Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат
Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.
Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.
План реферата
Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.
Западноевропейская
Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как темные «срединные» века в развитии европейской культуры, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.
Цели данной работы:
1. Периодизация средневековой культуры
Западно-Европейское
1)Раннее Средневековье, от начала
эпохи до 10-11 веков.
3) Позднее средневековье 14-16 века.
Раннее средневековье - время, когда в Европе происходили бурные процессы формирования ранних европейских государств и утверждения христианства. После распада Римской империи на арену мировой истории выступили варварские народы. Именно крушение античного рабовладельческого общества открыло им путь для переселения. Большинство племен «варваров» к этому времени уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Участниками «великого переселения народов» были в разное время германцы и славяне, арабы, монголы и тюрки, которые и явились создателями средневековых феодальных государств. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.
К моменту распада Римской империи население тех её провинций, которые теснее всего были связаны с метрополией - Италии, Галии, Испании, - в основном было романизировано, т.е. усвоило латинский язык, римские учреждения и цивилизацию. Латинский язык постепенно вытеснил здесь, за немногими исключениями, местные языки и получил всеобщее распространение, но не в классической, литературной, а в народной форме, так называемой «вульгарной латыни». Из этой народной латыни, имевшей различную местную окраску, впоследствии развились романские языки Западной Европы (французский, итальянский, испанский, португальский и др.)
В процессе формирования феодальных отношений раба сменил лично свободный серв - крестьянин, постепенно попадавший под экономическое иго своего господина - сюзерена. Церковь всячески способствовала утверждению новых социально- экономических отношений, приобщая недавних варваров к христианской религии, сменившей древние, восходившие к первобытным временам верования готов, лангобардов и других народов, населявших теперь Западную Европу.
В соответствии с новыми отношениями и новой верой изменился облик и характер европейской культуры. Вместе с тем средневековые мастера не пренебрегали опытом античности, хотя многое было надолго забыто. Не игнорировали они и высоких художественных достижений византийского искусства, давшего миру величайшие художественные ценности.
Одним из источников искусства
раннего средневековья был
Наконец, одним из важнейших моментов в формировании искусства раннего средневековья являлись творческие силы, художественные навыки и традиции народов, создавших с течением времени на территории Западной Европы свои государственные образования.
Народы, утвердившие свою власть в Европе, были молоды и их наивность в вопросах искусства компенсировалась огромной и непреодолимой потребностью выражать своё мироощущение в формах порой неуклюжих, грубых, примитивных, но исполненных первобытной силы и внутреннего напряжения.
Культ силы и богатства, а также живое непосредственное чувство материала заставляло художников пренебрегать утонченными и рафинированными формами, но зато стремиться к наглядности и непосредственному выражению своих грубоватых «варварских» вкусов. Примером может служить корона вестготских королей (7 век), которая воздействует не изощренностью художественной фантазии, а грубой роскошью сияющих драгоценностей, самым наивным образом выставленных на показ.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения. С 5 века в Западной Европе создаются более крупные государственные структуры позволяющие собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. Из Испании навсегда были изгнаны мавры. Западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная
стабильность обеспечила возможность
быстрого подъема городов и
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, однако процесс был далеко не гладким. В 14 – 15 вв. Западная Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («черная смерть») принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война, но, в конце концов, города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство, интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем привел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
2. Христианское
сознание – основа
Глубокий кризис античного общества содействовал усилению роли христианства, которое в 4 веке стало государственной религией и оказало огромное воздействие на формирование мировоззрения.
Упадок культуры в период
раннего средневековья
Особенно сильным было влияние церкви на мировоззрение человека в раннее средневековье (5-11 вв.), когда в обществе установилась монополия на интеллектуальное образование.
Христианство стало той
объединяющей оболочкой, в которую
смогли вместиться самые разные взгляды,
представления и настроения - от
тонких теологических доктрин до
языческих суеверий и варварских
обрядов. В сущности христианство начального
периода средневековья отвечало потребностям
массового сознания эпохи. Это было одной
из важнейших причин его постепенного
усиления, поглощения им других идеологических
и культурных явлений и соединения их
в относительно унифицированную
структуру.
В этом отношении огромное значение для средневековья имела деятельность отца церкви Аврелия Августина (354-430 гг.), многоплановое творчество которого, по существу, очертило границы духовного пространства средних веков вплоть до 18 в.
А. Августин выдвинул и всесторонне обосновал мысль о том, что вера и разум - это два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.
Мироздание рассматривалось в свете положений священного писания. Вселенная, как и человек, считалась творением Бога; отрицалась вечность существования мира, о чем говорилось в античной философии. Господствовала геоцентрическая теория строения вселенной, но и она была приведена в соответствие с учением церкви. Вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которой располагалась неподвижная земля, а вокруг неё вращались солнце, луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились Бог и ангелы. Выше всех наук ставился авторитет священного писания, И некоторых почитаемых церковных деятелей, таких, как Августин Блаженный, Исидор Севильский и другие.
Представления о земле, на которой жили люди, выглядели крайне фантастично: устанавливали место, где находился рай, куда попадали души праведников-христиан после смерти и т.д. Всё, о чем говорилось в священном писании, принималось на веру, которую ставили выше разума.
Человек создан Богом по «образу и подобию Божию, т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.
Высшей религиозной
целью христианства является спасение.
Специфика христианского
Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация