Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:58, курсовая работа
Элементами правовой организации управления правонарушениями в таможенной сфере являются: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; нормы отраслей права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом.
Введение: 2
1. Понятие и основные признаки таможенного правонарушения. 4
2. Административно-правовая организация борьбы с таможенными правонарушениями в Российской Федерации 13
3. Вопросы применения ответственности за нарушение таможенного законодательства. 38
Заключение: 60
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы. 62
Материалы практики: 65
В остальных случаях пересечение сфер действия этих статей носит лишь кажущийся характер. Когда при перемещении через таможенную границу РФ таможенному органу представляется ненадлежащий документ, на основании которого впоследствии в таможенной декларации заявляются недостоверные сведения, мы имеем дело с двумя хотя и совершаемыми с небольшим отрывом времени, но отдельными правонарушениями.
В тех случаях, когда недостоверные сведения, заявленные в таможенной декларации при оформлении вывозимого товара, повлияли на освобождение от уплаты таможенных платежей либо занижение их размера, действия лица квалифицируются по ст. 282 ТК.
Приведем пример. Благотворительная организация импортировала мясо и субпродукты (кости и хвосты) свиней из Европы. При пересечении границы таможенному органу был представлен сертификат соответствия Министерства сельского хозяйства одной из европейских стран, дающий основание для ввоза товара на таможенную территорию РФ. Товар был направлен во внутреннюю таможню по процедуре доставки под таможенным контролем. При подаче таможенной декларации во внутренней таможне был представлен сертификат соответствия лаборатории Ростеста, подтверждающий данные иностранного сертификата и дающий основание для выпуска товара для свободного обращения.6
Несмотря на это, сотрудниками таможни было принято решение о проведении экспертизы товара на предмет соответствия государственным стандартам РФ. Одновременно была назначена экспертиза подлинности сертификата Ростеста. В результате данных действий было установлено, что сертификат является поддельным, однако товар соответствует требованиям, предъявляемым к этому виду продовольственных товаров. По данному факту в отношении лица было заведено дело о нарушении таможенных правил по ст. 279 ТК, которое впоследствии было переквалифицировано на ст. 278 ТК.
В данной ситуации в действиях лица не содержится признаков ни одного из указанных правонарушений. На основе поддельного сертификата в таможенной декларации не было заявлено недостоверных сведений, так как содержащиеся в нем сведения соответствовали действительности, а при перемещении товара данный документ таможенному органу не предъявлялся.
Действия
лица, предусмотренные диспозицией
ст. 278 ТК, влекут наложение штрафа в
размере от 100 до 300 процентов стоимости
товаров и транспортных средств, являющихся
непосредственными объектами правонарушения,
с их конфискацией или с взысканием стоимости
таких товаров и транспортных средств.
Рассматривая административно-правовую организацию механизма борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений, необходимо исходить из положения, о том, что «каждая конкретная форма деятельности, имеющая специфическое назначение, находит свое воплощение в работе соответствующих органов государства. Порядок их образования и подчинения, организационное строение производны от назначения осуществляемой ими формы государственной деятельности. Каждая группа органов государства своей сферы применяет соответствующие приемы и способы, определяющие специфику содержания управления».
Таким образом, административно-правовая организация механизма борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений является управленческой деятельностью соответствующего органа государства в области борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений7.
Таможенные отношения, при всей своей специфичности, являются по сути административно-правовыми отношениями. Под административно-правовыми отношениями понимается «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно - правовой нормой».
Таможенные
отношения складываются из очень
разнородных отношений и связей, которые
регламентируются комплексным таможенным
правом. Поэтому таможенные отношения
можно сформулировать как общественные
отношения, составляющие соответствующие
блок, элемент, часть таможенного дела,
входящие в его структуру и урегулированные
таможенно-правовыми нормами. Нормы, регулирующие
таможенные отношения, по своему характеру
и природе являются административно-правовыми,
и поэтому большинство норм, регулирующих
отношения в сфере таможенного дела, относятся
к административному праву. Преобладающая
часть общественных отношений, возникающих
при осуществлении борьбы с правонарушениями
в сфере таможенных отношений, относятся
к сфере административного и административно-
Административно-
Административно-правовые нормы являются регулирующим воздействием на механизм борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений, но организация управления процессом борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений, как и любая организация управления, требует данных о специфике функционирования объекта управления. То есть между субъектом и объектом управления должна существовать двухсторонняя связь. Субъект управления корректирует деятельность исходя из потребностей объекта управления. «Управляющий орган получает информацию о «желаниях» управляемого объекта и об эффективности управляющих сигналов от самого этого объекта... Поэтому управляющая система не только «учит» управление, но и «учится» у него». Поэтому существование такой связи между управляющим органом и объектом управления порождает «жизнеспособность» тех норм, с помощью которых происходит организация механизма борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений.
Таможенные органы Российской Федерации — это правоохранительные органы исполнительной власти, звенья системы механизма государственного управления. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Исполнительная деятельность этих органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Таможенные органы, используя разнообразие формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений. Таможенные органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Распорядительная деятельность таможенных органов имеет свои особенности, важнейшей из которых является ее нормативный характер. Она проявляется в принятии таможенными органами соответствующих правовых актов. Исполнительная деятельность может осуществляться в различных формах.10
Необходимой
для организации механизма
В соответствии с этими статьями таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде и по ряду других преступлений в сфере таможенного дела; в случаях, определенным Таможенным кодексом, эти органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Основной объем работы в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц. О правоохранительном характере таможенных органов свидетельствует также возможность обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.12
Статья 10 Таможенного кодекса ясно определила правоохранительный характер деятельности таможенных органов, закрепив за ними в качестве одной из важнейших функцию «ведения борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресечения незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации». Таким образом, определяя понятие таможенного органа, можно сказать, что это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление в области борьбы с правонарушениями в сфере таможенных отношений, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации, его внутриструктурные звенья.
Правовая
организация механизма
При рассмотрении общих принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации было отмечено, что согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю.13
В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации".
Одновременно возможны и иные формы таможенного контроля, подчеркивается в указанной статье, предусмотренные ТК и иными актами законодательства Российской Федерации. В качестве примера можно привести контролируемые поставки, организация и проведение которых регламентируется статьями гл. 37 ТК.
При проведении таможенного контроля могут использоваться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Правила проведения таможенного контроля определяются ГТК России (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК).14
Общим правилом проведения таможенного контроля является недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Оно закреплено в ст. 190 ТК. "Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, — указывается в ней, — несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В статье 187 ТК подчеркивается, что при необходимости таможенные органы могут использовать все перечисленные формы таможенного контроля, однако, как правило, они используют только те из них, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.15