Западноевропейская средневековая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.

Оглавление

Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

западноевропейская средневековая цивилизация.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

Тем не менее, национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся  в народной жизни многих европейских  стран, оказывало сильное влияние  на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем  стало объектом подражания и стилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         4. Литература средневековья

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов:

-традиций народного творчества,

-культурных воздействий  античного мира,

-христианства.

Варварские народы, получившие после великого переселения  народов «господство» в Западной Европе, имели к этому времени  свою уже весьма развитую поэзию, послужившую  основой позднейшей европейской  литературы.

Древнейшей формой поэзии являются трудовые песни, связанные с работой и возникшие из звуков, сопровождающих и регулирующих своим ритмом трудовые процессы, в особенности коллективные.

Из трудовых песен развиваются обрядовые, воспроизводящих в мимике и жестах различные моменты жизни общественного коллектива, в связи с верой, что символическое воспроизведение желаемого (успех на охоте, победа над врагами, хороший урожай и т.д.) является логическим средством, способствующим его достижению.

Видное место в первобытной  хоровой поэзии занимают, так называемые, календарные песенно-игровые действа, отмечающие поворотные моменты в жизни природы, например, наступление весны.

На начальное развитие средневековой литературы католическая церковь оказала огромное влияние. Целый ряд популярных в ранний период жанров - религиозные гимны, духовные стихи, жития святых, парафразы библии и т.д. - церковного происхождения. Католическое учение о «двух реальностях», из которых земная якобы является лишь слабым отражением или подобием небесной, лежит в основе символического восприятия действительности. Дуализм мысли и чувства позволял все же совмещать с церковной догмой страстную жажду жизни и любовь к реальной действительности, что наполняет средневековую литературу яркими красками и жизнерадостностью.

Другим важным фактором, оказавшим значительное влияние  на средневековую литературу, является античность. Несмотря на враждебность церкви, древней языческой культуре пришлось выступить в роли хранительницы и пропагандистки античного наследия (раньше других был допущен Вергилий), т.к. древность являлась в ту пору единственным источником знаний.

Деление средневековой литературы на периоды определяется этапами  общественного развития европейских  народов. За это время следует  различать два больших периода:

1) Период литературы разложения родового строя и зарождения феодальных отношений (до конца 10 века).

2) Литература развитого  феодализма.

Хорошей сохранности раннего  поэтического творчества кельтов и  скандинавов способствовало то, что  после обращения их в христианство духовенство, состоявшее из местных  людей, отдаленное от Рима и менее  ревностно проводившее в жизнь  его директивы, проявляло большую  терпимость к национальным языческим  преданиям. По этой причине монахи у  этих народов, как и всюду в  средневековой Европе являвшиеся долгое время единственными носителями грамотности, считали возможным записывать произведения народного творчества, даже проникнутые языческими представлениями. И, наоборот, в странах континентальных, где связь с Римом была гораздо теснее, церковь проводила политику жестокой борьбы с «нечестивыми» народными песнями. Поэтому памятники подобного рода там почти полностью пропали.

В период развитого феодализма (примерно до 13 в.) существует три особых литературных потока, развивающихся параллельно

-литература народная

-литература клерикальная

-литература феодально-рыцарская.

Резкий подъем городов  около 12 века приводит к интенсивному развитию в 13 веке городского искусства  и городской литературы.

 

 

4.1. Литература периода   разложения родового строя и зарождения феодализма

В наиболее законченной  форме мы находим культуру родового 
строя и порожденную литературу в Ирландии, которая после занятия ее кельтами (приблизительно в 6 веке до н.э.) до первых набегов скандинавов в конце 8 в. не знала иностранных вторжений и развивалась вполне самобытно.

В период с 3 по 8 в. н.э. формируется  ирландский поэтический эпос. Первоначально  хранителями всякого поэтического предания были старейшины родов, которые  являлись одновременно жрецами, певцами  заклинателями, колдунами, знахарями  и судьями. С течением времени  произошла дифференциация. Раньше всего  выделились жрецы-заклинатели, получившие название друидов. Приблизительно в  это же время певцы-рассказчики  разделились на бардов и филидов.

