Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, реферат
Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.
Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Но искусство пока еще не было захвачено религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.
3. Рациональность как ценность культуры.
Как известно, «золотым веком» рациональности явилась эпоха Нового времени и Просвещения. Это не означает, что рационализм — в широком философского мировоззренческом смысле этого термина — выступал исключительным монополистом в духовно-интеллектуальной сфере — он всегда имел достаточно сильных противников, но бесспорно, что перспективы прогресса человечества в реализации его творческих сил и потенций, преодоления зависимости от природных и социальных факторов, препятствующих развертыванию этих сил и потенций, воплощению идеалов свободы человека связывались именно с развитием рационального начала в человеческом сознаниии мироотношении.
Происходящие в культуре
трансформации говорят о том,
что проблема рациональности является
одной из актуальных на сегодняшний
день. Происходит это вследствие того,
что рациональность пронизывает
все сферы человеческой жизнедеятельности,
расширяя культурное пространство. С
рациональностью как ценностью
культуры связаны проблемы понимания
человеческого существования, поиска
смысла жизни и дальнейших путей
развития цивилизации. Вместе с тем
рациональность как синоним разумности
и объективной научности
Новое понимание рациональности освобождается от вопроса как же все происходит а самом деле (не гоняется за абсолютной истиной). Познание (это парадигмальное познание) не приближается к абсолютному знанию, но предполагающее расширение области уже достигнутого, увеличение соприкосновения с еще непознанным.
Важное значение в связи с этим начинают приобретать критерии неоклассической рациональности и вопрос о существовании универсального критерия. Самым важным критерием рациональности в культуре и будет являться отношение к жизни как высшей ценности. Ядро неоклассической рациональности представлено критериями научной рациональности, образующими совокупность субстанциональных, процедурных и функциональных критериев. С позиций нравственности важным критерием будет коммуникативная практика, направленная на другого человека - не просто коммуникация, а коммуникация, направленная на понимание другого.
Одна из тенденций развития
современной культуры - интеграция
интуитивного, рационального и
Значительная роль в этом
процессе принадлежит учителю, его
слова - последняя инстанция в
размышлении. Познавать на Востоке
- это значит познавать высшее знание,
некие универсальные основы бытия,
высшие этические идеалы и ценности
культуры. Человек в восточном
понимании не выделяет себя из природы
- он ее часть, он предстает в более
слитном единстве человека и космоса.
Современные проблемы техногенной
цивилизации заставили
Исследование рациональности как ценности культуры показало ее связь с различными сферами культуры, такими, как политика, образование, повседневность - которые являются жизненно важными. Рациональность в этих сферах культуры выступает как организующий принцип. В любой их этих сфер существует своя иерархия, каждая из них опирается на нормы и стандарты деятельности с учетом критериев рациональности. В политике рациональность проявляет себя через политическую организацию общества, политическую культуру, политическую власть. К компонентам политической системы относятся политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание.
На основании вышеизложенного мы выявили, что рациональность является ценностью культуры и сама служит основанием для других ценностей, так как ни одна сфера человеческой деятельности не лишена элементов рациональности, а значит, она является объективным качеством культуры. Таким образом, рациональность как ценность культуры, на наш взгляд, понимается тогда, когда в нее включены следующие аспекты:
• когда рациональность даже архетипически и обыденно воспринимается как нечто положительное, необходимое, значимое;
• когда является интегративной основой культуры;
• когда в нее включены этические и эстетические характеристики, а не только узко логицистские и утилитарные;
• когда в ней учитывается и момент иррационального-естественного (чувства, фантазии, эмоции и др.), а не только рационально-логицистского;
• когда она участвует в конструировании культуры и сама становится более культурной.
Проследив исторический путь развития рациональности, мы выяснили, что рациональность является ценностью культуры и принимает разные формы.
Проблема рациональности является «вечной» в истории философии и культу ры, многие ее аспекты будут нуждаться в дальнейшем раскрытии. Необходимо углубление проблемы диалога культур - взаимодействия рациональности Запада и Востока. Важны разработка и таких тем как рациональности индивида и общества, рационального в искусстве, рационального в иррациональном, рациональности в этике, рациональности в принятии решений.
В общем виде, ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего-либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры6.
Ценности культуры в их
реальном бытии, действенности тесно
связаны с нормами и идеалами.
Норма – стандарт (правило), регулирующий
поведение в социальной обстановке.
Понятие норм также подразумевает
понятие социального контроля, то
есть положительных или
Культурные нормы не просто регулируют и упорядочивают жизнь, но ориентируют на устремленность к подлинно человеческому существованию, и поэтому они тесно связаны с идеалами.
Во многих философских словарях и энциклопедиях8 идеал – это, во-первых, совершенный образ, обладающий ценностным измерением; во-вторых, образец, эталон поведения людей, обусловливающий их способ мышления и деятельность.
Сама культура, в некоторой степени, представляет собой идеал человеческого существования, реализуемый разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.
Таким образом, ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.
Итак, культура – это философское понятие, используемое для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Культура включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность), предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы).
Одним из принципов развития современного общества в ближайшем будущем является диалог культур. Основу диалога культур составляет процесс взаимовлияния культур, ибо «чужая культура, только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже… один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур».
Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.
Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.
1 Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.305.
2 Л.С. Васильев Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) (Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография. –М.: Логос. –2000.– С. 96
3 Степанянц М.Т Бог—человек—общество в традиционных куль-Б73 турах Востока.— М.: Наука. Издательская фирма:«Восточная литература», 1993.— С.6.
4 Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры Вопросы философии. 1992.-№ 6.- С.91.
5 Мудрагей Н. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) Вопросы философии. 1994. 9. – С.53
6 Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова.- СПб.: Питер,2008. – С. 105.
7 Большой толковый социологический словарь (Collins). - Том 1 (А–О): пер. с анг. – М.: Вече, АСТ, 1999. – С. 493.
8 Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- С. 195-196; Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: ACT, MH.: Харвест, Современный литератор, 2001. – С. 378-379.