Таможенная ответсвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Элементами правовой организации управления правонарушениями в таможенной сфере являются: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; нормы отраслей права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом.

Оглавление

Введение: 2
1. Понятие и основные признаки таможенного правонарушения. 4
2. Административно-правовая организация борьбы с таможенными правонарушениями в Российской Федерации 13
3. Вопросы применения ответственности за нарушение таможенного законодательства. 38
Заключение: 60
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы. 62
Материалы практики: 65

Файлы: 1 файл

тамож отв.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

    - проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.23

     Таможенный  комитет как орган валютного  контроля в соответствии со ст. 198 и 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а другие нижестоящие таможенные органы как агенты валютного контроля осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

     Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию о проведенных валютных операциях, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством24

     В случае нарушения предприятиями, банковскими  и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий при пересечении таможенной границы РФ.25

     Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности российских предприятий, начавшийся и получивший развитие в условиях нестабильности в сфере экономики и политики, в сочетании с существенными недостатками в нормативной базе привел к интенсивному «бегству» капиталов из страны. Значительные суммы, точный размер которых трудно определить, оказались на счетах в зарубежных банках. Официальные источники называют суммы от 50 до 100 млрд долларов. Происхождение основной доли этих средств носит противоправный характер, а сами доходы представляют собой сокрытую от налогообложения и от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке выручку от внешнеэкономических операций, присвоенную незаконным путем.26

     Основные  причины укрытия российскими  предпринимателями и гражданами валютных средств за границей можно назвать следующие:

     - нестабильность общей экономической  и политической ситуации в  стране, падение курса рубля, инфляция, обесценение резервов и капитальных вложений;

     - несовершенство и, нестабильность  российской банковской системы;

     - недостатки в государственном и правовом регулировании валютных операций и валютного контроля в стране.

     В настоящее время утечка капитала принимает достаточно изощренные формы, трудно поддающиеся контролю.

     Наиболее  распространенными способами оттока капитала из страны являются следующие:

     - зачисление иностранными плательщиками  валютной выручки, причитающейся  российским предприятиям и гражданам,  на счета в иностранных банках (счета самих предприятий или  граждан, счета иностранных частных  лиц, счета иностранных фирм-партнеров или специально созданных для такого рода целей);

     - импорт и экспорт товаров (работ,  услуг) через дополнительно введенные  в сделку иностранные посреднические  фирмы (обычно зарегистрированные в странах с низким налогообложением) с искусственным занижением экспортной цены и завышением импортной цены с целью образования на счетах указанных фирм свободных средств, не отраженных в учете российского предприятия (акции, облигации и т.п.);

     - уплата российскими предприятиями  и гражданами сумм в рублях в пользу иностранных фирм или граждан с получением эквивалента в иностранной валюте за границей;

     - перевод в иностранные банки  авансовых платежей с последующим отказом от импорта товаров;

     - перевод российскими предприятиями  и гражданами иностранной валюты за границу в оплату якобы оказанных нематериальных услуг;

     - неограниченный (перевод) гражданами  иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной формах;

     - сокрытие полученных доходов  от легальной инвестиционной  деятельности за границей в  условиях отсутствия системы контроля за доходностью иностранных инвестиций и репатриацией доходов от них;

     - отказ российских предприятий  от получения экспортной выручки с последующей оплатой иностранным партнерам импортных контрактов российского предприятия;

     - неэквивалентный товарообмен при сделках, объявленных бартерными, с последующим получением разницы в стоимости товаров на счет за границей;

     - удовлетворение российской стороной  фиктивных претензий иностранных  фирм и предпринимателей с  уплатой за границу штрафов,  пени и т.д.;

     - поставка российскими предприятиями  товаров в бывшие республики СССР с оплатой в рублях или национальных валютах и последующим реэкспортом за свободноконвертируемую валюту, зачисляемую на счета в иностранных банках.27

     Другой  причиной серьезных нарушений является долларизация российской экономики.

     Контроль  за поступлением в РФ экспортной выручки  резидентов возложен в основном на уполномоченные российские банки и  осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

     В соответствии с названной инструкцией  экспортер предъявляет контракт или его заверенную в установленном  порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки - документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.

     В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами.28 При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам осуществляются только через уполномоченные банки. Импортеры-резиденты, заключившие сделки по переводу из России иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.29

     С первых дней своего существования ГТК  России последовательно стремится обеспечить соответствие оперативной деятельности российской таможенной службы осуществляемым в стране рыночным реформам.

     Российское  таможенное ведомство реализует эту функцию различными способами. К ним можно отнести:

     1. Наращивание своей инфраструктуры  за счет роста количества таможен  и таможенных постов, с тем  чтобы эта инфраструктура была  максимально приближена к участникам внешнеэкономических связей.

     2. Перенос центра тяжести в своей  оперативной деятельности на  ее экономические составляющие, а именно:

     а) наполнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных пошлин, сборов и некоторых налогов;

     б) осуществление таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

     в) формирование, ведение и представление (официальные публикации) таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;

     г) ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) — общероссийского классификатора, являющегося национального производной так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) — товарного классификатора, принятого в международной практике в качестве товароведческой составляющей для публикаций таможенных тарифов и статистики внешней торговли.30

     Еще до принятия ТК ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации было закреплено за российским таможенным ведомством Положением о ГТК, утвержденным постановлением Правительства от 26 декабря 1991 г. № 65.

     Это направление оперативной деятельности получило дальнейшее закрепление в ряде положений "Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики", утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г.

     Положения Государственной программы предусматривают:

     разработку  и интеграцию в единую статистическую систему новых форм первичного учета, включая таможенную отчетность, в соответствии с международными правилами;

     включение показателей системы национальных счетов (СНС), основывающихся на переработке структуры и состава показателей, в частности, таможенной отчетности;

     приведение  в соответствие с международными требованиями показателей статистики внешней торговли, включая таможенную.

     В Государственной программе содержится принципиально важная позиция о том, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли разрабатываются на основе материалов, используемых в странах Европейского союза и статистическом бюро ЕС (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации с данными основных ее внешнеторговых партнеров.

      Целью ведения таможенной статистики внешней  торговли в ст. 212 ТК названо обеспечение  высших органов государственной  власти и иных государственных органов, определяемых законодательством, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации, контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, сборов и некоторых налогов, валютный контроль, анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов.31

     В ст. 214 ТК установлено, что документы  и сведения для этих целей представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Установлено, что информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной. Напомним, что в соответствии со ст. 16 ТК информация, предоставленная таможенным органам государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях и не должна разглашаться либо передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

     Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется таможенными режимами (ст. 23 ТК). В таможенную статистику включаются товары, помещаемые под 12 таможенных режимов из 15 существующих.32

Согласно  Методологии таможенная статистика внешней торговли учитывает ввоз и вывоз товаров на основе так называемой Общей системы учета внешней торговли и включает в себя все товары (в том числе ценности, за исключением находящихся в обращении валютных ценностей.

 

Информация о работе Таможенная ответсвенность