Западноевропейская средневековая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.

Оглавление

Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

западноевропейская средневековая цивилизация.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

План  реферата

Введение

1. Периодизация средневековой  культуры.

2. Христианское сознание  - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.

3. Художественная культура средневековой Европы:

3.1. Романский стиль;

3.2. Готический стиль.

4. Литература средневековья:

4.1. Литература периода   разложения родового строя и зарождения феодализма;

4.2. Литература эпохи развитого феодализма.

5. Городская культура.

6. Театральное искусство.

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Западноевропейская средневековая  культура, несмотря на кажущуюся легкость и «узнаваемость», является достаточно сложной. У многих людей преобладает упрощенное и ошибочное представление о средневековье как о мрачном тысячелетии всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков, реже – идеализация этой культуры как времени подлинного торжества благородства духе романов Вальтера Скотта. Причиной такой категоричности и однозначности оценок является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и неглубокое, поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской культуры.

Термин «средневековье»  возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как темные «срединные» века в развитии европейской культуры, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

Цели данной работы:

  1. Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
  2. Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
  3. Показать вклад средневековья в культуру человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   1. Периодизация средневековой культуры

Западно-Европейское средневековье  охватывает временные рамки  с 5 по 16 вв., внутри которых принято выделять три периода;

1)Раннее Средневековье, от начала эпохи до 10-11 веков.                                2)Высокое (классическое) Средневековье 11-14 вв. 
3) Позднее средневековье 14-16 века.

Раннее средневековье - время, когда в Европе происходили бурные  процессы формирования ранних европейских государств и утверждения христианства.  После распада Римской империи на арену мировой истории выступили варварские народы. Именно крушение античного рабовладельческого общества открыло им путь для переселения. Большинство племен «варваров» к этому времени уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Участниками «великого переселения народов» были в разное время германцы и славяне, арабы, монголы и тюрки, которые и явились создателями средневековых феодальных государств. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

    На Рождество  800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.

К моменту распада Римской  империи население тех её провинций, которые теснее всего были связаны  с метрополией - Италии, Галии, Испании, - в основном было романизировано, т.е. усвоило латинский язык, римские учреждения и цивилизацию. Латинский язык постепенно вытеснил здесь, за немногими исключениями, местные языки и получил всеобщее распространение, но не в классической, литературной, а в народной форме, так называемой «вульгарной латыни». Из этой народной латыни, имевшей различную местную окраску, впоследствии развились романские языки Западной Европы (французский, итальянский, испанский, португальский и др.)

В процессе формирования феодальных отношений  раба сменил лично свободный  серв - крестьянин, постепенно попадавший под экономическое иго своего господина - сюзерена. Церковь всячески способствовала утверждению новых социально- экономических отношений,  приобщая недавних варваров к христианской религии, сменившей древние, восходившие к первобытным временам верования готов, лангобардов и других народов, населявших теперь Западную Европу.

В соответствии с новыми отношениями и новой верой  изменился облик и характер европейской  культуры. Вместе с тем средневековые мастера не пренебрегали опытом античности, хотя многое было надолго забыто. Не игнорировали они и высоких художественных достижений византийского искусства, давшего миру величайшие художественные ценности.

Одним из источников искусства  раннего средневековья был Восток. Его народы приносили с собой свои художественные симпатии к фантастическим образам. Мастера любили украшать предметы, имеющие самое непосредственное применение, сложным орнаментом, в котором угадываются формы фантастических животных. В варварском орнаменте линии сплетаются в причудливые завитки, образуя то голову оборотня, то туловище птицы, то форму замысловатого растения. Узор не поддаётся расшифровке, но зато он создаёт ощущение бесконечного движения, особой внутренней жизни, неясной, беспокойной и выразительной.

Наконец, одним из важнейших  моментов в формировании искусства  раннего средневековья являлись творческие силы, художественные навыки и традиции народов, создавших с течением времени на территории Западной Европы свои государственные образования.

Народы, утвердившие свою власть в Европе, были молоды и их наивность в вопросах искусства компенсировалась огромной и непреодолимой потребностью выражать своё мироощущение в формах порой неуклюжих, грубых, примитивных, но исполненных первобытной силы и внутреннего напряжения.

Культ силы и богатства, а  также живое непосредственное чувство  материала заставляло художников пренебрегать утонченными и рафинированными  формами, но зато стремиться к наглядности  и непосредственному выражению  своих грубоватых «варварских» вкусов. Примером может служить корона вестготских  королей (7 век), которая воздействует не изощренностью художественной фантазии, а грубой роскошью сияющих драгоценностей, самым наивным образом выставленных на показ.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения. С 5 века в Западной Европе создаются более крупные государственные структуры позволяющие собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. Из Испании навсегда были изгнаны мавры. Западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность  быстрого подъема городов и общеевропейской  экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветало искусство. Европейское общество становится более цивилизованным и богатым, выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, организация и учение которой  развивалось и совершенствовалось. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее  готическое искусство, причем наряду с  архитектурой развивались театр, музыка, скульптура, живопись, литература.  Большое значение для зарождения и развития средневековой схоластики – философской системы Средневековья, имела возможность чтения сочинений  античных философов, прежде всего Аристотеля.

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской культуры, однако процесс был далеко не  гладким. В 14 – 15 вв. Западная Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («черная смерть») принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война, но, в конце концов, города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство, интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем привел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Христианское  сознание – основа средневекового  мировоззрения. Формирование системы  образования Средневековья.

Глубокий кризис античного  общества содействовал усилению роли христианства, которое в 4 веке стало  государственной религией и оказало  огромное воздействие на формирование мировоззрения.

Упадок культуры в период раннего средневековья объяснялся в очень большой степени той  церковно-феодальной идеологией, которая  вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались  в духе религиозно-аскетического  мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном  мире; для этого церковь рекомендовала  посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница  души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм проповедовался с церковных кафедр и пропагандировался в специальной  литературе того времени. Религиозное  мировоззрение легко заняло господствующие позиции в условиях, когда слабо  развивались точные науки, силы природы  казались грозным и непонятным явлением, продолжали сохраняться суеверия, а  тяжелая жизнь народных масс вселяла  веру и надежду на то, что за все  страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире.

Особенно сильным было влияние церкви на мировоззрение  человека в раннее средневековье (5-11 вв.), когда в обществе установилась монополия на интеллектуальное образование.

Христианство стало той  объединяющей оболочкой, в которую  смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов. В сущности христианство начального периода средневековья отвечало потребностям массового сознания эпохи. Это было одной из важнейших причин его постепенного усиления, поглощения им других идеологических и культурных явлений и соединения их в относительно унифицированную 
структуру.

В этом отношении огромное значение для средневековья имела  деятельность отца церкви Аврелия Августина (354-430 гг.), многоплановое творчество которого, по существу, очертило границы духовного пространства средних веков вплоть до 18 в.

А. Августин выдвинул и всесторонне  обосновал мысль о том, что  вера и разум - это два различных  вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют  друг друга.

Мироздание рассматривалось  в свете положений священного писания. Вселенная, как и человек, считалась творением Бога; отрицалась вечность существования мира, о чем говорилось в античной философии. Господствовала геоцентрическая теория строения вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная земля, а вокруг неё вращались солнце, луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились Бог и ангелы. Выше всех наук ставился авторитет священного писания, И некоторых почитаемых церковных деятелей, таких, как Августин Блаженный, Исидор Севильский и другие.

Представления о земле, на которой жили люди, выглядели крайне фантастично: устанавливали место, где находился рай, куда попадали души праведников-христиан после смерти и т.д. Всё, о чем говорилось в священном писании, принималось на веру, которую ставили выше разума.

Человек создан Богом по «образу и подобию  Божию, т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

Высшей религиозной  целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания  спасения выражается в догматах триединства  и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) — Отец, Сын, Святой Дух — объединенных единой божественной сущностью («природой») и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается») и становится Иисусом из Назарета,  чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «по природе», а «богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация