Столыпин
утвердил и право власти вмешиваться
в сугубо экономические отношения.
Право государства на насилие
в экономике впервые продемонстрировано
в общероссийском масштабе именно
Столыпиным в ходе его реформ.
2.4. Итоги реализации
аграрной реформы
Каковы же были
итоги столыпинского аграрного
курса, который был последней
ставкой царизма в борьбе за существование?
Удалась ли аграрная реформа по Столыпину?
Историки в основном считают, что результаты
были очень далеки от ожидаемых... По мнению
В. Бондарева, реформирование аграрных
отношений, наделение крестьян правом
частной собственности на землю удалось
лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое
противоречие между крестьянами и помещиками.
Проведение землеустроительных работ,
отделение крестьян он общины удалось
в незначительной мере около 10% крестьян
выделилось из хутора; переселение крестьян
в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток
в какой- то степени удалось. Это выводы,
для объективной оценки необходимо обратится
к основным цифрам и фактам.
Примерно
за десять лет только 2,5 млн.
крестьянских хозяйств удалось
освободится от опеки общины.
Движение за упразднение "мирского"
правления на селе достигло
наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около
полмиллиона запросов ежегодно). Однако
впоследствии это движение заметно сократилось.
Случаи полного роспуска общины в целом
были крайне редкими (около 130 тыс.). "Свободные"
крестьянские землевладения составили
лишь 15% общей площади обрабатываемой
земли. Едва ли половине работавших на
этих землях крестьян (1,2 млн.) достались
отруба и хутора, закрепленные за ними
постоянно, в частную собственность. Собственниками
смогли стать лишь 8% общего числа тружеников,
но они терялись в масштабах страны.
Землеустроительная
политика не дала кардинальных
результатов. Столыпинское землеустройство,
перетасовав надельные земли,
не изменило земельного строя,
он остался прежним приноровленным
к кабале и отработкам, а не
к новейшей агрикультуре указа 9
ноября.
Деятельность
крестьянского банка также не
дала желаемых результатов. Всего
за 1906- 1915 гг. банк приобрел для
продажи крестьянам 4614 тыс. десятин
земли, подняв цены с 105 руб.
в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за
десятину земли. Высокие цены и большие
платежи, налагаемые банком на заемщиков,
вели к разорению массы хуторян и отрубников.
Все это подрывало доверие крестьян к
банку, и число новых заемщиков пошло вниз.
Переселенческая
политика наглядно продемонстрировала
методы и итоги столыпинской аграрной
политики. Переселенцы предпочитали обосновываться
в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная
Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных
лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек
выехали в Сибирь, около 1 млн. из вернулись
в европейскую часть России, но уже без
денег и надежд, ибо прежнее хозяйство
было продано.
Одним словом,
реформа не удалась. Она не
достигла ни экономических, ни
политических целей, которые перед
ней ставились. Деревня в месте
с хуторами и отрубами оставалась
такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя,
необходимо привести цифры, которые приводит
Г. Попов они показывают, что кое- какие
сдвиги в положительную сторону наблюдались:
с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок
сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство
зерна в России в 1913 г. превышало на треть
объем производства зерновых в США, Канаде,
Аргентине вместе взятых. Российский экспорт
зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В
Англию масла вывозилось на сумму, вдвое
большую, чем стоимость всей ежегодной
добычи золота в Сибири. Избыток хлеба
в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. Не правда
ли, обнадеживающие показатели? Но все
же, по мнению Попова, главную задачу сделать
Россию страной фермеров решить не удалось.
Большинство крестьян продолжали жить
в общине, и это, в частности, предопределило
развитие событий в 17 году. Дело в том,
и мы уже кратко касались этой проблемы,
когда говорили о результатах выборов
в Государственную думу, что столыпинский
курс провалился политически. Он не заставил
крестьянина забыть о помещичьей земле,
как рассчитывали авторы указа 9 ноября.
Новоиспеченный реформой кулак, грабя
общинную землю, держал в уме и помещичью,
как и остальные крестьяне. К тому же он
становился все более заметным экономическим
конкурентом помещика на хлебном рынке,
а порой и политическим, прежде всего в
земстве. К тому же новая популяция "сильных"
хозяев, на которых рассчитывал Столыпин,
была недостаточной, чтобы стать опорой
царизму...
Здесь ярко
проявляется основная причина
неудач буржуазных реформ попытка
их проведения в рамках феодальной системы.
К слову, скажем, что можно встретить утверждение,
будто Столыпиным реформам просто не хватило
времени для положительных результатов.
На наш взгляд, эти реформы по своей сущности
не могли быть реализованы эффективно
в той ситуации. Этого времени у них попросту
не могло быть: на каком- либо этапе они
попросту завязли бы. Опять повторим, что
невозможно, не меняя надстройки, изменить
базис социально- экономические отношения
и, следовательно, проводить буржуазные
реформы в рамках абсолютизма( даже с избранием
представительного органа сущность власти
мало чем изменилась) не представляется
возможным. Здесь конечно мы имеем в виду
максиму преобразований. Можно допустить,
что столыпинские реформы, если бы они
продолжались, скажем, еще лет 10, принесли
бы определенные результаты, главным из
которых было бы создание слоя мелких
крестьянских собственников- фермеров,
да и то в том случае, по выражению Ленина,
если "обстоятельства сложились исключительно
благоприятно для Столыпина". Но разве
не эти самые фермеры в США стали базой
для появления одной из наиболее антибюрократических
форм демократической республики? На наш
взгляд самым реальным результатом было
бы создание общественной силы, которая
неминуемо привела бы, в конце концов,
не к революции. Но не социалистической,
а лишь буржуазной. Но разве можно считать
такой итог успешным с точки зрения абсолютизма,
в рамках и во имя которого претворялась
в жизнь аграрная реформа!?
3. Иные направления
реформирования
В рамках
школьной реформы, утвержденной
законом от 3 мая 1908 г., предполагалось
ввести обязательное начальное
бесплатное обучение для детей
с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет
народного образования удалось
увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых
школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим
условием модернизации страны (помимо
аграрной реформы и развития промышленности)
достижение всеобщей грамотности в объеме
обязательной для всех четырехлетней
начальной школы. Еще будучи предводителем
дворянства в Ковно, он писал по этому
поводу, что только грамотность поможет
распространению сельскохозяйственных
знаний, без которых не может появиться
класс настоящих фермеров. Подводя итог
школьной реформе, скажем, что для нее
действительно не хватило времени: для
реализации плана всеобщего начального
обучения такими темпами, как в 1908- 1914 гг.,
требовалось еще не менее 20 лет.
Столыпин
высоко оценивал роль земств
и поэтому намечал распространить
земские учреждения на многие
губернии, где они не действовали по целому
ряду причин, и подвести под них фундамент
в виде волостного земства на смену отживших
свой век волостных сходов. Столыпин совершил
серьезную ошибку в вопросе об учреждении
земств в западных губерниях (1911 г.), в результате
чего он лишился поддержки октябристов.
Дело в том, что западные губернии экономически
продолжали зависеть от польской шляхты.
Дабы улучшить в них положение белорусского
и русского населения, составлявшего большинство,
Столыпин решил учредить там земскую форму
правления. Дума охотно поддержала его,
однако Государственный совет занял противоположную
позицию классовые чувства солидарности
со шляхтой оказались сильнее национальных.
Столыпин обратился к Николаю II с просьбой
прервать работу обеих палат на три дня,
чтобы за это время правительство срочно
приняло новый закон. Заседания Думы были
приостановлены и закон принят. Однако
данная процедура явно противоречила
законному порядку принятия законов, что
продемонстрировало пренебрежение государственной
власти к своим собственным учреждениям.
Это привело к расколу между правительством
и даже самыми умеренными либералами.
Столыпин потерял поддержку Николая II,
которому явно претило иметь столь активного
министра, обвиненного крайне правыми
противниками в желании "экспроприировать
всех помещиков вообще" с помощью аграрной
реформы.
Следует кратко
осветить преобразования в сфере
судебной власти. Принципиально,
в самых общих чертах, местный
суд, искаженный реакционными
реформами императора Александра
III, должен был вернуться к своему первоначальному
облику.
Наконец осталось
затронуть рабочий вопрос. Он, так
же как и крестьянский, достался
Столыпину в наследство от
революции 1905- 1907 гг. Интересно отметить,
что до этого не только царизм,
но и буржуазия отрицала его существование.
По мнению А. Я. Авреха это непризнание
было равнозначно признанию несостоятельной
политики опоры на крестьянскую общину.
