Таможенная ответсвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Элементами правовой организации управления правонарушениями в таможенной сфере являются: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; нормы отраслей права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом.

Оглавление

Введение: 2
1. Понятие и основные признаки таможенного правонарушения. 4
2. Административно-правовая организация борьбы с таможенными правонарушениями в Российской Федерации 13
3. Вопросы применения ответственности за нарушение таможенного законодательства. 38
Заключение: 60
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы. 62
Материалы практики: 65

Файлы: 1 файл

тамож отв.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

 
 
 

 

      Введение:

      Элементами  правовой организации управления правонарушениями в таможенной сфере являются: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти; нормы отраслей права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом.

      Представляется, что понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется правом. Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства в области соблюдения таможенного законодательства, а следовательно и общенациональных приоритетов развития экономики. Рациональная организация осуществления таможенного дела является одним из важнейших условий упорядочения государственного управления, его экономичности и нормальной государственной деятельности в целом.

      Эффективность управления хозяйственным механизмом зависит в первую очередь от соответствия его структуры заданным функциям. Поэтому прежде чем создавать  управленческие структуры, необходимо определить функции до исходной, низовой  хозяйственной единицы - с учетом целей и функций государства, производительных сил имеющихся ресурсов. Затем под эти функции создается структура управления и осуществляется ее персональное, кадровое наполнение. Аппарат хозяйственного управления и механизм его функционирования должны в полной мере соответствовать избранной экономической модели и быть ее логическим следствием.

      Государственное управление в хозяйственной сфере  осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами. Одной из характерных черт государственного управления экономикой при переходе к рынку является создание новых и реформирование ранее существовавших органов исполнительной власти, прежде всего в хозяйственной сфере. Думается, что важную роль в этом отношении сыграло учреждение поста Президента России. Первоначально Президент выполнял несколько государственных функций. Он являлся высшим должностным лицом и одновременно главой исполнительной власти, что ориентировало его на реализацию полномочий, относящихся к механизму исполнительной власти. 
 
 

 

    1. Понятие и основные  признаки таможенного  правонарушения.

 

      Статья 278 ТК предусматривает ответственность  за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

      Таким образом, диспозиция ст. 278 ТК содержит два отдельных состава нарушений  таможенных правил. Первый состав образуют действия, выразившиеся в перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу ненадлежащих документов, а второй - в использовании поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам.1

      Учитывая, что указанные составы имеют  различные объекты посягательства (порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и порядок проведения таможенного контроля), а также следуя названию статьи ("Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации"), можно предположить, что законодатель первоначально намеревался установить ответственность за неправомерное использование средств идентификации только при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако при существующей формулировке диспозиция статьи намного шире - она охватывает все случаи неправомерного использования средств идентификации, то есть не только при перемещении через таможенную границу РФ, но и, к примеру, в процессе доставки товара во внутреннюю таможню. В связи с тем, что второй состав не находит частого применения, мы остановимся только на правонарушениях, посягающих на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.2

      Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которые  предусмотрена ст. 278 ТК, необходимо прежде всего обратиться к объективной стороне этого правонарушения.

      Во-первых, объективная сторона выражается в представлении таможенному  органу одного из следующих документов, перечень которых является исчерпывающим:

      1) поддельных документов;

      2) недействительных документов;

      3) документов, полученных незаконным  путем;

      4) документов, содержащих недостоверные  сведения;

      5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

      Дадим понятие каждого из них.

      Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т. п.). Например, лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера на бланке собственного изготовления.

      Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее. Примером такого документа может служить доверенность, в которой не указана дата ее совершения.

      К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ. Например, лицензия на право осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика, полученная на основании поддельного договора о страховании своей деятельности.

      Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения в которых не соответствуют действительности. В качестве примера можно привести гарантийное обязательство, в котором указана неверная сумма гарантии.

      Документами, относящимися к другим товарам и  транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.3

      Во-вторых, приведенные выше документы должны выступать в качестве необходимых для таможенных целей (книжка МДП, сертификат соответствия). В данном случае законодатель исходит из того, что представление документов должно находиться в причинно-следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств. Так, представление при перемещении через таможенную границу РФ поддельного сертификата о происхождении товара, как правило, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 278 ТК, поскольку в большинстве случаев сертификат о происхождении товара влияет на размер таможенных платежей, но не на возможность перемещения.

