Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:50, реферат
Столыпин Петр Аркадьевич - государственный деятель, дворянин, родился в 1862 году. Окончив Санкт-Петербургский университет, службу начал в департаменте земледелия и сельской промышленности. В этот период времени занимался также систематизацией сельскохозяйственной литературы, особенно проявлял интерес к трудам о земельной собственности, использования государственных земель, выкупе земель, крестьянском хозяйстве и как высшим его типе - фермерском хозяйстве. Переехав в свое имение Колноберже, расположенное в Литве, интересовался организацией литовского сельского хозяйства, где размеры наделов крестьян были большими, хуторские сельские хозяйства - процветающими с сильными традициями семейного хозяйствования.
Министерство аграрной политики Украины
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В. ДОКУЧАЕВА
Кафедра
Исторических
и социально-политических дисциплин
Реферат:
Столыпинская
аграрная реформа в Украине
.
г. Харьков
2008 г.
Введение
Столыпин
Петр Аркадьевич - государственный
деятель, дворянин, родился в 1862 году.
Окончив Санкт-Петербургский
В период пребывания губернатором города Гродно, активно изучал экономику сельского хозяйства и положил начало ряду реформ экономики Гродненской области через сельское хозяйство. В период службы Саратовским губернатором углубленно изучает состояние дел в сельском хозяйстве, анализирует причины его недостатков. Перед созывом первой Государственной думы в 1903 году П.А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. 1906 год – Председатель Кабинета Министров.
Формирование
аграрно-экономической
Исторические
рамки осуществления
1.
Суть столыпинской
аграрной реформы
Столыпинская аграрная реформа - это завершение реформ, начатых Александром II. Указ от 9 августа 1906 года внес коррективы в законодательство 1861 года, касающиеся общины и общинной собственности.
Столыпинской она стала называться по имени не автора (авторов было много), а человека, который стал ее душой и двигателем. Суть реформы - ненасильственное разрушение крестьянской поземельной общины, скупка помещичьих земель через Крестьянский банк и продажа их в кредит крестьянам. Столыпинские реформы были нацелены не против крестьянской общины с ее коллективистскими сдерживающими порядками, а направлены на освобождение деревни от скрытой безработицы (52 млн. человек в одной европейской России), на интенсификацию сельского хозяйства и перераспределение рабочей силы в промышленность, которая в ней нуждалась.
Аграрное Столыпинское законодательство представляло собой единый комплекс, отдельные элементы которого были крепко взаимосвязаны между собой. Главных законов было четыре:
1. "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения" от 27 августа 1906 года.
2. "О понижении платежей заемщиков Крестьянского Поземельного Банка и об изменении условий выпуска Государственных свидетельств названного Банка" от 14 октября 1904 года.
3. "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения" от 9 ноября 1906 года.
4. "О выдаче Крестьянским Поземельным Банком ссуд под залог надельных земель" от 15 ноября 1906 года.
Согласно этим Законам
Аграрная реформа предусматривала проведение трех групп мероприятий:
1) Выделение крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность;
2) Создание хуторского и отрубного хозяйства;
3) Переселенческая политика.
Главнейшее условие – это выход крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность.
Если
до 1906 года община считалась собственником
надельной земли и право
Реализация аграрной реформы должна была быть такой: предоставление крестьянину земельного участка, вырезанного из государственных земель, на первых порах временно, а затем – закрепление его за крестьянином, обеспечив агрокультурными условиями пользования. Таким образом, рядом с общиной появился бы зажиточный крестьянин, устойчивый хозяин земли. Такой эволюционный путь развития крестьянской проблемы сводился к перерастанию сельских хозяйств в высший его тип – фермерский, ориентированный на рынок.
В процессе развития отношений купли-продажи земли являлось неминуемым естественное сокращение помещичьего земельного фонда. Но насильственное отчуждение дворянских земель, ликвидация самого дворянства, по его мысли, означало бы ликвидацию очагов культуры и агрокультуры в крестьянской стране.
Агарный строй в Российской империи П.А. Столыпин видел в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местным самоуправлением.
Путь развития сельского хозяйства, пройденный империей в тот период это своеобразный российский путь. Суть его заключалась в базировании на четырех укладах: государственном, общинном, большом частном и семейно-трудовом, или малом частном. Именно многоукладность экономики сельского хозяйства обеспечила прогресс в аграрном секторе.
Предложив
реформирование аграрного сектора,
которое одновременно предусматривало
и важные изменения в политических
отношениях на местах, П.А. Столыпин надеялся
на поддержку не только трудящихся,
в частности крестьян, но и царского двора.
Однако придворные круги поняли, что введение
реформ означает неизбежный подрыв дворянства
и царского правительства. Вследствие
этого в лабиринтах императорского двора
сразу же начало формироваться негативное
отношение к политике реформатора.
2.
Выход крестьян
из общины
Осуществление земельной реформы в украинских селах было возложено на губернские и уездные землеустроительные комитеты. Процесс развития сельского хозяйства здесь развивался гораздо быстрее, чем в других частях Российской империи. Наиболее активно процесс выхода из села происходил на Правобережье, в частности в Киевской губернии и на юге. Выделение крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность дало значительные позитивные результаты.
Для обеспечения стабильности крестьянских хозяйств, созданных вследствие выхода из общины, с целью предотвращения спекуляций и негативных последствий, правительство предусматривала следующие мероприятия:
Ø установление граничного размера индивидуального землевладения;
Ø запрета продажи земли не крестьянам;
Ø закрепление права крестьянина на выделение земли в одном месте;
Ø запрещалось закладывать землю в частных банках;
Ø запрещалось покупать больше семи паев в одном уезде.
Настоящим прорывом был Указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских жителей", вышедший в октябре 1906 года. Крестьянам разрешалось получать паспорт свободно, без согласия общины. Отменялось ограничение в приеме крестьян на работу, разрешалось свободное избрание профессии и места проживания.
В
1915 году выход из общин был прекращен
в связи с военным положением.
3.
Крестьянский поземельный
банк и реформа
Значительное место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому Поземельному Банку. В новых условиях реформирования села, укрепление его осуществлялось путем расширения операционных функций банка. На Крестьянский банк возлагалась задача покупки помещичьих землевладений и продажу земельных участков крестьянам по льготным ценам с двадцатилетним кредитом. Кроме того в банк передавалось большинство удельных земель и степных угодий, вследствие чего уменьшались владения царской семьи, земли Сибири и Алтайского округа становились местом обустройства переселенцев.
Значительную часть кредитов брало на себя государство, то есть крестьянину в результате помогали все ветви населения, все плательщики налогов. Банк увеличивал кредиты крестьянам, удешевляя их. Он платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. П.А. Столыпин понимал: чтобы осуществить реформу, нужно привлечь к земле деньги. Крестьянам предоставлялась помощь также для строительства жилья путем льготного и бесплатного предоставления лесоматериалов.
Через
банк помещики Украины и России продавали
свои земли крестьянам. В результате
сужения помещичьих землевладений, преобразование
их на более эффективные предприятия,
связанные с рынком, потребность в найме
рабочей силы на селе снизилась, что привело
к выталкиванию слабосильных крестьян
за ворота сельскохозяйственного производства.
4.
Арендные отношения
на селе
Крестьяне
Украины в период реформы в
силу сложившихся отношений
В
арендный фонд входили не только помещичьи
земли, но и часть крестьянских. Некоторые
малоземельные крестьяне не имели инвентаря
для обработки земли; другие, считая за
лучшее сдать свой надел в аренду зажиточным
крестьянам, уходили на заработки в города.
Оплата за аренду осуществлялась по денежно-отработочной
системе или за часть урожая. Но и этот
опыт показал, что наиболее эффективной
формой хозяйствования на земле является
хозяйствование, основанное на форме частной
собственности на землю.
5.
Хуторские и отрубные
хозяйства
Важным мероприятием земельного реформирования было выделение крестьян на хутора и отруба. До 1906 года в украинских губерниях существовали чересполосица, многополосица и сервитуты, что затрудняло эффективное ведение сельскохозяйственных работ. Поэтому ставилась задача – ликвидировать чересполосицу, многополосицу и сервитуты "сверху" под контролем центрального правительства. Такой подход отвечал интересам крестьян, поскольку оно получали право на сведение земель в единое целое – отруб, а также на земельный надел в поле с правом сооружения на нем зданий, то есть на основании хуторского хозяйства.
Исследования Столыпинской реформы, проведенные еще до революции свидетельствуют, что в Российской империи происходил переход к частному землевладению, расселению на хутора и отруба по инициативе самих крестьян, без какого-либо давления со стороны правительства, и даже вопреки всем преградам на этом пути. Среди всех губерний Украины активнее основывали хутора крестьяне Волынской губернии, в частности, на современной Житомирщине, в отдельных уездах расселились до 80% крестьян.
Раздел
земли происходил справедливо. Участки
классифицировались по качеству, желающие
купить лучшие земли вносили на торгах
соответствующие суммы, что потом
в порядке компенсации