Революция развеяла все сомнения... Была
создана специальная комиссия по рабочему
вопросу. Мы не будем детально исследовать
разработку законопроектов и т.д. в этом
нет необходимости, осветим проблему в
самых общих чертах. Можно выделить несколько
этапов разработки законопроектов. Первый
связан с деятельностью вышеупомянутой
комиссии под председательством Коковцова,
тогдашнего министра финансов. Ее деятельность
сразу породила открытый конфликт с буржуазией
она не желала идти на даже сугубо экономические
уступки рабочим и обвиняла правительство
в том, что оно хочет решить рабочий вопрос
за счет заводчиков и фабрикантов. Комиссия
Коковцова прекратила существование.
Тем не менее, не смотря на провал, определенный
итог был достигнут. Он состоял в том, что
царизм под влиянием революции твердо
взял курс, так же как и в аграрной политике,
на буржуазную политику в рабочем вопросе,
отказавшись от чисто полицейского способа
его разрешения. Общей платформой правительства
и промышленников было признание права
рабочих на стачку и свои профессиональные
организации. Рабочий вопрос в буржуазном
разрешении наряду с аграрным стал одним
из краеугольных камней третьиюньского
курса, одним из проявлений третьиюньского
курса царизма, столыпинского бонапартизма
с той разницей, что в одном случае лавирование
шло между помещиками и крестьянством,
а во втором, между буржуазией и пролетариатом.
Дальнейшее развитие рабочего вопроса
в "верхах" и Думе доказало это со
всей очевидностью
Следующим
этапом в решении рабочего
вопроса было Особое совещание(1906-
1907 гг.). Это уже была целиком
эра Столыпина. На повестку
сессии были вынесены 10 законопроектов,
сводившихся к нескольким пунктам: страхование
болезней, несчастных случае, инвалидности;
сберегательные кассы обеспечения; правила
найма рабочих; рабочее время; меры поощрения
строительства здоровых и дешевых жилищ;
и т.п. Важно отметить, что без внимания
остался вопрос о рабочих организациях,
считалось, что "Временные правила"
о союзах на время решают проблему. На
основе этих правил в годы столыпинского
правления были закрыты сотни профорганизаций
и еще сотням отказано в регистрации.
Остальные
вопросы обсуждались, но встретили
сильнейшее сопротивление со стороны
промышленников, т.е. крупной буржуазии.
К примеру, Нобель утверждал, что "если
нам не будет предоставлено право некоторого
противодействия влиянию массы, то мы
пропали..."
С передачей
в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил
их последний этап превращения в законы.
Он стал самым длинным. Сопротивление
было не только со стороны промышленников,
но и слева: трудовики и социал-демократы
выступили с критикой страховых законопроектов
с подлинно демократических позиций.
Страховые законопроекты
стали в конечном итоге одной
из причин, обострившей отношения
между правыми и октябристами,
помещиками и буржуазией. Можно сказать,
что столыпинская рабочая политика
провалилась. Ответом на нее со стороны
рабочего класса был новый революционный
подъем.
Судьба реформатора.
Служебный
путь, проделанный Столыпиным в
провинции, был обычным, на
отличающимся от карьеры других
чиновников, ставших губернаторами.
Происходя из старинного дворянского
рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию,
поступает на физико-математический факультет
Петербургского университета. После его
окончания служит в министерстве государственного
имущества, но спустя год переводится
в Министерство Внутренних Дел предводителем
дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению
Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами,
он понимал их говоры: о земле, о ведении
хозяйства. Его дочь писала “Мой отец
любил сельское хозяйство…”.
Через 10 лет
Столыпин назначается ковенским
губернатором, а в 1902 году - гродненским
губернатором.
В 1902 году
Столыпин участвует в совещании
о развитии сельскохозяйственной
промышленности, где он высказался
за уничтожение общинной чересполосицы
и расселения по хуторам. Эта
позиция была высказана позже
в 1906 году и в комбинации с другими
новшествами была принята как “Столыпинская
реформа”.
В марте
1903 года П.А.Столыпина назначают
губернатором в более крупную
саратовскую губернию. Здесь и
застала его первая революция,
для подавления которой он
применил весь арсенал средств
- от прямого обращения к народу до расправы
с помощью казаков.
В апреле
1906 года Столыпин назначается
министром внутренних дел, хотя
и не ожидал такого назначения.
Борьба с революцией ложится
на его плечи. А 24 августа
1906 года опубликовывается правительственная
программа. В ней Столыпин объявлял направления
своей политики в подготовке важнейших
законов:
о свободе вероисповедания;
о неприкосновенности
личности и о гражданском равноправии,
в смысле устранения ограничений
и стеснений отдельных групп
населения;