Таможенная ответсвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Элементами правовой организации управления правонарушениями в таможенной сфере являются: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; нормы отраслей права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом.

Оглавление

Введение: 2
1. Понятие и основные признаки таможенного правонарушения. 4
2. Административно-правовая организация борьбы с таможенными правонарушениями в Российской Федерации 13
3. Вопросы применения ответственности за нарушение таможенного законодательства. 38
Заключение: 60
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы. 62
Материалы практики: 65

Файлы: 1 файл

тамож отв.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

      Устное  замечание не является видом административного  взыскания. Следовательно, ограничиваясь устным замечанием, должностное лицо таможенного органа не заменяет один вид взыскания на другой, как полагают некоторые должностные лица правоохранительных органов, а полностью освобождает правонарушителя от ответственности.

      Остановимся на таких видах взысканий, как  штраф и взыскание стоимости  товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

      Таможенное  законодательство РФ предусматривает  три способа исчисления штрафа: исходя из минимального размера оплаты труда (ст. 251, 288 ТК), исходя из стоимости товаров и транспортных средств (ст. 273, 280 ТК), а также исходя из суммы неуплаченных таможенных платежей (ст. 281, 284 ТК).44

      При этом под минимальным размером оплаты труда понимается размер, установленный на день совершения нарушения таможенных правил, а если такой день невозможно установить, - на день его обнаружения. Под стоимостью товаров и транспортных средств подразумевается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения. Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается сумма платежей, подлежащая уплате на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, - на день его обнаружения (письмо ГТК России от 25 марта 1994 года No. 05-14/873 "О штрафе").

      Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения.45

      Из  сказанного видно, что основой для  исчисления штрафа, установленного применительно к стоимости товаров и транспортных средств, и для определения размера взыскания стоимости товаров и транспортных средств служит их свободная (рыночная) цена. Существует несколько правил ее определения, которые игнорируются таможенными органами. Эти правила можно сформулировать следующим образом.

      1. Необходимо определять именно  свободную (рыночную) цену. Под ней  следует понимать денежную сумму, за которую подобный товар может быть продан в розничной торговле в условиях свободной конкуренции в регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Наиболее частой ошибкой таможенных органов следует считать определение свободной (рыночной) цены на основе фактурной стоимости, пересчитанной по курсу иностранной валюты, установленному ЦБ РФ на день обнаружения нарушения таможенных правил.

      ГТК России разрешает применение фактурной  стоимости товаров при расчете сумм указанных видов взысканий только в строго определенных случаях.

      Прежде  всего, речь идет о ситуациях, когда  с момента совершения правонарушения и до момента его обнаружения прошел период времени, не дающий оснований предполагать о существенных изменениях стоимостных характеристик товаров в этот временной промежуток (письмо ГТК России от 30 декабря 1996 года No. 01-15/23306). При этом таможенное законодательство РФ не определяет, какие изменения стоимостных характеристик товаров следует считать существенными.46

      На  основании фактурной стоимости  может быть также определена свободная (рыночная) цена товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывезенных с таможенной территории Российской Федерации; при одновременном соблюдении следующих условий: договор, в соответствии с которым товары были вывезены, к моменту совершения нарушения таможенных правил не утратил силу; между сторонами договора до указанного момента не возник спор о цене товаров либо об условиях договора, разрешение которого может повлиять на цену товара по договору; цена товара определена договором или спецификациями и приложениями к нему и не может быть изменена, кроме как по обоюдной договоренности сторон; товары не могут быть изъяты при производстве и рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в связи с их вывозом за пределы таможенной территории РФ (письмо ГТК России от 24 марта 1997 года No. 01-15/5344).

      2. Свободная (рыночная) цена товаров  и транспортных средств должна  быть определена на день обнаружения  нарушения таможенных правил. Таможенные органы часто рассчитывают свободную (рыночную) цену на день составления протокола о нарушении таможенных правил или на день составления заключения эксперта.

      3. Должна быть определена свободная  (рыночная) цена товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения (а в случае их отсутствия - максимально приближенных к ним по товарным характеристикам).47

      К сожалению, в большинстве случаев  свободная (рыночная) цена определяется таможенным органом на основании  сборников рекламного характера, таких, как "Супер Шваке" (автомобили), "Товары и цены" (товары, произведенные на территории государств - бывших республик СССР). Указанные сборники не отражают информацию о свободной (рыночной) цене товара, так как, во-первых, в силу своего рекламного характера содержат заниженные цены, во-вторых, не участвуют индивидуальные свойства товара (степень износа, усовершенствования, наличие дефектов и т.п.) и, в-третьих, иностранные сборники свидетельствуют о ценах, сложившихся не на российском рынке, а на внутренних рынках иностранных государств.

      4. Определение свободной (рыночной) цены должно производиться на основании официальной информации.48

      В соответствии со ст. 339 Таможенного  кодекса РФ оценка непосредственных объектов нарушения таможенных правил производится таможенным органом на основании свободных (рыночных) цен. Поскольку таможенный орган, как правило, не обладает информацией о таких ценах, он получает указанные сведения посредством направления запросов в компетентные органы (территориальные подразделения Госкомстата России, торгово-промышленные палаты субъектов РФ).49

      При отсутствии информации о цене товара его оценка должна быть произведена  на основании заключения эксперта, которым может быть любое физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения (ст. 326 ТК). Поэтому поручать проведение экспертизы сотрудникам отделов таможенной стоимости и валютного контроля, а также отделов по работе с конфискатами и взиманию штрафов (что распространено в ряде таможен), как правило, неправомерно.

      Таможенный  кодекс РФ в отдельных случаях  допускает возможность изъятия имущества лица, привлекаемого к ответственности, в качестве обеспечения уплаты сумм возможных штрафов или могущей подлежать взысканию стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 337 ТК подобное изъятие может быть произведено только в тех случаях, когда находящееся на территории Российской Федерации имущество лица, привлекаемого к ответственности, не покрывает указанных сумм.

      Хотелось  бы отметить, что при изъятии товаров  и транспортных средств на основании  приведенной статьи ТК таможенные органы нередко допускают нарушения общих принципов привлечения к ответственности, а также процессуальных требований Таможенного кодекса РФ.50

      Так, в ходе производства по делу о нарушении  таможенных правил таможенными органами изымается имущество, принадлежащее правонарушителю на основании договора аренды, лизинга и иных договоров гражданско-правового характера, но не являющееся его собственностью. Подобные действия являются неправомерными, поскольку искажают смысл ответственности за правонарушение. В связи с тем, что изъятие имущества для обеспечения уплаты штрафов или взыскания стоимости товаров и транспортных средств предполагает возможность его последующего отчуждения, для обеспечения указанных мер может быть изъято только имущество, находящееся в собственности лица, привлекаемого к ответственности, поскольку именно оно должно нести неблагоприятные последствия за совершение противоправного деяния.51

      Часто у лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил, изымается собственность, которая не имеет непосредственного отношения к совершенному им правонарушению. Примером может служить ситуация, когда в отношении иностранного перевозчика, не доставившего товар, перемещаемый по процедуре доставки под таможенным контролем, не заводится дело о нарушении таможенных правил даже при наличии достоверной информации о совершенном правонарушении. При последующем "появлении" такого перевозчика на территории РФ таможенный орган задерживает принадлежащие ему транспортные средства (обеспечивается возможность наложения взыскания в виде штрафа либо взыскания стоимости непосредственных объектов правонарушения), после чего составляется протокол о нарушении таможенных правил. При этом в большинстве случаев изъятые транспортные средства не имеют никакого отношения к недоставке товаров. Подобные действия являются нарушением требований ч. 11 ст. 338 ТК, устанавливающей, что товары и транспортные средства, не имеющие отношения к делу о нарушении таможенных правил, изъятию не подлежат. Также незаконно взыскание сумм штрафов и стоимости товаров и транспортных средств из стоимости имущества, ранее изъятого в качестве вещественного доказательства.52

      Указанные действия являются неправомерными в  связи с тем, что имущество, изъятое  в качестве вещественного доказательства, в течение всего времени производства по делу о нарушении таможенных правил обладает особым статусом. Так, должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрение которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано обеспечить сохранность вещественных доказательств до окончательного разрешения дела. Изъятие же имущества по ч. 2 ст. 337 ТК может быть заменено на его залог, предоставление гарантии или внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм. Естественно, что при возможности осуществления такой замены не приходится говорить о какой-либо сохранности имущества.

      В таможенном законодательстве РФ действует  принцип непоглощения менее строгого наказания более строгим и при совершении одним лицом нескольких нарушений таможенных правил взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

      В диспозициях ряда статей, устанавливающих  ответственность за нарушение таможенных правил, закреплено, что ответственность  по ним наступает только в случае отсутствия в действиях лица признаков  иных нарушений таможенных правил или признаков преступления.53

      Уголовным законодательством РФ предусмотрено  пять составов преступлений в сфере  таможенного дела. К ним относятся  контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ предметом художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

      Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 276 ТК, может образовывать пересечение  товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления.

      Статья 276 ТК может применяться только при  отсутствии в действиях лица признаков контрабанды.

      Противоправные  действия лица, выразившиеся в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, помимо таможенного контроля влекут за собой наложение одной из следующих комбинаций взысканий:

      - штраф в размере от 100 до 300 процентов  стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией этих предметов или взысканием их стоимости;

      - конфискация товаров и транспортных  средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией транспортных средств, на которых перевозились такие товары;

      - взыскание стоимости товаров  и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с конфискацией транспортных средств, на которых перевозились такие товары.54

      Статья 277 ТК предусматривает ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Под сокрытием в данной статье понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.

      Таким образом, товары, перемещаемые через  таможенную границу РФ, могут быть сокрыты от таможенного контроля путем:

      - использования способов, при которых  визуальное обнаружение товаров  во время таможенного контроля  затруднено (в том числе тайников);

Информация о работе Таможенная ответсвенность