Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 г как источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 02:31, курсовая работа

Краткое описание

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на магдебурское право (Волковыску – в 1503 г., Новогрудку – в 1511 г., Слониму – в 1531 г., Речице – в 1561г.).
В свою очередь указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутрисословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, целью которого является приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Статут ВКЛ 1529 г. – первый свод законов ВКЛ…………………...……6

Статут ВКЛ 1566 г. и дальнейшее развитие права…………………..…12

Статут ВКЛ 1588 г. – основной источник феодального права………...16
3.1. Систематизация права в Статуте ВКЛ 1588 г…………………….16
3.2. Уголовное право……………………………………………………17
3.3. Обязательственное право …………………………….…..……….20
Наследственное право………………………………..……..….….27
Вещное право ………………………………………………..….…30

Заключение………………………………………………………………...…31

Список использованных источников.………………………………………35

Файлы: 1 файл

статуты ВКЛ курсовая.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Тема курсовой работы: «Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 г как источники права»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

     Введение………………………………………………………………………..3

 

  1. Статут ВКЛ 1529 г. – первый свод законов ВКЛ…………………...……6

 

  1. Статут ВКЛ 1566 г. и дальнейшее развитие права…………………..…12

 

  1. Статут ВКЛ 1588 г. – основной источник феодального права………...16

3.1.    Систематизация права в Статуте ВКЛ 1588 г…………………….16

3.2.    Уголовное право……………………………………………………17

3.3.    Обязательственное право …………………………….…..……….20

    1. Наследственное право………………………………..……..….….27
    2. Вещное право ………………………………………………..….…30

    

     Заключение………………………………………………………………...…31

 

Список использованных источников.………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на магдебурское право (Волковыску – в 1503 г., Новогрудку – в 1511 г., Слониму – в 1531 г., Речице – в 1561г.)

В свою очередь указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутрисословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, целью которого является приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права ВКЛ в XVI в. четко проявляются 5 основных тенденций, которые как вместе взятые, так и каждая в отдельности являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права: основным источником становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, что вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства.

Постановления сейма (общего, вольного) принимались на совместном заседании шляхты ВКЛ и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вольный Люблинский сейм принял постановление об унии ВКЛ с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст.1), порядок избрания господаря (ст.2), его обязанности (ст.5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.6,10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст.8) и другие положения. Всего 28 статей.

Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле был выдан в 1503 г., Полоцкой земле – в 1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенных на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконно увеличивали размер податей, вводили новые подати и повинности). Главное назначение волостных грамот – ограничить произвол местной администрации (воевод, державцем и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: во-первых, по просьбе жителей предоставить им магдебурское право; во-вторых, в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийным бедствием (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; в-третьих, в связи с произволом администрации; в-четвёртых, по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Но самым значимым событием в развитии феодального права ВКЛ в XVI в. является разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 годов. Именно на XVI в. приходится второй период в развитии права – статутный период. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования.

Статуты ВКЛ резко отличались от крупных нормативных актов XIV-XV вв., как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (главы, статьи, которые имеют названия).

Для Статутов, и особенно для Статута 1588г., характерна ярко выраженная гуманистическая направленность. Так, уже в Статуте 1529 г. вводятся принципы ответственности всех только по закону и только по суду; по Статуту 1566 г. установлен возраст уголовной ответственности с 14 лет, и право простых людей участвовать в избрании великого князя; по Статуту 1588 г. возраст уголовной  ответственности был повышен с 16 лет и указан только один источник невольного состояния – плен. Более того, Статут предписывает называть челядь невольную впредь “дворовой челядью”, а ранее бывшую челядь невольную и их детей наделить землей и перевести в разряд крестьян “отчичев” (непохожих).

Содержание Статутов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Закрепленные в них многие прогрессивные положения и принципы дают основания, как отмечает профессор, доктор юридических наук Юхо И.А., утверждать, что в Статутах последовательно проводится идея установления правового государства.

Каждый Статут разрабатывался специально созданной комиссией, куда входили высокообразованные, сведущие люди своего времени (ученые, врадники). Например, в разработке проекта Статута 1588 г. принимали участие Волович А.Б., Сапега Л.И., занимавшие должности канцлера и подканцлера и, по сведениям современников, высокообразованные лица. Как правило, комиссия работала в течение длительного срока (несколько лет). Подготовленный ею проект Статута неоднократно обсуждался на сеймах, затем дорабатывался и принимался.

В Статутах находят отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах. Так, в Статуте 1588 г. нормы уголовного права содержатся в разделах X-XIV и частично в разделах I,II и др.

Нормы в Статутах наряду с абстрактным характером частично носят казуальный характер, что затрудняет их восприятие.

Статуты ВКЛ – это свод действующих законов государства в XVI в. Хотя и не единственный. Наряду со Статутом действовали привилеи и постановления.

Статут 1588 г. как более содержательный и более совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда когда Беларусь находилась в составе Российской империи.

 

  1. Статут ВКЛ 1529 г. – первый свод законов ВКЛ

 

 

К началу XVI в. Великое княжество Литовское сложилось как феодальная магнатская монархия. Паны и князья, располагавшие огромным земельным фондом, представляли собой крупную силу как в экономическом, так и политическом отношении. Они фактически стали руководителями всей внутренней и внешней политики Великого княжества Литовского. Действуя через «Господарскую раду» и «вальные сеймы», которые были вынуждены созывать великие князья для разрешения очередных государственных вопросов, в особенности для сбора денежного налога — «серебщины», превратившейся после опубликования привилея 2 мая 1447 г. из регулярной денежной подати в чрезвычайный сбор (общешляхетский привилей освободил класс землевладельцев от ежегодного сбора серебщины) [5, с.231].

Благодаря привилею 2 мая 1447 г. великий князь литовский стал полностью зависеть от феодальной знати в финансовом отношении. Привилей Александра и Сигизмунда еще более расширили политические права крупных титулованных и нетитулованных землевладельцев-католиков. Магнаты держали в своих руках суд и управление. Благодаря отсутствию письменного законодательства великокняжеские судьи в центре и в провинциях судили, руководствуясь обычным правом — великокняжескими решениями и действующими законодательными актами, «Правдой Русской». Господствующее положение магнатов долго не вызывало энергичного противодействия со стороны шляхты. Однако во второй половине XV в. происходит процесс консолидации класса землевладельцев в феодальное сословие. Благодаря господарским данинам на вотчинном или условном праве увеличилась прослойка средних и мелких землевладельцев, составлявших основную военную силу Великого княжества Литовского.

Шляхта, до того не имевшая большого веса в общественно-политической жизни Великого княжества, отказывается теперь быть только объектом власти со стороны феодальной знати. Шляхта начинает присутствовать на сеймах сначала в качестве молчаливого наблюдателя, а затем в качестве самостоятельно действующей политической силы, стремящейся ослабить политическое влияние земельной аристократии и придать политике правительства желательное для нее направление. Естественно, что шляхта в первую очередь стремится ослабить преобладание магнатов в суде, освободиться от произвола выносимых ими судебных решений и подчинить их действию общешляхетского права. Поэтому требование кодификации законодательства было одним из основных требований в политической программе шляхты.

Хотя отдельные белорусские и украинские земли сохраняли свои особые права, закрепленные в «Областных привилеях», но общешляхетский привилей, распространявший свое действие на всех землевладельцев Великого княжества Литовского, создавал условия для оформления единого феодально-шляхетского права, в кодификации которого была одинаково заинтересована как литовская, так и белорусско-украинская шляхта, тем более, что общешляхетское право не лишало белорусских и украинских шляхтичей тех местных привилегий, прав и преимуществ, которыми они пользовались согласно «Областным привилеям».

В первой четверти XVI в. изменилась и политическая структура Великого княжества Литовского. С ростом экономических связей между отдельными областями Великого княжества постепенно исчезала феодальная раздробленность и укреплялся авторитет центрального правительства на местах. Укрепление политического единства Великого княжества Литовского тоже настоятельно требовало кодификации феодального права, действию которого был бы подчинен весь класс землевладельцев [2, с. 94].

Развитие производительных сил и общее усложнение экономической жизни требовали законодательного регулирования отдельных сторон частноправовой деятельности шляхетского сословия. Общий экономический подъем в Великом княжестве сопровождался значительной мобилизацией земельной собственности. Покупка и продажа имений и отдача их в заставу, право наследования недвижимого имущества и право завещаний, организация суда и судебного процесса, юридическое оформление классовых привилегий шляхетства требовали точного юридического определения. В кодификации феодального права в особенности были заинтересованы среднепоместные и мелкопоместные прослойки шляхетства, стремившиеся обеспечить себя от произвола феодальной аристократии.

В период политического засилья феодальной знати собственность и личность шляхтичей не были достаточно защищены законом. В Великом княжестве Литовском господствовал произвол и насилие. Постоянные «гвалты» и «наезды» на шляхетские имения были обычным проявлением феодального произвола. Но прежде всего законодательного оформления требовали феодально-крепостнические отношения. Шляхта была особенно заинтересована в этом, чтобы не допустить ухода крепостных крестьян к крупным землевладельцам, чтобы не лишиться рабочих рук.

Таковы те новые экономические и социально-политические явления в жизни Великого княжества, которые настоятельно требовали кодификации права.

В истории феодального права Беларуси, Литвы и Украины первоочередное значение имеет Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Он был первым в Европе сводом законов в котором содержались нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и др. отраслей права. 
Создатели Статута 1529 года, а в их числе наверняка был и Франциск Скорина, решили целый ряд сложных теоретических и практических проблем: разработали новую систему и структуру размещения правовых норм, включили в него наиболее типовые и обобщенные нормы, ввели ряд новых правовых норм, в которых отражены экономические и социально-политические отношения того времени.

При разработке Статута впервые были разрешены такие сложные теоретические и практические вопросы, как разделение норм права по отраслям, расположение их в определенной системе. Если учитывать, что подобного систематизированного сборника законов в то время не было ни в одной из европейских держав, то еще более понятными становятся трудности, которые возникали в период подготовки данного документа и более очевидными заслуги его создателей [3, с.26].

По своему содержанию Статут 1529 года не был кодексом (как ошибочно считают многие историки), так как кодекс — это законодательный акт в котором в определенной системе изложены нормы права, относящиеся к одной отрасли права. В Статуте же собраны и размещены, как уже говорилось выше, нормы различных отраслей права, что характерно для свода законов. Создать же его даже в наше время куда сложнее, чем специальный кодекс по какой-нибудь одной отрасли права. 
Статут Великого княжества Литовского 1529 года состоял из I3 разделов, которые в свою очередь подразделялись на статьи. Первоначально в Статуте было 244 статьи, позже в связи с дополнениями их количество увеличилось до 293.

Статут 1529 г. был феодальным кодексом класса землевладельцев в целом. Вместе с тем он закреплял за магнатами их правовое положение, их руководящую политическую роль. За магнатами и панами оставалась по-прежнему особая юрисдикция. Они не были подсудны провинциальным судьям. Магнаты оставались такими же недосягаемыми для шляхты, как и раньше. В этом и заключалась основная причина того, что отдельные артикулы Статута долгое время не были утверждены сеймом. Статут 1529 г. отражал реальное соотношение сил в лагере литовских феодалов. Экономическое господство и политическое руководство принадлежали крупным землевладельцам. Шляхта политически и экономически еще недостаточно окрепла. Естественно поэтому, что именно магнаты вышли победителями из внутренней борьбы между двумя прослойками феодального класса [5, с.218].

Информация о работе Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 г как источники права