      Неправомерна  и практика заведения дел о  нарушениях таможенных правил по ст. 278 ТК из-за несоответствия стоимостных показателей, указанных в товаросопроводительных документах, реальной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара определяется декларантом при заполнении декларации, а контроль за правильностью ее определения осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление. Поэтому стоимостные показатели, указанные в товаросопроводительных документах, не могут служить препятствием для принятия решения о перемещении товара, а тем более основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил.4

      В этой связи нельзя обойти вниманием  письмо ГТК России от 24 июля 1996 года No. 01-15/13231 "О некоторых действиях  таможен при ввозе товаров  на территорию Российской Федерации". Пункт 3 указанного письма гласит, что право заведения дел о нарушениях таможенных правил по ст. 278 ТК возникает у таможенного органа, производящего таможенное оформление, только после декларирования ему товаров.

      С учетом сказанного о применении ст. 278 ТК такой подход является безусловно неверным. Поэтому письмом ГТК России от 16 сентября 1997 года No. 01-15/17846 "О некоторых вопросах применения писем ГТК России от 20 марта 1996 года No. 07-07/4898 и от 24 июля 1996 года No. 01-15/13231" приведенный пункт рекомендовано не применять "в целях пресечения неправомерной практики необоснованного расширительного толкования".

      Однако  до запрета на его применение ряд  постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, заведенным по ст. 278 ТК, был отменен судами на том основании, что дела заводились до момента декларирования товаров.

      В-третьих, представление таможенному органу документов должно происходить непосредственно  в момент перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу РФ.

      Говоря  об этой составляющей объективной стороны правонарушения, нельзя не остановиться на особенностях перемещения товаров и транспортных средств через российско-белорусскую границу в условиях принятия Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Как известно, приказом ГТК России от 7 июля 1995 года No. 443 отменены таможенный контроль и таможенное оформление в отношении товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и выпущенных для свободного обращения на территории последней. При этом указанные меры были сопряжены с упразднением пунктов пропуска на границе. Таможенный контроль в отношении остальных товаров продолжает осуществляться на автотрассах. Но отсутствие пунктов пропуска непосредственно на таможенной границе РФ влечет невозможность представления документов непосредственно при ее фактическом пересечении и, соответственно, позволяет говорить об отсутствии в действиях лиц, представляющих таможенному наряду ненадлежащие документы, состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 278 ТК.

      Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, представившее таможенному  органу при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ ненадлежащий документ. При ввозе товаров и  транспортных средств на таможенную территорию РФ таким лицом может быть только перевозчик (лицо, фактически перемещающее товары, либо являющееся ответственным за использование транспортного средства), а при вывозе - как перевозчик, так и декларант.5

      Часто возникают ситуации, когда перевозчик при пересечении таможенной границы РФ представляет таможенному органу ненадлежащие документы, переданные ему отправителем либо получателем груза, к изготовлению или получению которых он не имел и не мог иметь никакого отношения. Будет ли в данном случае также нести ответственность перевозчик либо к ответственности будет привлечено то лицо, которое извлекало пользу от представления этих документов? Исходя из диспозиции статьи, а также из понятия перемещения, к ответственности будет привлечен перевозчик, который, в свою очередь, сможет потребовать от лица, передавшего ему ненадлежащий документ, возмещения причиненного ущерба в судебном порядке.

      Статьей 278 ТК установлено, что она не применяется  в случаях, когда в действиях  лица содержатся признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 279 ТК (в части недостоверного декларирования товаров и транспортных средств) и ст. 282 ТК (в части заявления в документах, влияющих на перемещение, недостоверных сведений, дающих основание для необоснованного освобождения от таможенных платежей или занижения их размера), а также признаки контрабанды.

      В статье 278 ТК речь идет о перемещении  товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с представлением таможенному органу ненадлежащих документов, в ст. 279 ТК - о заявлении при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Следовательно, в действиях лица могут одновременно усматриваться признаки обоих правонарушений только тогда, когда момент перемещения товаров и транспортных средств совпадает с моментом их декларирования. Такое совпадение происходит лишь при декларировании вывозимых товаров и транспортных средств, поскольку в данном случае с подачей таможенной декларации связывается не только момент декларирования, но и момент перемещения. Ненадлежащим документом при этом будет являться сама таможенная декларация, содержащая недостоверные сведения. Квалификация в подобных случаях будет проводиться по ст. 279 ТК как по более специальной.

Информация о работе Таможенная ответсвенность