Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат
Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.
Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.
Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с лишенной греха человеческой природой Христа. Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза (отсюда самоназвание монахинь: «невесты Христовы»).
Христианская нравственность исходит из самоценности личности (личность есть «образ Божий» в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. При этом добро и истина выражаются не в различных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия.
Но в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.
В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде.
Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.
Важнейшей составной частью христианства является эсхатология — учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников.
Формирование системы образования средневековья
Принятие и распространение
христианства способствовало распространению
письменности, грамотности, т.к. для
христианского богослужения нужно
было читать церковные книги. Книги
были очень дорогие, их было очень
мало. В библиотеках книги
Оживление в деле просвещения наметилось в 8-9 вв. в период так называемого «Каролингского возрождения». Каролингское возрождение было вызвано необходимостью иметь в огромной империи Карла Великого грамотных и образованных слуг короля (судей, писцов, секретарей). Кроме того, церковь и государство нуждались в духовенстве, которое могло бы своей проповедью воздействовать на народные массы. К своему двору император приглашал видных ученых из разных стран.
При дворе Карла был
создан литературный кружок, получивший
название «Дворцовая академия». В деятельности
кружка принимали участие Карл, члены
его семьи, духовные и светские сановники,
учителя и ученики школы, открытой в Ахене.
Они читали творения античных авторов,
сами писали поэтические и прозаические
произведения, подражая писателям античности,
но это подражание было чисто внешним,
формальным. «Каролингское
возрождение» было недолговечным. Распад
империи предопределил и упадок художественного
творчества.
В 11-12 вв. с ростом и расцветом городов, связанным с развитием торговли, ремесленного производства, под влиянием разделения труда появляются интеллектуалы. Ранее действительной специализации людей отвечало разве что подразделение специальных классов: те, кто молится, - клирики; те, кто защищает, - дворяне; те, кто работает, - крестьяне. Обрабатывающий землю серв был одновременно и ремесленником. Благородный воин был в одно и то же время собственником, судьей, управляющим. Клирики - прежде всего монахи - нередко исполняли сразу все эти обязанности. Духовная работа была лишь одной из сфер их деятельности. Она не была самоцелью, но подчинялась общему порядку их жизни, отданной богу. Живя в монастырях, они могли по случаю становиться преподавателями, учеными, писателями. Но это было чем-то преходящим, вторичным для личности монаха. Даже те из них, в ком угадывались интеллектуалы грядущих столетий, еще не были таковыми.
Серьезные изменения происходили в период средневековья в развитии системы образования и в сфере накопления научных данных. Характерной чертой этого процесса была монополия церкви на интеллектуальное образование и всеобъемлющий контроль, который она установила над духовной жизнью формирующегося феодального общества. Практически все сферы знания были подчинены церковной феодальной идеологии. В то же время, заботясь о расширении влияния христианства, церковь способствовала письменности.
В средневековье доминировали 2 типа школ: школы при монастырях (церковно-монастырские школы) и школы при епископских кафедрах.
Школы при монастырях были, прежде всего «внутренними» и предназначались главным образом для молодых монахов и тех, кто готовит себя к монашеской жизни, хотя некоторые монастыри имели также «внешние» школы. В XI веке некоторые монастырские школы, например школа в Беке, привлекала учеников из разных мест. Кафедральные школы также были клерикальными, то есть занимались обучением клириков, принадлежавших к религиозным орденам. В XII веке некоторые из этих школ были знаменитыми центрами учености, например, Шартрская и Парижская.
Наряду с церковно-
искусств», известных со времен античной
школы. В 11 веке их разделили на 2 уровня
обучения: нижний, начальный - тривиум,
включавший грамматику, риторику, диалектику
и высший - квадриум, в который входили
арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Грамматика – умение читать и писать на латыни.
Риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди.
Диалектика - как умение вести беседу, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с помощью формальной логики.
Арифметика - как знание правил счета, а также умение толковать символическое значение чисел.
Геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и создании чертежей.
Астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских религиозных праздников.
Открываются городские, а также частные школы с платным образованием. Являясь материально независимыми, они довольно успешно конкурируют с церковным образованием.
В то же время возникают и первые ростки специализации в обучении. Появляются юридические, медицинские школы.
Исследования в области права и медицины сначала сосредотачивались в Италии. В некоторых итальянских городах, например в Павии, существовали городские школы права, но в XII веке всех их затмила высшая юридическая Школа в Болонье. Если говорить о медицинских исследованиях, то первый важный центр находился в Салерно. В XI веке монах Константин из Монте-Кассино перевел с арабского языка на латинский некоторые трактаты Гиппократа и Галена, и именно в Салерно зародилось и получило развитие профессиональное обучение врачей, основанное на греко-арабской медицине. Впоследствии выдающуюся роль стали играть другие медицинские центры, такие, как Монпелье во Франции. Но в конце XI века главным центром медицинских исследований был Салерно.
