Цивилизация Востока и Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Социальной философии Понятие цивилизация многомерно.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

Художественная культура Древнего Востока воплощает в  себе высокое синтетическое целое. Но искусство пока еще не было захвачено  религиозной, философской, морально-этической  системами, прочими общественными  структурами.

 

 

 

 

3. Рациональность  как ценность культуры.

Как известно, «золотым веком» рациональности явилась эпоха Нового времени и Просвещения. Это не означает, что рационализм — в  широком философского мировоззренческом  смысле этого термина — выступал исключительным монополистом в духовно-интеллектуальной сфере — он всегда имел достаточно сильных противников, но бесспорно, что перспективы прогресса человечества в реализации его творческих сил и потенций, преодоления зависимости от природных и социальных факторов, препятствующих развертыванию этих сил и потенций, воплощению идеалов свободы человека связывались именно с развитием рационального начала в человеческом сознаниии мироотношении.

Происходящие в культуре трансформации говорят о том, что проблема рациональности является одной из актуальных на сегодняшний  день. Происходит это вследствие того, что рациональность пронизывает  все сферы человеческой жизнедеятельности, расширяя культурное пространство. С  рациональностью как ценностью  культуры связаны проблемы понимания  человеческого существования, поиска смысла жизни и дальнейших путей  развития цивилизации. Вместе с тем  рациональность как синоним разумности и объективной научности испытывает кризис и подвергается переосмыслению. Кризис выражается через критику  рациональности. А между тем, как  показал генезис понятия «рациональность», она выступает в качестве смыслообразующего  элемента европейской культуры. При  этом выявился исторически изменчивый характер со держания понятия «рациональность» и было выделено четыре исторических типа рациональности: доклассический, классический, затем неклассический и неоклассический4.

Новое понимание рациональности освобождается от вопроса как  же все происходит а самом деле (не гоняется за абсолютной истиной). Познание (это парадигмальное познание) не приближается к абсолютному знанию, но предполагающее расширение области уже достигнутого, увеличение соприкосновения с еще  непознанным.

Важное значение в связи  с этим начинают приобретать критерии неоклассической рациональности и  вопрос о существовании универсального критерия. Самым важным критерием  рациональности в культуре и будет  являться отношение к жизни как высшей ценности. Ядро неоклассической рациональности представлено критериями научной рациональности, образующими совокупность субстанциональных, процедурных и функциональных критериев. С позиций нравственности важным критерием будет коммуникативная практика, направленная на другого человека - не просто коммуникация, а коммуникация, направленная на понимание другого.

Одна из тенденций развития современной культуры - интеграция интуитивного, рационального и иррационального  компонентов. В связи с этим воз  растает интерес к восточному пониманию мира. Наиболее подробно это представлено в древнекитайской  даосской философии. Мудрость восточной  философии заключена в гармонии человека с миром природы, такое  понимание снимает проблему противоречия и борьбы. Основные положения древневосточной  мысли даются в форме непререкаемого канона, который потом воспроизводится  в качестве достаточного и бесспорного  аргумента.

Значительная роль в этом процессе принадлежит учителю, его  слова - последняя инстанция в  размышлении. Познавать на Востоке - это значит познавать высшее знание, некие универсальные основы бытия, высшие этические идеалы и ценности культуры. Человек в восточном  понимании не выделяет себя из природы - он ее часть, он предстает в более  слитном единстве человека и космоса. Современные проблемы техногенной  цивилизации заставили западного  человека обратиться к восточной  мудрости с целью ощущения целостности  мира, а не разорванности бытия5.

Исследование рациональности как ценности культуры показало ее связь с различными сферами культуры, такими, как политика, образование, повседневность - которые являются жизненно важными. Рациональность в  этих сферах культуры выступает как  организующий принцип. В любой их этих сфер существует своя иерархия, каждая из них опирается на нормы и  стандарты деятельности с учетом критериев рациональности. В политике рациональность проявляет себя через политическую организацию общества, политическую культуру, политическую власть. К компонентам политической системы относятся политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание.

На основании вышеизложенного  мы выявили, что рациональность является ценностью культуры и сама служит основанием для других ценностей, так  как ни одна сфера человеческой деятельности не лишена элементов рациональности, а значит, она является объективным  качеством культуры. Таким образом, рациональность как ценность культуры, на наш взгляд, понимается тогда, когда  в нее включены следующие аспекты:

• когда рациональность даже архетипически и обыденно воспринимается как нечто положительное, необходимое, значимое;

• когда является интегративной  основой культуры;

• когда в нее включены этические и эстетические характеристики, а не только узко логицистские и  утилитарные;

• когда в ней учитывается  и момент иррационального-естественного (чувства, фантазии, эмоции и др.), а  не только рационально-логицистского;

• когда она участвует  в конструировании культуры и  сама становится более культурной.

Проследив исторический путь развития рациональности, мы выяснили, что рациональность является ценностью  культуры и принимает разные формы.

Проблема рациональности является «вечной» в истории философии  и культу ры, многие ее аспекты будут  нуждаться в дальнейшем раскрытии. Необходимо углубление проблемы диалога  культур - взаимодействия рациональности Запада и Востока. Важны разработка и таких тем как рациональности индивида и общества, рационального  в искусстве, рационального в  иррациональном, рациональности в этике, рациональности в принятии решений.

В общем виде, ценность культуры – это особая объективная положительная  значимость чего-либо в духовной жизни  конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных  носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры6.

Ценности культуры в их реальном бытии, действенности тесно  связаны с нормами и идеалами. Норма – стандарт (правило), регулирующий поведение в социальной обстановке. Понятие норм также подразумевает  понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных  средств обеспечения комфортности и применения санкций к дивиантному  поведению7.

Культурные нормы не просто регулируют и упорядочивают жизнь, но ориентируют на устремленность к  подлинно человеческому существованию, и поэтому они тесно связаны  с идеалами.

Во многих философских  словарях и энциклопедиях8 идеал – это, во-первых, совершенный образ, обладающий ценностным измерением; во-вторых, образец, эталон поведения людей, обусловливающий их способ мышления и деятельность.

Сама культура, в некоторой  степени, представляет собой идеал  человеческого существования, реализуемый  разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.

Таким образом, ценность –  это не любая значимость явления, предмета, а его положительная  значимость, которая своим истоком  имеет человека, его цели и идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                  Заключение.

Итак, культура – это философское понятие, используемое для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Культура включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность), предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы).

Одним из принципов развития современного общества в ближайшем  будущем является диалог культур. Основу диалога культур составляет процесс  взаимовлияния культур, ибо «чужая культура, только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже… один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим  смыслом: между ними начинается как  бы диалог, который преодолевает замкнутость  и односторонность этих смыслов, этих культур».

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в  себе разный смысл. Европейское понимание  культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы  в человеческий продукт. Греческое  слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл  этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов  человеческой деятельности, то на Востоке  в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

 

1 Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.305.

2 Л.С. Васильев Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) (Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография. –М.: Логос. –2000.– С. 96

3 Степанянц М.Т Бог—человек—общество в традиционных куль-Б73 турах Востока.— М.: Наука. Издательская фирма:«Восточная литература», 1993.— С.6.

4 Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры Вопросы философии. 1992.-№ 6.- С.91.

5 Мудрагей Н. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) Вопросы философии. 1994. 9. – С.53

6 Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова.- СПб.: Питер,2008. – С. 105.

7 Большой толковый социологический словарь (Collins). - Том 1 (А–О): пер. с анг. – М.: Вече, АСТ, 1999. – С. 493.

8 Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- С. 195-196; Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: ACT, MH.: Харвест, Современный литератор, 2001. – С. 378-379.


Информация о работе Цивилизация Востока и Запада