Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат
Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.
Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.
Тем не менее, национальное
готическое наследие, глубоко укоренившееся
в народной жизни многих европейских
стран, оказывало сильное влияние
на искусство Возрождения и
4. Литература средневековья
Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов:
-традиций народного
-культурных воздействий античного мира,
-христианства.
Варварские народы, получившие после великого переселения народов «господство» в Западной Европе, имели к этому времени свою уже весьма развитую поэзию, послужившую основой позднейшей европейской литературы.
Древнейшей формой поэзии являются трудовые песни, связанные с работой и возникшие из звуков, сопровождающих и регулирующих своим ритмом трудовые процессы, в особенности коллективные.
Из трудовых песен развиваются обрядовые, воспроизводящих в мимике и жестах различные моменты жизни общественного коллектива, в связи с верой, что символическое воспроизведение желаемого (успех на охоте, победа над врагами, хороший урожай и т.д.) является логическим средством, способствующим его достижению.
Видное место в первобытной хоровой поэзии занимают, так называемые, календарные песенно-игровые действа, отмечающие поворотные моменты в жизни природы, например, наступление весны.
На начальное развитие средневековой литературы католическая церковь оказала огромное влияние. Целый ряд популярных в ранний период жанров - религиозные гимны, духовные стихи, жития святых, парафразы библии и т.д. - церковного происхождения. Католическое учение о «двух реальностях», из которых земная якобы является лишь слабым отражением или подобием небесной, лежит в основе символического восприятия действительности. Дуализм мысли и чувства позволял все же совмещать с церковной догмой страстную жажду жизни и любовь к реальной действительности, что наполняет средневековую литературу яркими красками и жизнерадостностью.
Другим важным фактором, оказавшим значительное влияние на средневековую литературу, является античность. Несмотря на враждебность церкви, древней языческой культуре пришлось выступить в роли хранительницы и пропагандистки античного наследия (раньше других был допущен Вергилий), т.к. древность являлась в ту пору единственным источником знаний.
Деление средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития европейских народов. За это время следует различать два больших периода:
1) Период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений (до конца 10 века).
2) Литература развитого феодализма.
Хорошей сохранности раннего поэтического творчества кельтов и скандинавов способствовало то, что после обращения их в христианство духовенство, состоявшее из местных людей, отдаленное от Рима и менее ревностно проводившее в жизнь его директивы, проявляло большую терпимость к национальным языческим преданиям. По этой причине монахи у этих народов, как и всюду в средневековой Европе являвшиеся долгое время единственными носителями грамотности, считали возможным записывать произведения народного творчества, даже проникнутые языческими представлениями. И, наоборот, в странах континентальных, где связь с Римом была гораздо теснее, церковь проводила политику жестокой борьбы с «нечестивыми» народными песнями. Поэтому памятники подобного рода там почти полностью пропали.
В период развитого феодализма (примерно до 13 в.) существует три особых литературных потока, развивающихся параллельно
-литература народная
-литература клерикальная
-литература феодально-
Резкий подъем городов около 12 века приводит к интенсивному развитию в 13 веке городского искусства и городской литературы.
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма
В наиболее законченной
форме мы находим культуру родового
строя и порожденную литературу в Ирландии,
которая после занятия ее кельтами (приблизительно
в 6 веке до н.э.) до первых набегов скандинавов
в конце 8 в. не знала иностранных вторжений
и развивалась вполне самобытно.
В период с 3 по 8 в. н.э. формируется
ирландский поэтический эпос. Первоначально
хранителями всякого
Барды разрабатывали лирическую (в широком смысле слова) поэзию, связанную с музыкой. Сюда входили песни хвалебные, слагавшиеся в честь князей и героев, с другой стороны, позорящие, направленные против личных или родовых врагов. В поэзии бардов содержится немало упоминаний о различных исторических и полулегендарных происшествиях.
Различались барды оседлые, т.е. состоявшие на службе у какого-нибудь князя, и бродячие, жившие за счет сбора добровольных пожертвований слушателей.
Филиды - другая корпорация, были прорицателями, законоведами, знатоками генеалогий главнейших родов, старых верований и преданий, занимали места ближайших советников князей. Наряду с этим филиды были также певцами и рассказчиками.
Главной их специальностью
было рассказывание преданий, которые
были или систематизированы и
подвергнуты сложной
Первые записи ирландских саг были сделаны в 7-8 вв., уже после того, как филиды прекратили свое существование, монахами, которые подвергли их некоторой христианизации. Иногда особенно яркие черты языческого культа опускались или присочинялся в христианском духе новый конец саги, однако обычно монахи - переписчики сохраняли все упоминания о колдовстве, заклятиях, столкновениях, или любовном общении людей с силами (духи вроде эльфов и фей) и т.п. Благодаря этому ирландский эпос богаче эпоса всех остальных западноевропейских народов пережитками верований и представлений эпохи родового строя.
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
Средневековая народная поэзия
Творчество широких народных
масс, не имеющих доступа к
Собственно народная поэзия не дошла до нас в письменных записях более ранних, чем сделанные в 14-15 вв. Поэтому представление о ней можно сделать на основании косвенных данных, отчасти по прямым и отражениям в тех записанных поэтических произведениях, где она подверглась не слишком радикальной переработке.
Исполнителями и в значительной степени авторами обработок народной поэзии были профессиональные певцы - потешники (во Франции - жонглеры, игрецы, в Испании - хуглары, в Германии - шпильманы.) Наряду с трудовыми песнями существовали песни:
-восхвалительные - свадебные
-позорящие - шуточные
-любовные - заплачки и т.д.
Примером может служить песня, где две кузины, Гайя и Ориор, пошли купаться к источнику. Там подошел к ним дружок Гайи, юный Жирар, и увел её в город, чтобы обвенчаться с ней. Печально Ориор возвращается одна.
Припев: Бушует ветер, ломает ветки.
Сладко спят те, кто любят друг друга.
Французский героический эпос представлен тремя темами:
2) верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников,
3) кровавые феодальные распри.
Первые две темы всегда связаны в поэмах с образом доброго и мудрого короля. В большинстве поэм король назывался Карлом Великим, ибо воспоминание об этом могучем властителе (768-814 гг.), одержавшем множество крупных побед и короновавшемся в 800 г. императором закрепилось в потомстве, заслонив в эпическом предании многие другие имена. Карл в поэмах предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах.
Но в некоторых произведениях, художественно более значительных, Карл отходит на задний план. Объединяя и освещая своим присутствием все действия, он уступает активную роль паладинам (приближенным славным витязям), в частности, Роланду.
Из всего французского
эпоса самой замечательной
«Песнь о Роланде» в 402 стихах повествует о гибели графа Роланда, племянника Карла Великого, во время битвы с маврами в Ронсевальском ущелье, о предательстве отчима Роланда, Ганелона, которое явилось причиной этой катастрофы, и о мести Карла Великого за гибель Роланда и 12-ти пэров. Роланд в поэме - могучий и блестящий рыцарь, образец доблести и благородства. Роланду чужды эгоизм, жестокость, алчность. В нем чувствуется избыток юных сил, радостная вера в правоту своего дела и в свою удачу, страстная жажда бескорыстного подвига. Полный гордого самосознания, но вместе с тем чуждый какой-либо спеси или своекорыстия, он целиком отдает свои силы служению королю, своему народу и своей родине. Для Роланда нет более нежного и священного слова, чем «милая Франция». С мыслью о ней он умирает.
Суровый стиль «Песни о Роланде», ее величавая строгость и энергичная сжатость изложения, отсутствие темы любви (Роланд даже в момент смерти не вспоминает о своей невесте Аиде, о которой лаконично сообщается, только, что она не смогла его пережить, мотивов интимных, комических, бытовых и т.д. находится в полном соответствии с характером сюжета и идейного замысла.
Вторая большая эпическая тема - тема верного служения королю, выручаемому из беды, представлена главным образом циклом поэм о Гильоме д’0ранж.
Несколько сложнее обстоит
дело с трактовкой темы феодальных
распрей. При изображении раздоров
между феодалами и королями симпатии
авторов нередко как бы колеблются.
Несмотря на распространённость в народе
представления о короле как о
защитнике от самоуправства феодалов
и носителе некоей правды, многим здравым
умам была ясна иллюзорность такого взгляда.
В некоторых поэмах короли представлены
вероломными, хищными, деспотичными, т.е.
ничуть не лучше своих разнузданных
и корыстных
вассалов.
В поэме о Жираре Руссильонском рассказывается о том, что король и граф Жирар посватались к двум дочерям византийского императора. Когда обе принцессы приехали во Францию, королю больше приглянулась невеста Жирара, и он предложил ему устроить обмен, обещав за это уступить замок Руссильон. Жирар согласился, но король обманул его и не дал замка. Это вызвало многолетнюю войну между ними. Наконец, Жирар был разбит и вынужден был скрываться в Арденском лесу и вести там жизнь угольщика. После лет тяжких лишений жена Жирара выхлопотала ему у короля прощение, и он получил обратно свои земли и титулы.
Примером испанского героического эпоса, который развивался аналогично эпосу французскому, может служить «Песнь о Сиде», содержащая 3735 стихов, изложенных в 3 частях: «Песнь об изгнании», «Песнь о свадьбе», « Песнь о Корнес».
В Германии светская художественная литература на немецком языке возникает в 11 в. Сюжеты немецкого эпоса восходят по своему происхождению к племенным эпическим песням эпохи «великого переселения народов». Средневековый народный эпос не является в такой степени национальным, как эпос французский или испанский, ввиду незавершения процесса объединения в феодально-раздробленной средневековой Германии.
Около 1200 г. появляется «Песнь о Нибелунгах», представляющая собой обширную поэму из 39 песен («авантюр») и насчитывающую около 10 000 стихов, которая, кстати сказать, не стоит одиноко в средневековой немецкой поэзии. Пример: «Гудруна», сказания о Дитрихе Бернском и др.
Немецкая «Песнь о Нибелунгах»
является результатом транс-
формации старинного эпического сказания
под влиянием рыцарской литературы конца
12 в. На последней ступени этой трансформации
«Нибелунги» приближаются кутилу рыцарского
романа, рассказывающего о любви и мести
Кримхильды, с типичными мотивами рыцарского
служения даме, супружеской любви, феодальной
чести и верности.
Особое место в народной литературе занимают «баллады». Слово «баллада» происходит из романских языков и в буквальном переводе означает «плясовая песня». Современное значение это слово получило в английской литературе. Например: «Сэр Патрик Спейс», «Две сестры из Биннори».
Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация