Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат
Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.
Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.
Архитектура 5-8 вв. обычно проста, здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства.
Романский храм - вместилище молящихся, а не обитель бога, как это было в античности - покоряет ясностью своей конструкции. Внешний объем храма, полностью соответствует его внутреннему пространству. В этом проявляется в высшей степени земной характер романской церкви, хотя многие соборы поражают своими размерами и не могут не внушать ощущения слабости человека перед лицом этих грандиозных сооружений. В романском храме ничего скрытого, таинственного. Он воздействует своей конструктивной ясностью и предельной упорядоченностью объемов.
Свои особые черты имеют архитектурные школы Нормандии, Оверни, Пуату, Прованса. Эти различия порой весьма существенны. В Германии, например, храмы Саксонии значительно отличаются от соборов Рейнской области, где в городах Шпейере, Вормсе, Майнце возникли грандиозные сооружения, поражающие большой представительностью и богатством форм.
В середине 12 в. наступает расцвет романской архитектуры в Англии. Здесь соборы отличаются большими размерами, обилием архитектурного декора. Романские церкви Испании свидетельствуют о влиянии арабского зодчества.
Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау и в Монте - Кассино (Италия).
До наших дней сохранились феодальные замки романской поры, дающие представление о характере гражданского зодчества. Они выразительны, расположены, как правило, на возвышенности, окруженные некогда глубокими рвами, наполненными водой. Замки поражают мощью своих монолитных стен, крепостных башен и внутренней центральной башни (донжона). Они лишены украшений, сумрачны, неприступно суровы и всецело соответствуют своему назначению. Романский замок - оплот могущественного феодала в его борьбе с многочисленными врагами, выражение его силы и власти.
Символом отказа в архитектуре
от романской замкнутости и
панели играют декоративную роль.
Для романского искусства было характерно сохранение звериного стиля, но главенствующую роль уже начинает играть воображение человека.
Искусство было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех - и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «Искусство - библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала. Из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо по учению церкви, это - очищающий душу огонь. С необычайной яркостью художники изобразили картины страданий и бедствий. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники. Поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов, и иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).
Живописные композиции, в
частности повествовательные
Если быть искренним, то в 99 случаях из 100 современный зритель признает, что чувство, испытанное при рассмотрении вылинявших, потрескавшихся, обветшавших остатков художественного творчества ранней поры меньше всего похоже на чувство эстетического удовлетворения. И надо обладать очень серьезной эстетической подготовкой, чтобы проникнуться очарованием этого искусства. В пределах одной и той же рамы представлены сюжеты, которые заставляют вас обозревать одновременно настоящее, прошедшее и будущее, созерцать сведенными вместе мещанскую повседневность городской жизни, трагическую буффонаду преисподней с её смешными ужасами и экстазы блаженных в небесных чертогах. Всё одинаково реально, одинаково четко выписано ни малейшего намека на грани, отделяющие «подлинное», то, что «всегда бывает», от призрачного, воображаемого.
Целостного зрительного впечатления картина не оставляет, трудно в ней и ориентироваться; отдаленное берется в том же масштабе, что и близкое; нередко фигуры переднего плана даже меньше помещенных на заднем. Во всяком случае, Богородица с Младенцем всегда будет в несколько раз больше обступивших её святых, здания - храмы, замки - в несколько раз меньше чем следовало бы по сравнению с человеческими фигурами. Законы линейной перспективы нарушаются на каждом шагу. Воздушной перспективы просто-напросто нет. Всякий предмет окрашен «своей» краской, деревья везде одинаково зелены, нимбы святых сверкают одинаково добротной позолотой, лица имеют «телесный» цвет.
Каждый предмет и каждая деталь существуют «для себя» и «в себе», как бы вне окружающего пространства. Картину нужно рассматривать по частям и, фиксируя одну часть, отвлекаться от всех остальных. В десятках образов воспроизводятся 2-3 образа типа; первое впечатление пестроты и сложности заменяется впечатлением монотонности и однообразия.
Эти художники, дети «варварской эпохи», которые ещё не умели наблюдать и не умели передавать наблюдения.
Говоря о романском искусстве, следует отметить, что при своей противоречивости оно обладало огромной цельностью и большим единством в смысле художественного мировосприятия, хотя формы его были весьма различны.
б) Готический стиль
Термин «готика» произошел от итальянского gotiko - названия германского племени готов. Готический стиль - художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной - Центральной и частично Восточной Европы между серединой 12 и 15-16 вв.
Сам термин был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10-12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая, высокая и поздняя фазы.
Готическое искусство
оставалось по преимуществу культовым
по назначению и религиозным по тематике:
оно было соотнесено с вечностью,
с «высшими» иррациональными
силами. В идеологии и культуре
времени готики сохранялись феодально-
Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Вместе с тем развитие искусства Готики отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленно - цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных, устремлений и лирические эмоций; сложились новые архитектурные типы и тектонические системы. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху Готики
смелая и сложная каркасная
Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни - «бефруа» и т.д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5 – этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Синтез искусств в Готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики: в нем переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры.
Напряженный эмоциональный
строй готического искусства
непосредственно создается
До нас дошло сравнительно много витражей средневековья. Витражи получили развитие в конце 12-14 в., когда воздвигались грандиозные готические соборы. Техника витражного искусства не отличалась большой сложностью, но эффект его поражает зрителя. Чистые тона цветных стекол, пропуская наружный свет, создают внутри соборов особую радостную и в то же время нереально таинственную атмосферу, что как нельзя лучше соответствует интерьеру готического храма, исполненному торжественности, настраивающему входящего на возвышенный лад. Вступая в храм, человек словно отрешается от всех прозаических дел и мыслей, которые одолевают его за порогом. И как раз витражи сверху донизу, заполняющие огромные оконные проемы, помогают проникнуться этим ощущением необычности. Витражное искусство, выполняя чисто декоративную роль, служило цели «просвещать молящихся». Витражные композиции порой отличаются большой сложностью и наряду с традиционными сюжетами сюда нередко вводятся и простые жанровые мотивы (пример, витраж собора в Шартре 12-13 вв.).
Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъема декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву, кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощренность фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
Зародившись в Северной Франции в середине 12 в. готика достигла в первой половине 13 в. своего расцвета. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъем, связанный с начавшимся объединением страны.
С середины 13 в. соборы французского типа строились в древних европейских странах - в Германии (Кельн, 1248-1880 гг.) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517 гг.), Испании (Бургос, 1221-1599 гг.) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745 гг.), Швеции (Упсала, начат ок. 1260 г.), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420 гг.) и Италии (Милан, 1386-1856 гг.), где складывались также самостоятельные национальные варианты Готики.
Крестоносцы донесли принципы
французской Готики вплоть до Родоса,
Кипра и Сирии. В позднеготическую
эпоху накопление эмпирических знаний,
рост интереса к реальному миру,
к наблюдению и изучению натуры,
усиление роли творческой индивидуальности
все больше вступали в противоречие
с догматической основой
Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация