Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:56, реферат
Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.
Для описания специфики данной области целесообразно проследить ее место в ряду других, "граничащих" с ней отраслей социологии.
Введение
Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.
Для описания специфики данной
области целесообразно
С точки зрения возрастной
дифференциации общества социология молодежи
"граничит" с такими областями,
как исследования детства, пожилых,
жизненного цикла, поколений. Отсюда сходство
в проблематике: возрастные границы,
возрастная дискриминация, смена поколений;
специфика переходного
Однако юность как предмет
исследования не может быть сведена
только к возрастным границам жизненного
цикла, ибо существует еще и социальный
аспект процесса взросления, рассматриваемый
в понятиях теорий социализации. Отсюда
пересечение с такими областями,
как социология образования, культуры,
семьи. Как следствие - проблематика
воспитания, агентов социализации,
социального контроля и самоопределения,
кризисов идентичности, связанных с
переходом из одного статуса в
другой. В методике это находит
отражение в использовании
Преобладание одного или другого подходов предопределяет различие национальных школ в социологии молодежи. В российской социологии, как правило, доминировал второй подход. Причиной тому - не только политические ограничения советского строя, рассматривавшего молодежь с точки зрения соответствия идеологическому идеалу, но и национальные традиции патерналистских отношений "по старшинству", которые перешли в советский период с дореволюционных времен.
Заметим также, что не во
всех странах эта отрасль
В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения "проблем с молодежью": социологи как бы отвечали на определенный социальный заказ, объясняя конкретную проблемную ситуацию. При этом теоретическое осмысление молодежного статуса в обществе в большинстве случаев оставалось в стороне. В результате социология молодежи больше связана с социальной практикой, чем с теорией.
Немецкий социолог К. Хурельман отмечает, что "исследования молодежи в основном сводились к больным точкам молодежного поведения, таким как кризис образования, безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм - т.е. тем проблемам, к которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля зрения выпадал целостный феномен "юности" как таковой".
Даже широко известные лекции Маргарет Мид об исторических типах культурного контакта поколений, а также анализ поколений как фактора социальных изменений К. Мангейма получили общественное признание значительно позже времени своего написания. Они были использованы в качестве возможной объяснительной теории ситуации молодежного протеста и волнений конца 60-х гг.
Поэтому, описывая историю этой области социологического знания, нельзя не говорить о конкретных социально-исторических ситуациях, в которых молодежь становилась объектом внимания и общественного мнения, и исследователей; на этой волне происходил всплеск интереса к молодежной тематике и формулировались новые акценты в ее рассмотрении.
В структуре данной главы периодизация динамики развития молодежных исследований совпадает с социальными ситуациями "проблем с молодежью": становление ее как социальной группы; рассмотрение молодежи в качестве трудового ресурса послереволюционной разрухи; первое послереволюционное поколение молодежи; осмысление молодежного бунта на Западе и проблемы сохранения идеологического контроля над молодым поколением в СССР; молодежные неформальные движения.
В развитии российской социологии можно выделить тенденции, общие для мировой социологии, и специфически национальные черты. К числу первых относится рассмотрение молодежи как компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи с проблемами образования, рынка труда и демографическими проблемами; существенно слабее, чем в западных национальных социологиях, разработана проблематика поколенческих культурных изменений и молодежной субкультуры, которые появились у нас значительно позднее. Формы политического протеста и молодежного экстремизма по понятным причинам обозначились как проблема лишь в самое последнее время.
Возрастные рамки юности
и молодости, специфика процесса
социализации при вхождении в
статус взрослого определяются конкретными
социально-историческими
В целом же российская социология
молодежи прошла сложный путь от упрощенного
представления о молодежи как
объекте социального контроля и
воспитания со стороны государственных
институтов до постепенного утверждения
концепции молодости как особой
фазы жизненного цикла с собственными
интересами и собственным (хотя и
незавершенным) социальным статусом. Закономерный
процесс социологического углубления
в объект исследования в отечественной
социологии был затруднен историко-
Усложнение и углубление
социального представления о
молодости вело не только к признанию
за молодым поколением собственных
интересов (самореализация молодежи),
но и к постепенной дифференциации
возрастной группы как объекта исследования,
к пониманию биологически-
1. Понятие «молодежь»
Одной из самых существенных
групп общества, в жизни и деятельности,
которой как в зеркале
О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи.
Прошедшее время не только
оставило свой след на этой сфере социологии,
но и дает возможность утверждать,
что в нашей социологической
науке сложилось и получило международное
признание специальное
Многообразие вопросов социальной
действительности, которое изучает
эта специальная
Прежде речь идет о социологическом
определении понятия «молодежь»
Анализ различных слоев
населения позволяет
Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это — экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.
Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.
По мере развития общества, наиболее важное значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.
Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.
Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.
Это, в свою очередь, определяет
избирательность и дифференци-
Учет этих обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что наряду с сохранением характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в современных условиях ряд специфических черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит мировоззренческим факторам как ведущим в деле определения связи поколений. В-третьих, сама преемственность осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между людьми.
Таким образом, определение
понятия «молодежь» взаимосвязано
с характеристикой
Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.
Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход — статистический,
где за основу определения возрастных
границ берутся временные показатели
средней продолжительности
Третий подход — социологический,
когда возрастные рамки определяются
сущностью объекта
Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:
а) учащиеся неполных и полных средних школ;
б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
Информация о работе Специфика развития молодёжи в современной России