Современный период развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, лекция

Краткое описание

В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса августовские события способствовали окончательному распаду Советского Союза, превращению его в группу политически независимых государств, проводящих самостоятельный экономический и внешнеполитический курс. К власти в России пришло политическое руководство, избравшее западно-политический путь развития.

Файлы: 1 файл

лекция 17 по истории.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В то же время даже небольшие страны,  используя конвертируемость своей валюты, имели возможность быстрого экономического развития с приобщением к мировому рынку.

С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным сотрудничеством,  расширением масштабов мировой торговли становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского Союза. е)  неповоротливость сверхцентрализованной системы управления народным хозяйством.

В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности новой техникой,  значительного сокращения  времени  от изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны.  Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать большие средства  для  решения  крупных народнохозяйственных задач в  обстановке,  требующей быстрого реагирования на изменения, в   условиях монополизации ряда отраслей проявляли себя слабо. В   конечном итоге это приводило к тому,  что медленно  обновлялись  производственные  фонды,  оборудование быстро старело. Средний срок службы производственного оборудования в промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как нормативы составляли 13 лет.  5(*) 0 Такое положение сказывалось на   низком росте производительности труда, способствовало нарастанию кризисных явлений. ж)  отсутствие эффективных побудительных мотивов для повышения производительности труда в условиях уравнительного распределения материальных благ.

Если в капиталистических странах побудительными мотивами, раскрывающими энергию работников, являются жесткая конкуренция и борьба за выживание в условиях господства частной   собственности, то социалистический строй с его уравнительным   распределением значительной части  материальных  благ  может опираться  в основном на сознательность тружеников и моральные стимулы. В обстановке войны или других чрезвычайных обстоятельствах они дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисциплины,  что не давало должного эффекта  в длительных  мирных  условиях.  В соответствии с программными установками правящей коммунистической партии многие  материальные блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на строительство которого в 80-е годы выделялось более 30 млрд. рублей ежегодно. Бесплатное всеобщее образование, медицинское обслуживание,  дотации на содержание детей в  дошкольных   учреждениях, стипендии студентам вузов и техникумов, дотации   на поддержание низких цен на предметы  первой  необходимости   требовали немалых затрат,  что составляло до 40% от расходов госбюджета. 5 (*) 0 Такие значительные выплаты могли компенсироваться высоким уровнем производительности труда, чего, к сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания кризисных явлений производительность общественного труда в 80-е годы постоянно снижалась.  Новых побудительных мотивов, способных поднять энтузиазм масс, не находилось. Коммунистическая партия, отказавшись от руководства, потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на трудовую деятельность, что также способствовало снижению роста производительности труда ,как основного фактора развития, и, в конечном счете, углублению кризиса.

Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу  80-х годов. Они усугубились  субъективными причинами .,   связанными с деятельностью политического руководства.

В их числе можно назвать следующие:1)  увеличение бюрократического аппарата, его неповоротливости в принятии решений.

С ростом масштабов промышленного развития, объемов производства  усложнялись  экономические  и  социальные связи в стране, отношения между отраслями и регионами.  К примеру,   Государственный  комитет по снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал распределение продукции,  включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования, утряски, преодоления бюрократических прелон занимал много времени. Особенно явственно бюрократическая волокита проявлялась в области внешнеэкономических связей, так как внешняя торговля  являлась  государственной монополией и была строго централизованна. При этом наблюдался рост  бюрократического аппарата,  эффективность его работы была низкой, государственная машина превращалась в неповоротливый механизм.2)  перерождение партийного руководства, консерватизм и обюрокрачивание партийных структур.

Превратившись из  небольшой группы профессиональных революционеров,  фанатично преданных коммунистической идее,  в  массовую, а затем и правящую организацию, партия вовлекала в   свои ряды все большее количество людей,  вступавших в партию   ради  карьеры.  В первые советские годы проводились периодические чистки партии,  проходившие в виде общественного  обсуждения  деятельности  коммунистов  и исключение недобросовестных из ее рядов.  В конце 30-х годов эти чистки  приняли   характер политических репрессий.

С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым сокращением ее рядов сопровождались обмены партийных документов.  К середине 80-х годов КПСС насчитывала в  своем   составе около 20 млн. человек с громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном  управлении государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции, что   привлекало в его состав карьеристов и беспринципных  людей. Партийный аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы коррупции, распространялось взяточничество. В условиях углубления объективных трудностей он оказался неспособным стать главным орудием преобразований.3)  преклонный возраст членов высшего руководства.

С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было связано такое явление,  как длительная несменяемость высшего руководства. Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоятельные и оставались   невостребованными, хотя объективная ситуация требовала решительных шагов. Такие субъективные качества руководства являлись тормозом в проведении необходимых кардинальных преобразований и послужили одной из причин кризиса.4)  непродуманные волюнтаристские эксперименты в экономике и социальной жизни. В практике политического руководства, облеченного большой властью и  опиравшегося  на партийно-государственную структуру,  эффективно проявлявшую себя в  трудные  времена, нередко возникало  желание  волевыми действиями сверху осуществлять преобразования. Такие волюнтаристские действия ярко проявились во времена Н.С.Хрущева, пытавшегося решить   многие проблемы волевыми директивами без всестороннего анализа и последовательного практического внедрения.  Так, например,  получилось с попыткой внедрить повсеместно  кукурузу   по опыту ее выращивания в США.  При этом не учитывались климатические особенности нашей страны и  отсутствие  соответствующей техники.

С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные тенденции, политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым также широко проводило массовые кампании, расчитывая,  что  волевые  решения позволят добиться быстрых  положительных результатов.  Эти благие намерения привели  на практике к плачевным результатам, так как не затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению   армии,  то не учитывалось при этом, что уничтожение  оружия требует больших средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из стран восточной Европы  требует   строительства  большого  количества жилья и затрат на обустройство новых мест дислокации;  что требуется перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых решений не   принимались во внимание их  последствия,  не  просчитывалось перспективное развитие,  так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных процессов.5)  приоритет  теоретических схем в методах руководства без учета практических условий.

Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое руководство стремилось  учитывать опыт других стран, что было необходимым и нужным делом. В средствах массовой  информации и солидной научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих странах, каковы формы их государственного, экономического и социального   устройства. Например, много внимания уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая социальная защищенность народа,  говорилось о модели "шведского социализма".  Однако  при  этом не учитывались многие обстоятельства, присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения,  составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение, позволившее добиться   высокого уровня развития с помощью активной внешней торговли   и другие.

Конец 80-х годов был характерен  использованием  многих   форм  западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до копирования, что выражалось в появлении института президентства, муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось,  что положительно зарекомендовавшие себя  на Западе формы политического устройства будут жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое  копирование, внедрение  абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь страны,  прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально-экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной жизни, отчуждению властных структур от   масс народа, к усилению политического, а также и экономического кризиса.

Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу,  обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом,  к глубокому кризису, принявшему комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось: - в области  экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий; - в  области  политической . - в разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом; - в области  социальной . - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной защищенности; - в области  духовной . - в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области  национальной . -  в  распаде  Советского  Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей; - в области  внешнеполитической .- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества;- в  области военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной  военной структуры и кризисном состоянии  армии.

Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим  руководством  во всей остроте стал вопрос о путях выхода из кризиса.  Таких вариантов развития было два: - первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и- второй, связанный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок.

Был избран второй вариант, который и определил последующие события.  Стратегической целью нового политического курса стало тесное сближение с развитыми капиталистическими странами,  вхождение в мировой капиталистический рынок, создание адекватной рыночной экономики и демократической политической структуры. . Страна вступила в переходный период своего развития.

2. Основные направления внутренней и внешней политики.

   Определив стратегический  курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно  такие условия были поставлены перед страной для вступления в финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на Западе. Это означало также введение  конвертируемой валюты,  то есть обращаемой на  международном  уровне,  а также выравнивание  внутренних  цен на товары в   сравнении с мировыми. Последняя задача являлась чрезвычайно сложной  в социальном плане,  так как в советский период на внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного потребления, значительно ниже мировых.

Для решения главной задачи  в области  экономической, . а именно: перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности; - введение свободной торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг; - создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; - введение частной собственности на  землю, создание  рынка   недвижимости; - свобода предпринимательской деятельности.

До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", антимонопольные законодательные акты,  которые открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный характер.  В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов  Российской  Федерации Б.Н. Ельцин объявил о проведении радикальной экономической реформы и получил дополнительные законодательные  полномочия. В  своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года, однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года. Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени Союз   ССР  был  распущен,  Российская  Федерация  получила свободу   действий.

2 января  1992  года правительство Е.Гайдара объявило о введении свободных цен на территории  Российской  Федерации. 29 января был объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли".  Стартовые условия для  проведения  таких  кардинальных  преобразований были неблагоприятными.  В условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в 26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические связи,  были  вынуждены   вводить  собственную  валюту. В  мае 1992 года в Латвии был   введен параллельный рубль,  в июле  замененный  собственными  денежными  знаками.  С  мая  по ноябрь свою валюту ввели все бывшие союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции, свертывания экономических связей ускорился, что не могло не способствовать ухудшению экономической  ситуации   как в России, так и странах СНГ.

Информация о работе Современный период развития России