В первой половине XII века процветала школа в Оксфорде.
В школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и прекращали свое существование. Другие стали университетами. Термин «университет» (universitas) поначалу означал совокупность профессоров и студентов, учащих и учащихся в определенном центре. Исходное употребление этого термина, следовательно, не соответствовало его современному смыслу. Мог быть «университет» преподавателей, или «университет» студентов, или же тех и других, объединенных в сообщество. С течением времени, однако, некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины, стали университетами в другом смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессора имели право учить повсеместно. Если говорить о старейших средневековых университетах, то дарование грамоты папской, императорской или королевской властью не всегда означало, конечно, что здесь раньше не было учреждения, которое с полным на то правом можно было назвать университетом. И в таких случаях, безусловно, трудно установить точную дату основания университета. Парижский университет вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, и хотя датой его основания часто называют 1215 год, когда его уставы были утверждены папским легатом Робертом де Курконом, ясно, эти уставы существовали и прежде. Университет Оксфорда обрел своего канцлера, видимо, в 1214 году, университет Кембриджа и Оксфорда — несколько позднее.
Первые западноевропейские
университеты в Париже, Болонье, Мопелье,
Оксфорде и др. получили специальные королевские
грамоты, подтверждающие их права, а также
привилегии, помощь деньгами, поддержку
в спорах с городскими властями. Для преподавания
в них приглашались самые образованные
люди того времени. В 15 веке в Европе действовало
уже более 60 университетов. Их структура
была достаточно разветвленной. Все преподаватели
объединялись в особые организации (факультеты,
что в переводе с латыни означало способность
преподавать предмет). Из своего состава
они выбирали главу факультета - декана.
Учащиеся же назывались студентами (в
переводе с латыни это означает «усердно
заниматься») и объединялись в специальные
организации - провинции и нации. Преподаватели
нередко проводили занятия у себя дома
или в студенческих общежитиях, так как
не все университеты имели единые помещения
для обучения. Главными формами занятий
являлось слушание и записывание лекций
и участие в диспутах. При этом сами лекции
сводились в основном к чтению и комментированию
трудов отцов церкви и отдельных античных
авторов. После окончания «младшего»
или «артистического» факультета, на котором
прививались навыки чтения и письма,
студенты поступали на старшие факультеты
(медицинский, юридический и богословский).
Обучение было устным, без письменных
заданий на дом. Диспуты проводились по
заранее названной теме. При этом главные
аргументы черпались из старых книг и
высказываний знаменитых авторов. Побеждал
в диспуте тот, кто приводил больше подобных
цитат и выдержек в поддержку своей позиции.
Подобная наука, опиравшаяся не на реальный
опыт, а на авторитеты, стала называться
схоластикой (от латинского «схола» - школа)
и в течение ряда столетий оставалась
господствующей как в философии, так
и в процессе обучения в средние века.
Одним из основателей ранней схоластики
был Ансельм Кентерберийский (1033-1108 гг.)
который выше знания ставил веру и сводил
философию к теологии.
Фома Аквинский, известный философ средних веков, создал своеобразную энциклопедию католического богословия. Он выработал общие принципы католического богословия, которые и по сей день церковь считает незыблемыми. Выдвигая идею гармонии веры и разума, он, тем не менее, подчинил науку богословию (наука - служанка богословия).
Кроме систематизации христианского вероучения, Фома Аквинский ставил вопросы, связанные с экономической жизнью того времени, стараясь примирить интересы феодалов и горожан.
Математика, физика и естественные
науки развивались в то время
вопреки религиозной
Кроме схоластики в средние века существовала мистика - направление философии и богословия, которое вело борьбу со схоластикой. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдения. К известным мистикам средневековья относятся Бернард Клервоский, Иоганн Таулер и Фома Кемпийский. К ним относился Иаохим Флорский (1132- 1202 гг.), предвещавший наступление на земле «царства мира и правды», в котором не будет частной собственности, неравенства и эксплуатации.
Теология средневековой
Европы в поисках нового объяснения
мира стала впервые ориентироваться
не на простое воспроизведение уже
известного знания, а на созидание
новых концептуальных схем, которые
смогли бы объединить столь разные,
практически несоединимые системы
знания. Средневековая
3. Художественная культура средневековой Европы
а) Романский стиль
Первым самостоятельным,
специфически европейским художественным
стилем средневековой Европы был
романский, которым характеризуются
искусство и архитектура
Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация