Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, реферат
Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.
Лютер первым в христианской
культуре противопоставил труд и
праздность, возродив известное изречение
апостола Павла: «Кто не работает, да не
ест». Нравственное возвышение труда
и осуждение праздности подготавливало
одну из важнейших установок
Хотя наука обязана своим возникновением древним грекам, современная технология уходит своими корнями в христианскую веру в Бога-творца. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога, могла демистифицировать природу. Только такая культура могла задаться целью покорить природу, заставив ее служить людям; только такая культура позволяла развиваться установкам, руководствуясь которыми монахи стали в XII в. перекрывать плотинами реки, используя их энергию для сложных систем водяных мельниц, а позднее Бэкон высказал свое знаменитое положение «Знание — сила». Чтобы увидеть, что знание — сила, нужна совершенно особая точка зрения, с которой объект знания выступает в чисто инструментальном качестве, точка зрения неведомая всем остальным культурам.
Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. Демократия — это определенный тип власти, противостоящий тем правлениям, где один – будь то тиран, монарх или фюрер — властвует над всеми. В условиях демократии существуют представительные органы власти и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.
Как и всякая власть, демократия заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчиняя ее воле большинства. И если интересы отдельной личности, как и интересы меньшинства, не защищаются, а то и прямо подавляются, приносятся в жертву государству, то такая власть перерастает в свою противоположность – тоталитаризм, абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью, общего интереса над частным и индивидуальным.
Против диктата большинства
западная культура разработала систему
правовых норм, которая предоставляет
личности автономию, защищает ее от государственного
произвола. Своим истоком правовое
государство имеет надежду
Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.
Не случайно, что именно
западноевропейская культура породила
социал-дарвинизм с его
Да и в отношении к природе в системе Западной культуры нет места для благоговения перед жизнью.
2 Человек в традиционном обществе Востока.
Каждая эпоха расставляет
акценты в философской
Великие по масштабу и интенсивности интеграционные процессы, характеризующие XX в., по мнению некоторых, даю основание предвидеть и предсказывать глубинные качественные перемены в человеческом сообществе вплоть до появления в XXI в. единой планетарной цивилизации с новой шкалой ценностей и даже коллективными Разумом, Памятью, Духовным миром. По оценкам других, более вероятным кажется возникновение метацивилизации, которая выступит в качестве своеобразного цивилизационно - культурного «общего знаменателя», не поглощая или вытесняя национальные, региональные цивилизации, а как бы надстраиваясь над ними. При всех вариантах совершенно очевидно возрастание потребности расширения контактов, углубления диалога культур, без чего невозможно ни дальнейшее развитие, ни, быть может, даже выживание человечества.
Необходимость объединения
и координации усилий многочисленных
общин способствовала возрастанию
роли государственной власти в странах
Древнего Востока, созданию специфической
формы такой власти — неограниченной
монархии, которую часто называют
«древневосточной деспотией». Сущность
ее, как и всякой другой формы
государства, — в подавлении сопротивления
эксплуатируемых, поддержании общественного
порядка. Активное вмешательство государства
в хозяйственную жизнь страны
привело к появлению
Подчиненное государству общество в различных восточных структурах выглядело по-разному. В Египте, например, общества почти не было вообще: оно было практически растворено в институтах всемогущего государства. В Китае голос его был слышен — как в форме идей, так и в виде определенных организаций. В Шумере и Вавилонии общество в целом и индивиды как часть его сумели отстоять даже некоторые формальные права, отраженные в системе законов. Наконец, в Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Но государство везде абсолютно господствовало над обществом, включая и Индию,— нужно только оговориться, что речь идет не о данном конкретном государстве, сильном или слабом, но о государстве как системе институтов и высшей власти, как ведущем элементе в сложившейся системе отношений.
Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки – это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии.
Так, Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей.
Уже во времена Саргона
Древнего и Аккадского царства в
рельефах — основной форме монументального
изобразительного искусства — начинает
господствовать идея «сильной личности».
Правители на рельефах изображаются
гораздо более высокими, чем прочие
люди. Это — традиционный прием
древнемесопотамского искусства. Но примечательно
то, что изображения правителей начиная
с этого периода все чаще носят
портретный характер. Типичность черт
уступает место индивидуальности. Таков
классический портрет аккадской
эпохи — бронзовая голова правителя,
повсеместно называемая «Головой Саргона».
Автор этой скульптуры, очевидно, стремился
именно воссоздать портрет конкретного
человека, а не просто изобразить персону,
облеченную божественной властью. По сравнению
с «Саргоном» более поздняя по
времени статуэтка Гудеа
В Старовавилонскую эпоху
начиная со времени правления
Хаммурапи тенденция к
Гораздо более интересен в этой композиции портрет самого Хаммурапи. Его фигура изображена в типичной позе покорности перед божеством, но лицо очевидно портретно. Черты правителя — суровые, жесткие. Ярко портретный характер имеют впалые щеки и высокие скулы. Следует отметить еще и технику и мастерство художника. Поверхность камня, на котором высечен рисунок, не была выровнена и отполирована, вся композиция располагается не на плоскости, а на гранях, сходящихся под углом. Тем более сложной представляется работа каменщика, великолепно уравновесившего элементы композиции и обработавшего неровную твердую поверхность таким образом, чтобы добиться игры света и тени, тщательно проработать все мелкие детали одежды и волосы обоих персонажей, причем с упором на внешность царя, гораздо более индивидуальную, чем у бога.
Столь же узнаваемы, как рельеф
на диоритовой стеле, и другие дошедшие
до нас скульптурные портреты Хаммурапи
— диоритовая голова статуи и бронзовая
статуя молящегося царя с позолоченными
руками и лицом. В этих произведениях
обобщенность, призванная передавать
идею царской власти, соседствует
с выраженной индивидуальностью
черт — те же высокие скулы и
худое лицо. Вавилонские художники-
«Хаос и космос в традиционной
космологии и антропологии», акцент
сделан на китайскую космогоническую
модель, описывающую эманирующий
мир как построение гармоничного
музыкального ряда (люй), в котором
основной тон — так называемый
Тон Желтого Колокола (хуангун
чжи гуя) выступает аналогом дао.
«Во времена великой мудрости
и высочайшей разумности,— говорится
в памятнике III в. до н. э. „Люйши чуньцю
и (,,Вёсны и Осени Люй Бувэя"),—
производит 12 музыкальных тонов (соответствующих 12 месяцам-лунам). Так, во вторую зимнюю луну, в день солнцестояния, рождается хуан-чжун, в последнюю зимнюю луну —далюй, в первую весеннюю луну — тайцоу».
В отличие от китайской или индийской философии, арабо-исламская была не в такой степени оригинальной. Она была чрезвычайно близка к философской мысли античности (не случайно ряд исследователей называет ее восточным перипатетизмом), и потому в ней много общего с мыслью европейской. И все же их сопоставление обнаруживает своеобразие философии на мусульманском Востоке.
Со времени утверждения ислама доминирующей мировоззренческой идеей стала идея единства, целостности — едино-божия, единства бытия, единства правовых и нравственных предписаний, единства общества и т. д. Эта идея присутствовала и в античной мысли, позже она трансформировалась в христианскую идею триединства. Но в античности она не была преобладающей, а в христианстве выявила свою структурную сложность, утратив тем самым видимую чистоту, за что, кстати говоря, порицалась исламскими религиозными учеными ('уляма'). Это значит, что понятная для средневековья нерасчлененность, или, вернее, недостаточно осознанная, концептуализированная расчлененность, важных для аналитического ума контрарностей, таких, как объект—субъект, знание—вера, наука—религия, наука—нравственность, человек—природа, опыт — умозрение и т. д., к тому же еще и консервировалась идеологическими установками. И эти идейные схемы создавали некоторую мировоззренческую ориента-цию, сказавшуюся на развитии здесь научного знания, его характера.
Именно здесь были заложены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к цивилизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базировалась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточных культур.