Барды разрабатывали лирическую (в широком смысле слова) поэзию, связанную с музыкой. Сюда входили песни хвалебные, слагавшиеся в честь князей и героев, с другой стороны, позорящие, направленные против личных или родовых врагов. В поэзии бардов содержится немало упоминаний о различных исторических и полулегендарных происшествиях.

Различались барды оседлые, т.е. состоявшие на службе у какого-нибудь князя, и бродячие, жившие за счет сбора  добровольных пожертвований слушателей.

Филиды - другая корпорация, были прорицателями, законоведами, знатоками генеалогий главнейших родов, старых верований и преданий, занимали места ближайших советников князей. Наряду с этим филиды были также певцами и рассказчиками.

Главной их специальностью было рассказывание преданий, которые  были или систематизированы и  подвергнуты сложной литературной обработке. В долгие зимние вечера филиды развлекали собравшихся у очага обитателей княжеского дома рассказыванием эпических повестей. Сначала они (скелы) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто называют сагами, но очень рано филиды начали вставлять стихотворные отрывки, передавая стихами исключительно речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает драматического напряжения.

Первые записи ирландских саг были сделаны в 7-8 вв., уже после  того, как филиды прекратили свое существование, монахами, которые подвергли их некоторой христианизации. Иногда особенно яркие черты языческого культа опускались или присочинялся в христианском духе новый конец саги, однако обычно монахи - переписчики сохраняли все упоминания о колдовстве, заклятиях, столкновениях, или любовном общении людей с силами (духи вроде эльфов и фей) и т.п. Благодаря этому ирландский эпос богаче эпоса всех остальных западноевропейских народов пережитками верований и представлений эпохи родового строя.

 

 

            4.2. Литература эпохи развитого феодализма.

                         Средневековая народная поэзия

Творчество широких народных масс, не имеющих доступа к письменности, почти до самого конца средневековья  продолжает существовать и развиваться  лишь в устной форме, вызывая пренебрежительное  и даже враждебное отношение к  себе со стороны феодальной аристократии и церкви.

Собственно народная поэзия не дошла до нас в письменных записях  более ранних, чем сделанные в 14-15 вв. Поэтому представление о ней можно сделать на основании косвенных данных, отчасти по прямым и отражениям в тех записанных поэтических произведениях, где она подверглась не слишком радикальной переработке.

Исполнителями и в значительной степени авторами обработок народной поэзии были профессиональные певцы - потешники (во Франции - жонглеры, игрецы, в Испании - хуглары, в Германии - шпильманы.)  Наряду с трудовыми песнями существовали песни:

-восхвалительные - свадебные

-позорящие - шуточные

-любовные - заплачки и  т.д.

Примером может служить  песня, где две кузины, Гайя и Ориор, пошли купаться к источнику. Там подошел к ним дружок Гайи, юный Жирар, и увел её в город, чтобы обвенчаться с ней. Печально Ориор возвращается одна.

Припев: Бушует ветер, ломает ветки.

Сладко спят те, кто любят друг друга.

 

Французский героический эпос представлен тремя темами:

  1. оборона родины от внешних врагов-мавров или сарацин,

2)  верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников,

3)  кровавые феодальные распри.

Первые две  темы всегда связаны в поэмах с  образом доброго и мудрого  короля. В большинстве поэм король назывался Карлом Великим, ибо воспоминание об этом могучем властителе (768-814 гг.), одержавшем множество крупных побед и короновавшемся в 800 г. императором закрепилось в потомстве, заслонив в эпическом предании многие другие имена. Карл в поэмах предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах.

Но в некоторых  произведениях, художественно более  значительных, Карл отходит на задний план. Объединяя и освещая своим  присутствием все действия, он уступает активную роль паладинам (приближенным славным витязям), в частности, Роланду.

Из всего французского эпоса самой замечательной является «Песнь о Роланде», поэма, имевшая  европейский резонанс и представляющая собой одну из вершин средневековой  поэзии.

