Цивилизация Востока и Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Социальной философии Понятие цивилизация многомерно.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

                                                     Введение

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета  — системы мировидения, которая  формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.

Цивилизация — это и  присущий данному культурно-историческому  типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты  государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности  факторов, составляющих цивилизацию, основными  принято считать три признака: наличие городов, государства и  письменности.

Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими  рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся  на три глобальных типа:

— традиционные цивилизации;

— индустриальная цивилизация;

— постиндустриальная, или  информационная, цивилизация.

Для восточных обществ  характерен первый тип. Отличающиеся большой  устойчивостью, цивилизации Востока  развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения  единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а  затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.

Для Западной Европы, где  все три типа цивилизаций последовательно  сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение  к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности  понятия прогресс).

Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и  Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными  полюсами: Восток и Запад.

Мировая история началась с Востока, именно он — очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне  с уважением говорили: «Свет —  с Востока»

Восток — это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта  традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они  всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно  важные.

Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и  культурного развития, который сформировался  в Европе примерно в XV – XVII вв. Предшественниками  этого типа были культура античности и христианская традиция. Именно в  античной культуре философско-религиозное  сознание утрачивает свою монополию, возникает  система быстрого логического усвоения знаний. Рушится принудительная связь  личности с преданием общество теряет единую систему ценностей.

 

 

 

 

 

1 Цивилизации  Востока и Запада.

Культура как характеристика обществ функционирует на различных  уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этих форм в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную общность (молодежь, спортсмены, старики и т.п.) и институт (семья, школа, политическая партия и т.п.).

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры. Например, национальная культура включает в себя символы, ценности, убеждения, нормы, образцы поведения, которые объединяют представителей данной нации. В большинстве стран  имеется несколько национальных культур, что связано с многонациональным  составом народа. Молодежь имеет свою субкультуру, выражающуюся в одежде, языке общения, манере отдыха и т.п. Каждый социальный институт (семейный, молодежный, армейский и т.п.) стремится  создать и внедрить поведенческие  образцы, отличающие его от других институтов. Это выражается в культурных комплексах "культуры завода", "культуры школы", "культуры управления" и т.п1.

Запад есть запад, восток есть восток,

Не встретиться им никогда.

Лишь у подножья Престола Божья 

В день страшного суда.

Эти строки, принадлежащие  великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно  не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет  все больший интерес к традициям  востока (философии, искусствам, медицине).

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций2.

В устойчивости Восточной  цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы  ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как  сплошная линия. Новые веяния здесь  не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются  в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию  одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного  строя ) не только не уничтожили китайское  государство, но даже не прервали его  существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень  скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие  от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного  христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации  оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Человек Востока никогда не терял  связи со средой обитания. Свои помыслы  он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать  свои душу и тело. Мир воспринимался  им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные  культы, ритуалы и обряды.

Такого рода цивилизаций  немного. Из числа активно функционирующих  в наши дни и во многом определявших культурные традиции на протяжении ряда веков, необходимо назвать арабо-исламскую, индо-буддийскую, китайско-конфуцианскую. Конечно, в рамках каждой из них есть немало внутренних различий, но при  всем том каждая за долгие века своего существования создала устойчивую систему ценностей, выражающую специфику  соответствующих культурных типов.

Институт власти-собственности  совершенствовался на протяжении тысячелетий. Народы и государства приходили  и уходили, а он оставался незыблемым. Более того, он способствовал сохранению централизации власти. Динамика исторического  процесса на Востоке, как известно, была цикличной, периоды централизации  сменялись временами кризисов и  децентрализации. Но что характерно: ни феодализация, ни вторжения варваров не меняли нормативного принципа традиционной восточной социальной, экономической  и политической структуры. Опиравшейся  на древние институты реципрокного взаимообмена, власти-собственности  и централизованной редистрибуции. Более того, никто не хотел изменять эти принципы, ибо это не было выгодно ни одному из влиятельных  социальных слоев, включая и самих  частных собственников. Все предпочитали сохранение консервативной стабильности. Почему?

Прежде всего потому, что  существовал незыблемый консенсус  между административным меньшинством и производящим большинством: первые управляли, вторые производили и находились под надежной опекой управителей, существовавших за счет произведенного ими продукта. Иными словами, труд умственный постоянно и со взаимной выгодой (ощущавшейся обеими сторонами) обменивался на труд физический. Что же касается частных собственников, то у них не было ни особых прав и привилегий (как то было в антично-капиталистической Европе), ни соответственно сил и возможностей для защиты своих корпоративных интересов. А во времена кризисов только государство могло защитить их, спасая их собственность от разъяренной толпы голодных и разорившихся бедняков. Неудивительно, что собственники были за стабильность. Их унизительное подчиненное положение вполне их устраивало, тем более что ничего другого они не знали.

Кроме того, на страже незыблемой структуры, все той же консервативной стабильности на Востоке, особенно в  наиболее развитых странах, стояли мощные цивилизации, опиравшиеся на развитые религиозные системы с их крепкими моральными запретами и веками освященными  культурными традициями. Эти цивилизации  проявили себя уже в древности  в Египте, Западной Азии, в доколумбовой Америке. Но наиболее сильными и развитыми  были три великие бессмертные  цивилизации Востока, о которых  следует сказать особо.

Одна из них, китайско-дальневосточная  конфуцианская, в основе своей даже не имеет развитой религии. Несмотря на то, что в зоне влияния этой цивилизации существовали и существуют религиозные системы, в том числе  достаточно развитые (даосизм, синтоизм, буддизм), главную роль играет и стержнем всей цивилизационной культуры является этико-политическая система, восходящая к доктрине Конфуция с ее культом  добродетели, сыновней почтительности, патернализма старших и постоянного  самоусовершенствования в сочетании  с соревновательностью. Эта соревновательность (если угодно, конкуренция) должна быть выделена особо, ибо генеральным  принципом администрации в Китае  всегда было выдвижение в администрацию  умных и способных и конкуренция  между ними - в том числе в форме сложных экзаменов - за право занять наивысшие посты в империи. Считалось, что в результате управления умными и способными будут достигнуты желанные Порядок и Гармония. Что же касается остального населения, то оно находилось под патронажем старших и всегда отличалось высокой культурой труда и социальной дисциплиной. В той или иной степени эти качества и достоинства были присущи и периферийным вариантам конфуцианской цивилизации, начиная с Японии, при всех специфических особенностях каждой из них.

Вторая цивилизация - мусульманская, возникшая намного позже (в VII в.) и структурно гораздо более жесткая. Предписания Корана и шариата  несравнимы по их безапелляционности с конфуцианским церемониалом. Иная ментальность, которой близки фатализм и фанатизм, насильственный прозелитизм, вплоть до религиозных войн под знаменем джихада, сводит к минимуму роль самоопределения  личности, ее волю. Все мусульмане - песчинки перед лицом великого Аллаха и Его представителей на земле, в  чьих руках соединена и духовная, и светская власть. Хорошо известное  в Европе представление о восточном  деспотизме с абсолютной властью  повелителей и бесправным народом  формировалось в основном на базе территориально близкой к Западу мусульманской модели.

Третья из великих цивилизаций  Востока - индо-буддийская с ее отчетливой ориентацией на приоритет внефеноменального  существования. Сильные самоуправляющиеся  социальные институты в Индии (община и каста) обусловили относительную  слабость государства - при сохранении им его основных уже охарактеризованных выше типичных для Востока функций. В доисламской Индии децентрализаторские  тенденции были весьма сильны, да и  в период господства мусульман они  постоянно оказывали свое воздействие. Что же касается буддийских стран  Юго-Восточной Азии, то там в силу отсутствия каст и сильной общины государства были обычными для традиционного  Востока, а ценностные ориентации - типичными для индо-буддизма, с  поисками спасения во внефеноменальном мире, в небытии.

Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально  изучив окружающую среду, человек Востока  знал, как она воздействует на его  организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.

Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек  может совершенствовать мир, когда  путем совершенствования обретет  гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло  и стремление разрушать.

Культура Древнего Китая  достигла высокого уровня. Уже в  очень давние времена ученые Китая  сделали многие важные открытия в  области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже  иероглифическая письменность. Несколько  позднее были изобретены компас, а  затем сейсмограф. В середине первого  тысячелетия до н.э. был составлен  первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.

Третьей особенностью Востока  является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена  в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое  получало оправдание только тогда, когда  можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Информация о работе Цивилизация Востока и Запада