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с “Артикулом воинским” и другими военными законами.
“Артикул воинский” содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным жителям.
Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.
В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.
В
1715 г. в Петербурге была открыта Морская
академия, готовившая морских офицеров.
В 1716 г. было положено начало подготовке
офицерских кадров через гардемаринскую
роту. Тогда же была создана морская пехота.
Вместе с тем, армия и флот составляли
неотъемлемую часть абсолютистского государства,
были орудием укрепления господства дворянства.
1.4 Церковная реформа.
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, не совместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр решил не назначать нового. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский метрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов – “освященный соборы”, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученный от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.
Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил “ Духовный регламент“, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Всего в ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод также имел функции духовного суда.
11
мая 1722 г. для надзора за
деятельностью Синода Петр
1.5 Культура при Петре 1.
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. В петровское время были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных, мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей.
Светское образование потребовало массу новых учебников. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов, Ф.Прокопович и др.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и других городах.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицину, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А. Метвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание- газета “Ведомости”.
В основе развития науки и техники, в Петровскую эпоху, лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.
В Петровскую эпоху, в градостроительстве осуществлялся переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, в основном гражданского, а не культого назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга.
В эпоху Петра1, коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.