Столыпинская аграрная реформа в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Краткое описание

Столыпин Петр Аркадьевич - государственный деятель, дворянин, родился в 1862 году. Окончив Санкт-Петербургский университет, службу начал в департаменте земледелия и сельской промышленности. В этот период времени занимался также систематизацией сельскохозяйственной литературы, особенно проявлял интерес к трудам о земельной собственности, использования государственных земель, выкупе земель, крестьянском хозяйстве и как высшим его типе - фермерском хозяйстве. Переехав в свое имение Колноберже, расположенное в Литве, интересовался организацией литовского сельского хозяйства, где размеры наделов крестьян были большими, хуторские сельские хозяйства - процветающими с сильными традициями семейного хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Столыпинская аграрная реформа.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     Министерство  аграрной политики Украины

     ХАРЬКОВСКИЙ   НАЦИОНАЛЬНЫЙ

     АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В. ДОКУЧАЕВА 
 

     Кафедра

     Исторических  и социально-политических дисциплин 
 
 
 
 

     Реферат: 

     Столыпинская  аграрная реформа в Украине 

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г. Харьков

     2008 г.

 

     Введение 

     Столыпин  Петр Аркадьевич - государственный  деятель, дворянин, родился в 1862 году. Окончив Санкт-Петербургский университет, службу начал в департаменте земледелия и сельской промышленности. В этот период времени занимался также  систематизацией сельскохозяйственной литературы, особенно проявлял интерес к трудам о земельной собственности, использования государственных земель, выкупе земель, крестьянском хозяйстве и как высшим его типе - фермерском хозяйстве. Переехав в свое имение Колноберже, расположенное в Литве, интересовался организацией литовского сельского хозяйства, где размеры наделов крестьян были большими, хуторские сельские хозяйства - процветающими с сильными традициями семейного хозяйствования.

     В период пребывания губернатором города Гродно, активно изучал экономику сельского хозяйства и положил начало ряду реформ экономики Гродненской области через сельское хозяйство. В период службы Саратовским губернатором углубленно изучает состояние дел в сельском хозяйстве, анализирует причины его недостатков. Перед созывом первой Государственной думы в 1903 году П.А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. 1906 год – Председатель Кабинета Министров.

     Формирование  аграрно-экономической концепции  П.А. Столыпина основывалось и на тщательном изучении трудов исследователей по аграрной проблематике, которые стали для него идейным источником, и собственном опыте административно-хозяйственной работы в Ковно, Гродно, Саратове.

     Исторические  рамки осуществления Столыпинской аграрной реформа - с 1906 года – до октябрьских социальных потрясений 1917 года и провозглашения декрета о земле.

 

     1. Суть столыпинской  аграрной реформы 

     Столыпинская  аграрная реформа - это завершение реформ, начатых Александром II. Указ от 9 августа 1906 года внес коррективы в законодательство 1861 года, касающиеся общины и общинной собственности.

     Столыпинской  она стала называться по имени  не автора (авторов было много), а  человека, который стал ее душой  и двигателем. Суть реформы - ненасильственное разрушение крестьянской поземельной  общины, скупка помещичьих земель через Крестьянский банк и продажа их в кредит крестьянам. Столыпинские реформы были нацелены не против крестьянской общины с ее коллективистскими сдерживающими порядками, а направлены на освобождение деревни от скрытой безработицы (52 млн. человек в одной европейской России), на интенсификацию сельского хозяйства и перераспределение рабочей силы в промышленность, которая в ней нуждалась.

     Аграрное  Столыпинское законодательство представляло собой единый комплекс, отдельные  элементы которого были крепко взаимосвязаны между собой. Главных законов было четыре:

     1. "О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения" от 27 августа 1906 года.

     2. "О понижении платежей заемщиков Крестьянского Поземельного Банка и об изменении условий выпуска Государственных свидетельств названного Банка" от 14 октября 1904 года.

     3. "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения" от 9 ноября 1906 года.

     4. "О выдаче Крестьянским Поземельным Банком ссуд под залог надельных земель" от 15 ноября 1906 года.

       Согласно этим Законам Крестьянскому  Поземельному Банку переданы 1 млн. 800 тыс. десятин надельных и  казенных земель для продажи  их крестьянам.

     Аграрная  реформа предусматривала проведение трех групп мероприятий:

     1) Выделение крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность;

     2) Создание хуторского и отрубного хозяйства;

     3) Переселенческая политика.

     Главнейшее  условие – это выход крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность.

     Если  до 1906 года община считалась собственником  надельной земли и право пользования  ею принадлежало всем ее членам, то с 1906 года крестьяне могли выделить из общины землю, которой пользовались, не считаясь с волей общины. Земельный надел становился собственностью крестьянина-хозяина.

     Реализация  аграрной реформы должна была быть такой: предоставление крестьянину  земельного участка, вырезанного из государственных земель, на первых порах временно, а затем – закрепление его за крестьянином, обеспечив агрокультурными условиями пользования. Таким образом, рядом с общиной появился бы зажиточный крестьянин, устойчивый хозяин земли. Такой эволюционный путь развития крестьянской проблемы сводился к перерастанию сельских хозяйств в высший его тип – фермерский, ориентированный на рынок.

     В процессе развития отношений купли-продажи  земли являлось неминуемым естественное сокращение помещичьего земельного фонда. Но насильственное отчуждение дворянских земель, ликвидация самого дворянства, по его мысли, означало бы ликвидацию очагов культуры и агрокультуры в крестьянской стране.

     Агарный строй в Российской империи П.А. Столыпин видел в виде системы  мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местным самоуправлением.

     Путь развития сельского хозяйства, пройденный империей в тот период это своеобразный российский путь. Суть его заключалась в базировании на четырех укладах: государственном, общинном, большом частном и семейно-трудовом, или малом частном. Именно многоукладность экономики сельского хозяйства обеспечила прогресс в аграрном секторе.

     Предложив реформирование аграрного сектора, которое одновременно предусматривало  и важные изменения в политических отношениях на местах, П.А. Столыпин надеялся на поддержку не только трудящихся, в частности крестьян, но и царского двора. Однако придворные круги поняли, что введение реформ означает неизбежный подрыв дворянства и царского правительства. Вследствие этого в лабиринтах императорского двора сразу же начало формироваться негативное отношение к политике реформатора. 

    2. Выход крестьян  из общины 

     Осуществление земельной реформы в украинских селах было возложено на губернские и уездные землеустроительные комитеты. Процесс развития сельского хозяйства  здесь развивался гораздо быстрее, чем в других частях Российской империи. Наиболее активно процесс выхода из села происходил на Правобережье, в частности в Киевской губернии и на юге. Выделение крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность дало значительные позитивные результаты.

     Для обеспечения стабильности крестьянских хозяйств, созданных вследствие выхода из общины, с целью предотвращения спекуляций и негативных последствий, правительство предусматривала  следующие мероприятия:

     Ø установление граничного размера индивидуального землевладения;

     Ø запрета продажи земли не крестьянам;

     Ø закрепление права крестьянина на выделение земли в одном месте;

     Ø запрещалось закладывать землю в частных банках;

     Ø запрещалось покупать больше семи паев в одном уезде.

     Настоящим прорывом был Указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских жителей", вышедший в октябре 1906 года. Крестьянам разрешалось получать паспорт свободно, без согласия общины. Отменялось ограничение в приеме крестьян на работу, разрешалось свободное избрание профессии и места проживания.

     В 1915 году выход из общин был прекращен  в связи с военным положением. 

    3. Крестьянский поземельный  банк и реформа 

     Значительное  место в проведении реформы принадлежало Крестьянскому Поземельному Банку. В новых условиях реформирования села, укрепление его осуществлялось путем расширения операционных функций банка. На Крестьянский банк возлагалась задача покупки помещичьих землевладений и продажу земельных участков крестьянам по льготным ценам с двадцатилетним кредитом. Кроме того в банк передавалось большинство удельных земель и степных угодий, вследствие чего уменьшались владения царской семьи, земли Сибири и Алтайского округа становились местом обустройства переселенцев.

     Значительную  часть кредитов брало на себя государство, то есть крестьянину в результате помогали все ветви населения, все плательщики налогов. Банк увеличивал кредиты крестьянам, удешевляя их. Он платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. П.А. Столыпин понимал: чтобы осуществить реформу, нужно привлечь к земле деньги. Крестьянам предоставлялась помощь также для строительства жилья путем льготного и бесплатного предоставления лесоматериалов.

     Через банк помещики Украины и России продавали  свои земли крестьянам. В результате сужения помещичьих землевладений, преобразование их на более эффективные предприятия, связанные с рынком, потребность в найме рабочей силы на селе снизилась, что привело к выталкиванию слабосильных крестьян за ворота сельскохозяйственного производства. 

    4. Арендные отношения на селе 

     Крестьяне Украины в период реформы в  силу сложившихся отношений продолжали аренду земли. Наиболее активно арендовали земли на юге и левобережье  Украины.

     В арендный фонд входили не только помещичьи  земли, но и часть крестьянских. Некоторые малоземельные крестьяне не имели инвентаря для обработки земли; другие, считая за лучшее сдать свой надел в аренду зажиточным крестьянам, уходили на заработки в города. Оплата за аренду осуществлялась по денежно-отработочной системе или за часть урожая. Но и этот опыт показал, что наиболее эффективной формой хозяйствования на земле является хозяйствование, основанное на форме частной собственности на землю. 

    5. Хуторские и отрубные  хозяйства 

     Важным  мероприятием земельного реформирования было выделение крестьян на хутора и отруба. До 1906 года в украинских губерниях существовали чересполосица, многополосица и сервитуты, что затрудняло эффективное ведение сельскохозяйственных работ. Поэтому ставилась задача – ликвидировать чересполосицу, многополосицу и сервитуты "сверху" под контролем центрального правительства. Такой подход отвечал интересам крестьян, поскольку оно получали право на сведение земель в единое целое – отруб, а также на земельный надел в поле с правом сооружения на нем зданий, то есть на основании хуторского хозяйства.

     Исследования  Столыпинской реформы, проведенные  еще до революции свидетельствуют, что в Российской империи происходил переход к частному землевладению, расселению на хутора и отруба по инициативе самих крестьян, без какого-либо давления со стороны правительства, и даже вопреки всем преградам на этом пути. Среди всех губерний Украины активнее основывали хутора крестьяне Волынской губернии, в частности, на современной Житомирщине, в отдельных уездах расселились до 80% крестьян.

     Раздел  земли происходил справедливо. Участки  классифицировались по качеству, желающие купить лучшие земли вносили на торгах соответствующие суммы, что потом  в порядке компенсации передавались тем, кому  доставались худшие земли. Участки среднего качества предоставлялись без доплат. При таком разделе, как правило, лучшие земли доставались зажиточным крестьянам. Практиковался и такой принцип раздела, как увеличение площади участка при условии ее более низкого качества и уменьшение площади лучших участков.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа в Украине