Великий Новгород

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Летописные сведения о Новгороде Х - Х1 веков очень скупы, но они представляют большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства.

Оглавление

1. Историческое Возникновение
2. Географическое положение
3. Экономика Древнего Новгорода
4. Население
a. Социальное положение
b. Религия, традиции и культура
5. Особенности государственного устройства
6. Торговля
a. Внутренняя торговля
b. Внешняя торговля
7. Военная слава Новгорода
8. Современный Новгород
a. Промышленность
b. Машиностроение
c. Пищевая
9. Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.doc

— 209.00 Кб (Скачать)


МОУСОШ № 22

 

РЕФЕРАТ

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученица: Сковородкина Оксана Олеговна

Преподаватель: Селютина Любовь Васильевна


ПЛАН

1.      Историческое Возникновение

2.      Географическое положение

3.      Экономика Древнего Новгорода

4.      Население

a.      Социальное положение

b.     Религия, традиции и культура

5.      Особенности государственного устройства

6.      Торговля

a.      Внутренняя торговля

b.     Внешняя торговля

7.      Военная слава Новгорода

8.      Современный Новгород

a.      Промышленность

b.     Машиностроение

c.      Пищевая

9.      Заключение.

 

 


1.    Историческое возникновение Новгорода

 

Летописные сведения о Новгороде Х - Х1 веков очень скупы, но они представляют большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства.

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х - Х1 века) , а записывали те устные легенды и сказания , которые были широко известны народу.

Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи. Прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий 1Х - Х века, которую даёт нам летопись.
Новгород значит "новый город".

По отношению, к какому же старому он получил своё название?
Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы Х1 веком, когда Новгород был уже довольно крупным городом.
       Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного Кремля). Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. Это факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новгорода.

Серьёзные исследования принесли довольно устойчивую версию. На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились, и их жители построили общую крепость, получившую название Новгород по отношению к трём старым городам. Но тогда на территории этих разных городов до объединения должны были быть найдены изделия, как-то различающиеся друг от друга. Однако пока разницы между тем, что и как делали жители одного посёлка и других двух не обнаружено.

Недавно Санкт-Петербургский археолог Е.Н.Носов развил уже высказывавшуюся точку зрения, что историческим предшественником Новгорода было Городище - холм, находящийся немного выше Новгорода, неподалёку от истоков Волхова. Городище, судя по летописям, было укреплённым городом, резиденцией Новгородских князей , их наместников . Местные краеведы высказывали даже смелое предположение , что в городище жил знаменитый князь Рюрик.

Многолетние раскопки показали, что поселение было укреплённым. Кроме того этот город стоял на балтийско-вожском пути и являлся крупным военно-административным и торгово-ремесленным пунктом . Таким образом это хорошо укреплённое поселение вполне могло бы быть предшественником Новгорода.
Поэтому мы не можем быть уверенными насчёт происхождения Новгорода , однако более точную версию могут дать будущие раскопки .

 

2.Географическое положение

Город Великий Новгород, расположенный по течению реки Волхова в двух верстах от его истока из озера Ильменя, разде­лялся на две половины или стороны: Торговую на восточном и Софийскую на западном берегу Волхова. Первая также имела название Купецкой, потому что там сосредоточивалась торгов­ля; вторая называлась еще Владычней, ибо там жил новгород­ский владыка.

В первые века своего существования Новгород очень небольшим, по современным меркам, и сплошь деревянным городом.

Новгород расположился на холмистой местности, по обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки).

Первые жители строили свои дома по берегам, но не у самой воды, а по далее, из за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами, шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка.

Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка. Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего юго - восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев (современный Тарту).

Совершались походы в Карелию, в земли соседских угро-финских племён.
Сохранилась грамота новгородского князя Святослава Олеговича, написанная в 1137 году . В ней перечисляются погосты , доходы с которых должны были поступать новгородскому владыке. Эти погосты находились в Обонежье, а также на берегах Северной Двины и её притоков.

Таким образом, ещё в 12 веке новгородцы собирали дань далеко на севере. Однако не только военные походы способствовали расширению территории Новгородской земли. Громадное значение имело мирное колонизационное движение русского крестьянства в северном направлении

В течение столетий русские земледельцы постоянно осваивали территории, чрезвычайно редко заселённые племенами угро-финского происхождения, которые, главным образом занимались охотой и рыболовством.
 

Помимо основной территории от Новгорода зависели многие отдалённые от него земли, связь с которыми была менее тесной и осуществлялась, в основном, с помощью сборщиков дани.

Новгородские сборщики дани доходили до Оби, где жили ханты и манси. Дань собиралась в западной Карелии и на Терском берегу (Южная часть Кольского полуострова). Уплачивалась она, как правило, мехами.
Благодаря такому количеству уплачиваемой дани X - X111 веках Новгород был богатейшим городом. Именно с этих времён он стал называться Великим. Однако официально таковым он стал только в 14 веке.

 

4.Население.

4.1.Социальное положение граждан

В составе новгородского общества надо различать классы городские и сельские. Население Новгорода Великого состояло из бояр, житых лю­дей, купцов и черных людей.

Во главе новгородского общества стояло боярство. Оно составлялось из богатых и влиятельных новгородских фамилий, членов которых правив­шие Новгородом князья назначали на высшие должности по местному управ­лению. Занимая по назначению князя должности, которые в других облас­тях давались княжеским боярам, и новгородская знать усвоила себе зна­чение и звание бояр и удержала это звание и после, когда стала полу­чать свои правительственные полномочия не от князя, а от местного ве­ча.

Не так ясно выступает в новгородских памятниках второй класс - житых, или житьих, людей. Можно заметить, что этот класс стоял ближе к местному боярству, чем к низшим слоям населения. Житые люди были, по-видимому, капиталисты средней руки, не принадлежавшие к первосте­пенной правительственной знати.

Класс торговцев называли купцами. Они уже стояли ближе к городс­кому простонародью, слабо отделялись от массы городских черных людей. Они работали с помощью боярских капиталов: либо кредитовались у бояр, либо вели их торговые дела в качестве приказчиков. Черные люди были мелкие ремесленники и рабочие, которые брали работу или деньги для ра­боты у высших классов - бояр и житых людей. Таков состав общества в главном городе. Те же самые классы встречаем и в пригородах, по край­ней мере важнейших.

В глубине сельского общества, как и городского, видим холопов. Этот класс был очень многочисленен в Новгородской земле, но незаметен в Пскове. Свободное крестьянское население в Новгородской земле состо­яло из двух разрядов: из смердов, обрабатывавших государственные земли Новгорода Великого, и половников, арендовавших земли частных владель­цев.

Другою особенностью новгородского, равно как и псковского, зем­левладения был класс крестьян-собственников, которого не встречаем в княжеской Руси, где все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных, господских землях.

Таков был состав общества в Новгородской земле.

 

 

4.2.Религия, традиции и культура

 

Православная вера была идеологической и морально - нравственной основой жизни средневекового общества. Во главе Новгородской церкви стоял архиепископ, следует отметить, что другие русские епархии управлялись епископами.

Ещё одна отличительная черта - выборность поста архиепископа. В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык.
Интересно, что обряд избрания архиепископа проводился по двухступенчатой системе . Сначала на обычном месте вечевых собраний - Ярославовом Дворе , новгородцы называли трёх кандидатов , чьи имена записывались на листках пергамента ("Жребии") и запечатывались посадником . Затем новгородцы переходили на противоположный берег Волхова и собирались у стен Софийского собора, где служилась литургия .    " Жребии" во время службы находились на престоле собора, и после её окончания слепец или ребёнок наугад брал один из них. Имя, написанное в  "Жребии" немедленно оглашалось собравшимся.

Чаще всего это были авторитетные лица из настоятелей монастырей или представителей приходского белого духовенства . Однако бывали случаи , когда избранный в архиепископы не имел даже сана священника . Так в 1359 году архиепископом был провозглашён Алексей - ключник собора Святой Софии.
     Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения, благословляя противников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан.
Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви подкреплялась огромными материальными благами, которые, в основном, состояли из земельных угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и других доходов. К ним, в частности, относились доходы от владычего суда, который разбирал преступления против морали и нравственности.
Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом, шедшим в пользу архиепископа. Кроме того было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника, за что, естественно, собиралась пошлина в три белки.

Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом, не случайно именно в Новгороде, впервые на Руси в середине 14 века появилось еретическое движение стригольников, просуществовавшее около ста лет. Стригольники, подобно последующему движению Боголюбцев, боролось за чистоту веры.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты.

Во второй половине 12 века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже , как правило, не князья, а бояре.

Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361) год, Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год ). В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины 14 века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками.
Следует отметить , что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска , сильная , смелая , с мазками , положенными уверенной рукой . Пример тому - яркие , сочные цвета иконы " Никола " , написанной в 1294 году Алексой Петровым ; иконы "Битва новгородцев с суздальцами" созданной в 15 веке неизвестным художником.
 

 

5.Особенности государственного устройства

В древнем Новгороде, в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика.

До 12 столетия Новгород был практически  неотличим от других русских земель. А в 13 веке уже налицо были республиканские порядки. Откуда возникла республика?

Сравнивая грамоты, видно, что в 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю "у Новгорода", то есть у веча.
Остаётся только выяснить какие события, происшедшие между этими двумя датами, так круто повернули ситуацию .

Таким переворотом учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города.
В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки.

Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военачальника.

Информация о работе Великий Новгород