Средневековая цивилизация Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Средневековая цивилизация Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства – явления, которые можно понять лишь в режиме «большого времени». Истоки этих феноменов в варварском мире, их культурный резонанс во многом определяет характер культурных ценностей современного европейца. Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.

Оглавление

Введение 3
1. Новая жизнь имперской идеи 4
2. Торгово-политические полюсы Средневековья 6
3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству 7
4. Становление института западноевропейской средневековой демократии. 11
5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества 14
6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации 16
7. Человек Западноевропейского Средневековья 19
8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации 21
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

topref.ru-66278.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1. Новая жизнь имперской идеи 4

2. Торгово-политические полюсы Средневековья 6

3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству 7

4. Становление института западноевропейской средневековой демократии. 11

5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества 14

6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации 16

7. Человек Западноевропейского Средневековья 19

8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации 21

Заключение 27

Список литературы 28

 

Введение

 

Средневековая цивилизация  Запада и рожденная в ее лоне культура рыцарства – явления, которые  можно понять лишь в режиме «большого  времени». Истоки этих феноменов в варварском мире, их культурный резонанс во многом определяет характер культурных ценностей современного европейца. Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.

Именно специфика социокультурного ландшафта рождения и бытования рыцарской культуры в Европе придала ей своеобразное звучание и оформление в соответствующих эпохе понятиях и ценностях. Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно значимыми оказались исторические условия генезиса рыцарства, элита которого обладала относительно широкими материальными и властными ресурсами, чтобы «держать дистанцию» по отношению к правителю. Значимыми оказались и отношения внутри рыцарской среды, позволившие сформироваться относительно автономной человеческой личности мелкого и небогатого рыцаря. В этом смысле образ д?Артаньяна, культовый образ для европейца, является квинтэссенцией мироощущения свободной личности, для которой понятия долга и чести опосредованы ее личным выбором.

Именно это своеобразие  вкупе с теми смыслами, которые  были переданы средневековому Западу античной и христианской культурными традициями со свойственными им персонализмом и гуманизмом, зададут рыцарской среде особое интонирование темы человека. При этом важно подчеркнуть, что при всей своей избыточности, или, что одно и то же, романтизации, рыцарские идеалы и ценности во многом будут направлять духовные поиски европейцев последующих эпох. Как и культура варварской Европы, культура рыцарского мира внесет свой вклад в тот культурный багаж, который ляжет в основу европейского гуманизма, пронизанного ценностью и значимостью человеческого «Я» во всех проявлениях его диалога с окружающим миром.

 

1. Новая жизнь имперской идеи

 

История Средневековой  цивилизации знает две попытки  создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкского королевства, которое было создано Хлодвигом (465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоевания франкского короля Карла Великого (742-814) привели к тому, что территория Франкского государства простиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчал Карла императорской короной. В годы правления 2-х династий Меровингов (первая династия франкских королей, к которой принадлежал Хлодвиг) и Каролингов (названной по имени Карла Великого) земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций (условное пожалование) начали формироваться вассальные отношения, оформилась система иммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупные вассалы имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено начало трем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.

Вторая попытка реализовать  идею империи в Западной Европе связана  с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I (912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации в Риме. Римский папа возложил на него, как за полтора века до этого на Карла Великого, императорскую корону. Так возникла большая империя, куда вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия, Новое государство получило название Священная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.) Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рим и вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром в Риме и двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. император Карл IV (1316-1378) издает Золотую буллу как главный закон государственного устройства Священной Римской империи. Она, санкционируя реально существующее тогда в Германии многовластие, признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. По сути, за феодалами утверждалась полная верховная власть в их владениях. (Золотая булла была отменена только в 1806 г.). К концу XV в. таких владений было почти 300. Таким образом, идея создания в Западной Европе универсальной империи не была осуществлена. Однако империи, созданные Карлом Великим и Оттоном I сыграли важную объединяющую роль.

 

Идею единства европейской  цивилизации утверждала и католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира. Эта  идея соответствовала и экономическим интересам, а поэтому поддерживалась торгово-политическими союзами.

2. Торгово-политические полюсы  Средневековья

 

Для средневековой Западноевропейской цивилизации характерно образование 2-х основных экономических полюсов. Один из них сложился в центре и на севере континентальной Европы. Уже в XI-XIII вв. здесь велась довольно обширная торговля, западным форпостом которой был город Брюгге во Фландрии, а восточным Новгород. В XIII в. начал формироваться торговый и политический союз, который был окончательно оформлен в 1356 г., получив название Ганзейский союз (Ганза). Инициатором создания этого союза стали города Любек и Гамбург, которые еще в 1241 г. заключили договор о совместной защите торговых путей, соединяющих Балтийское море с Северным. Всего в период своего расцвета Ганзейский союз объединял 80 городов. Ганза фактически монополизировала посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока на запад ганзейские купцы везли хлеб, рыбу, мед, воск, смолу, строевой лев, а в обратном направлении сукно из Англии и Фландрии, металлические изделия, вина.