«Песнь  о Роланде» в 402 стихах повествует о  гибели графа Роланда, племянника Карла Великого, во время битвы с маврами в Ронсевальском ущелье, о предательстве отчима Роланда, Ганелона, которое явилось причиной этой катастрофы, и о мести Карла Великого за гибель Роланда и 12-ти пэров. Роланд в поэме - могучий и блестящий рыцарь, образец доблести и благородства. Роланду чужды эгоизм, жестокость, алчность. В нем чувствуется избыток юных сил, радостная вера в правоту своего дела и в свою удачу, страстная жажда бескорыстного подвига. Полный гордого самосознания, но вместе с тем чуждый какой-либо спеси или своекорыстия, он целиком отдает свои силы служению королю, своему народу и своей родине. Для Роланда нет более нежного и священного слова, чем «милая Франция». С мыслью о ней он умирает.

Суровый стиль  «Песни о Роланде», ее величавая  строгость и энергичная сжатость изложения, отсутствие темы любви (Роланд даже в момент смерти не вспоминает о своей невесте Аиде, о которой лаконично сообщается, только, что она не смогла его пережить, мотивов интимных, комических, бытовых и т.д. находится в полном соответствии с характером сюжета и идейного замысла.

Вторая большая эпическая  тема - тема верного служения королю, выручаемому из беды, представлена главным образом циклом поэм о  Гильоме д’0ранж.

Несколько сложнее обстоит  дело с трактовкой темы феодальных распрей. При изображении раздоров между феодалами и королями симпатии авторов нередко как бы колеблются. Несмотря на распространённость в народе представления о короле как о  защитнике от самоуправства феодалов и носителе некоей правды, многим здравым  умам была ясна иллюзорность такого взгляда. В некоторых поэмах короли представлены вероломными, хищными, деспотичными, т.е. ничуть не лучше своих разнузданных и корыстных 
вассалов.

В поэме о Жираре Руссильонском рассказывается о том, что король и граф Жирар посватались к двум дочерям византийского императора. Когда обе принцессы приехали во Францию, королю больше приглянулась невеста Жирара, и он предложил ему устроить обмен, обещав за это уступить замок Руссильон. Жирар согласился, но король обманул его и не дал замка. Это вызвало многолетнюю войну между ними. Наконец, Жирар был разбит и вынужден был скрываться в Арденском лесу и вести там жизнь угольщика. После лет тяжких лишений жена Жирара выхлопотала ему у короля прощение, и он получил обратно свои земли и титулы.

Примером испанского героического эпоса, который развивался аналогично эпосу французскому, может служить «Песнь о Сиде», содержащая 3735 стихов, изложенных в 3 частях: «Песнь об изгнании», «Песнь о свадьбе», « Песнь о Корнес».

В Германии светская художественная литература на немецком языке возникает в 11 в. Сюжеты немецкого эпоса восходят по своему происхождению к племенным эпическим песням эпохи «великого переселения народов». Средневековый народный эпос не является в такой степени национальным, как эпос французский или испанский, ввиду незавершения процесса объединения в феодально-раздробленной средневековой Германии.

Около 1200 г. появляется «Песнь о Нибелунгах», представляющая собой обширную поэму из 39 песен («авантюр») и насчитывающую около 10 000 стихов, которая, кстати сказать, не стоит одиноко в средневековой немецкой поэзии. Пример: «Гудруна», сказания о Дитрихе Бернском и др.

Немецкая «Песнь о Нибелунгах» является результатом транс- 
формации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской литературы конца 12 в. На последней ступени этой трансформации «Нибелунги» приближаются кутилу рыцарского романа, рассказывающего о любви и мести Кримхильды, с типичными мотивами рыцарского служения даме, супружеской любви, феодальной чести и верности.

Особое место в народной литературе занимают «баллады». Слово «баллада» происходит из романских языков и в буквальном переводе означает «плясовая песня». Современное значение это слово получило в английской литературе. Например: «Сэр Патрик Спейс», «Две сестры из Биннори».

Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация