Западноевропейская средневековая цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Цели данной работы:
1) Раскрыть специфику и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития европейской культуры, следующей после античности;
2) Ознакомиться с достижениями средневековой культуры, с содержанием эпохи;
3) Показать вклад средневековья в культуру человечества.

Оглавление

Введение
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание - основа средневекового мировоззрения. Формирование системы образования средневековья.
3. Художественная культура средневековой Европы:
3.1. Романский стиль;
3.2. Готический стиль.
4. Литература средневековья:
4.1. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма;
4.2. Литература эпохи развитого феодализма.
5. Городская культура.
6. Театральное искусство.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

западноевропейская средневековая цивилизация.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

Архитектура 5-8 вв. обычно проста, здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства.

Романский храм - вместилище молящихся, а не обитель бога, как это было в античности - покоряет ясностью своей конструкции. Внешний объем храма, полностью соответствует его внутреннему пространству. В этом проявляется в высшей степени земной характер романской церкви, хотя многие соборы поражают своими размерами и не могут не внушать ощущения слабости человека перед лицом этих грандиозных сооружений. В романском храме ничего скрытого, таинственного. Он воздействует своей конструктивной ясностью и предельной упорядоченностью объемов.

Свои особые черты имеют  архитектурные школы Нормандии, Оверни, Пуату, Прованса. Эти различия порой весьма существенны. В Германии, например, храмы Саксонии значительно отличаются от соборов Рейнской области, где в городах Шпейере, Вормсе, Майнце возникли грандиозные сооружения, поражающие большой представительностью и богатством форм.

В середине 12 в. наступает  расцвет романской архитектуры  в Англии. Здесь соборы отличаются большими размерами, обилием архитектурного декора. Романские церкви Испании свидетельствуют о влиянии арабского зодчества.

Монастыри, характерное религиозное  и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших  в себе как жилища монахов, так  и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно  проработанные монастырские комплексы  были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау и в Монте - Кассино (Италия).

До наших дней сохранились  феодальные замки романской поры, дающие представление о характере  гражданского зодчества. Они выразительны, расположены, как правило, на возвышенности, окруженные некогда глубокими рвами, наполненными водой. Замки поражают мощью своих монолитных стен, крепостных башен и внутренней центральной башни (донжона). Они лишены украшений, сумрачны, неприступно суровы и всецело соответствуют своему назначению. Романский замок - оплот могущественного феодала в его борьбе с многочисленными врагами, выражение его силы и власти.

Символом отказа в архитектуре  от романской замкнутости и суровости  является церковь Сан Миньято аль Монте во Флоренции (конец 11- начало 13 вв.). На фасаде её «первый этаж» четко отграничен от второго, который украшен прямоугольными плитами и увенчан декоративным фронтоном. Композиция фасада свидетельствует о желании зодчего соотнести здание с человеком, лишить стену монолитности, характерной для романских построек Севера. Правда, членение по этажам здесь условно, мраморные 
панели играют декоративную роль.

Для романского искусства  было характерно сохранение звериного  стиля, но главенствующую роль уже начинает играть воображение человека.

Искусство было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех - и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «Искусство - библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала. Из всех чувств человека отдавалось  предпочтение страданию, ибо по учению церкви, это - очищающий душу огонь. С необычайной яркостью художники изобразили картины страданий и бедствий. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники. Поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов, и иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

Живописные композиции, в  частности повествовательные сцены  по библейским сюжетам и из жизни  святых, преимущественно следуют  византийской живописи и мозаике. Фигуры в них стилизованные и плоские, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. П.М. Бицилли в работе «Элементы средневековой культуры» пишет следующее: «Прелесть старинных мастеров - в их «наивности», в проникающей их творения «глубине религиозного чувства»».

Если быть искренним, то в 99 случаях из 100 современный зритель признает, что чувство, испытанное при рассмотрении вылинявших, потрескавшихся, обветшавших остатков художественного творчества ранней поры меньше всего похоже на чувство эстетического удовлетворения. И надо обладать очень серьезной эстетической подготовкой, чтобы проникнуться очарованием этого искусства. В пределах одной и той же рамы представлены сюжеты, которые заставляют вас обозревать одновременно настоящее, прошедшее и будущее, созерцать сведенными вместе мещанскую повседневность городской жизни, трагическую буффонаду преисподней с её смешными ужасами и экстазы блаженных в небесных чертогах. Всё одинаково реально, одинаково четко выписано  ни малейшего намека на грани, отделяющие «подлинное», то, что «всегда бывает», от призрачного, воображаемого.

Целостного зрительного  впечатления картина не оставляет, трудно в ней и ориентироваться; отдаленное берется в том же масштабе, что и близкое; нередко фигуры переднего плана даже меньше помещенных на заднем. Во всяком случае, Богородица с Младенцем всегда будет в несколько раз больше обступивших её святых, здания - храмы, замки - в несколько раз меньше чем следовало бы по сравнению с человеческими фигурами. Законы линейной перспективы нарушаются на каждом шагу. Воздушной перспективы просто-напросто нет. Всякий предмет окрашен «своей» краской, деревья везде одинаково зелены, нимбы святых сверкают одинаково добротной позолотой, лица имеют «телесный» цвет.

Каждый предмет и каждая деталь существуют «для себя» и «в себе», как бы вне окружающего  пространства. Картину нужно рассматривать  по частям и, фиксируя одну часть, отвлекаться  от всех остальных. В десятках образов  воспроизводятся 2-3 образа типа; первое впечатление пестроты и сложности  заменяется впечатлением монотонности и однообразия.

Эти художники, дети «варварской  эпохи», которые ещё не умели наблюдать  и не умели передавать наблюдения.

Говоря о романском  искусстве, следует отметить, что  при своей противоречивости оно обладало огромной цельностью и большим единством в смысле художественного мировосприятия, хотя формы его были весьма различны.

 

                               б) Готический стиль

Термин «готика» произошел от итальянского gotiko - названия германского племени готов. Готический стиль - художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной - Центральной и частично Восточной Европы между серединой 12 и 15-16 вв.

Сам термин был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10-12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая, высокая и поздняя фазы.

Готическое искусство  оставалось по преимуществу культовым  по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными  силами. В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные  основы. От романского стиля готика унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств,  традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Готики стал собор как высший образец  синтеза архитектуры, скульптуры и  живописи (представленной в Готике преимущественно витражами).

Огромное, несоизмеримое  с человеком пространство собора, устремление к небу его башен  и сводов, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное  воздействие на верующих. Вместе с  тем развитие искусства Готики отразило кардинальные изменения в структуре  средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и  укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленно - цеховых, а также придворно-рыцарских  слоев. В период Готики, с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных, устремлений и лирические эмоций; сложились новые архитектурные типы и тектонические системы. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Готики смелая и сложная каркасная конструкция  собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать  динамичное единство пространственных ячеек и намного увеличить  интерьер.

Собор стал средоточием городской  жизни (часто он вмещал всё население  города). Наряду с богослужением  в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили  собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно  и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно  богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни - «бефруа» и т.д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5 – этажных  жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

Синтез искусств  в Готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики: в нем переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры.

Напряженный эмоциональный  строй готического искусства  непосредственно создается устремленностью  фигур, их лёгким 8-образным изгибом  и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах.

До нас дошло сравнительно много витражей средневековья. Витражи получили развитие в конце 12-14 в., когда воздвигались грандиозные готические соборы. Техника витражного искусства не отличалась большой сложностью, но эффект его поражает зрителя. Чистые тона цветных стекол, пропуская наружный свет, создают внутри соборов особую радостную и в то же время нереально таинственную атмосферу, что как нельзя лучше соответствует интерьеру готического храма, исполненному торжественности, настраивающему входящего на возвышенный лад. Вступая в храм, человек словно отрешается от всех прозаических дел и мыслей, которые одолевают его за порогом. И как раз витражи сверху донизу, заполняющие огромные оконные проемы, помогают проникнуться этим ощущением необычности. Витражное искусство, выполняя чисто декоративную роль, служило цели «просвещать молящихся». Витражные композиции порой отличаются большой сложностью и наряду с традиционными сюжетами сюда нередко вводятся и простые жанровые мотивы (пример, витраж собора в Шартре 12-13 вв.).

Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъема декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву, кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощренность фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Зародившись в Северной Франции в середине 12 в. готика достигла в первой половине 13 в. своего расцвета. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъем, связанный с начавшимся объединением страны.

С середины 13 в. соборы французского типа строились в древних европейских странах - в Германии (Кельн, 1248-1880 гг.) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517 гг.), Испании (Бургос, 1221-1599 гг.) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745 гг.), Швеции (Упсала, начат ок. 1260 г.), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420 гг.) и Италии (Милан, 1386-1856 гг.), где складывались также самостоятельные национальные варианты Готики.

Крестоносцы донесли принципы французской Готики вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности все больше вступали в противоречие с догматической основой Готики, вели к ее распаду и подготавливали почву для ренессансной системы  миросозерцания.

Информация о работе Западноевропейская средневековая цивилизация