Другой торгово-экономический полюс, способствующий утверждению идеи единства Западноевропейской цивилизации, сложился в Средиземноморье. Главную роль здесь играли две купеческие республики Северной Италии - Венеция и Генуя. Эти города ожили еще в раннее Средневековье, а к XV в. в Венеции насчитывалось около 200 тыс. жителей, в Генуе 100 тыс. Богатства Венеции выросли во времена крестовых походов (в особенности 4-го), во время которого крестоносцы вместо Иерусалима двинулись на Константинополь и разграбили его. Постепенно Венеция захватила важнейшие опорные пункты в Восточном Средиземноморье на Крите, Кипре, побережье Балканского полуострова, основала свои фактории на Черном и Азовском морях. Она обладала крупнейшим по тем временам торговым флотом, стала владычицей морей, торгуя с Египтом, Византией, Сицилией. Генуя сколотила свои богатства во время крестовых походов. Она также имела большой флот и колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Но торговая активность генуэзцев в Восточном Средиземноморье была относительно недолгой: длительное соперничество Венеции и Генуи в XIV закончилось победой Венеции. Однако ведущее положение на торговых путях Западного Средиземноморья Генуе удалось сохранить. Генуэзские мореходы первыми прошли через Гибралтар и установили торговлю с Англией и Фландрией.

 

3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству

 

Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации в пространственном отношении включал территории нынешних Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальной раздробленности. В основе политического дробления территорий обычно лежало связанное с феодальной экономикой экономическое дробление, отсутствие единого рынка. На юге. В районе Средиземноморья многочисленные итальянские герцогства, республики, города-государства и другие политические образования вели друг с другом упорную борьбу. Этот регион Европы единственный, где политическому объединению не суждено было состояться на протяжении всего 1000-летнего периода Средневековой цивилизации. Препятствовали этому и внешние причины подчинение значительной части Апеннинского полуострова иноземным силам. Так, в его северной части господствовали сначала лангобарды, а затем власть перешла к Священной Римской империи. Юг полуострова принадлежал арабам, затем выходцам из Нормандии, а позднее здесь возникло Королевство обеих Сицилий. В средней части Апеннин оформилась Папская область.

На севере Европы в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство, ставшее ядром Священной Римской империи, которая включала значительные территории и просуществовала вплоть до 1806 г. Однако власть императоров была номинальной, а реальная находилась в руках местных феодалов. В этих условиях не могло быть и речи о создании политического центра и единого экономического пространства.

Сильная политическая раздробленность  была характерна и для территории бывшей римской провинции Галлии. Она представляла собой совокупность экономически раздробленных и политически самостоятельных феодальных владений. Государи и сеньоры чувствовали себя полными хозяевами своих владений. После распада империи Карла Великого наступило время новых территориальных дроблений. Самыми сильными феодальными владениями во Франции в это время были герцогство Нормандия и графство Фландрия на севере, герцогство Бретань и Аквитания на западе, графство Шампань и герцогство Бургундия на востоке, Тулузское графство на юге.

Нечто подобное представлял собой  и Пиренейский полуостров. По мере развития Реконкисты (отвоевание полуострова у арабов-мавров), начавшейся в VIII-IX вв., в северной и средней частях полуострова стали образовываться небольшие феодальные государства: Галисия, Леон, Арагон, Наварра, Кастилия. В южной, арабской части полуострова после распада Кордовского халифата также возникло большое число мелких эмиратов и княжеств с центрами в Севилье, Толедо, Кордове, Гранаде, Валенсии и других городах.

Но феодальной раздробленности  на протяжении почти всего Средневековья противостояла другая тенденция усиление централизации государственной власти. С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс территориальной государственной централизации в Европе прошел два этапа. Первый охватывает период конца раннего и начала развитого Средневековья. IX-X вв. - это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы в это время существовала Великоморавская держава западных славян. На смену ей пришло крупное Венгерское королевство, возглавляемое королем Стефаном I. На территории Польши возникло раннефеодальное королевство Пястов со столицей в городе Гнездо. На юго-востоке Европы появилось Первое болгарское царство царя Симеона, а на востоке - Киевская Русь.

Второй этап активной государственной централизации наступил в конце Средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывающихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций. Так, образование централизованных государств в Англии и Франции произошло в основном в XV в. В Англии оно было связано с завершением войны Белой и Алой розы, других раздиравших страну феодальных усобиц и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Генрих Тюдор, известный как Генрих VII (1457-1509), повел непримиримую борьбу с самостоятельностью баронов. Именно в это время Англия превратилась в сильное централизованное государство. Во Франции образование единого государства с твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423-1483), которому также удалось сломить политическую силу феодалов. Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогства Бретань и Бургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, после которой само название Франция, ранее относившееся лишь к северной части страны, распространилось на всю ее территорию. Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. Сначала постепенно расширились земли Кастилии, затем Арагона. Наконец, в 1479 г. оба эти королевства объединились благодаря браку арагонского короля Фердинанда с кастильской королевой Изабеллой. Образовалось государство с централизованной властью Испания.

Таким образом, в пространственном отношении единство западноевропейской цивилизации формировалось на протяжении всего Средневековья. Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государства Англия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское и далее Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена. Если учесть, что к началу становления Средневековой цивилизации почти 90% европейских земель населял многоэтничный варварский мир, то станут очевидными роль этой цивилизации и значение того прорыва, который был совершен в Европе на протяжении одного тысячелетия.

Информация о работе Средневековая цивилизация Запада