Специфика развития молодёжи в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:56, реферат

Краткое описание

Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.
Для описания специфики данной области целесообразно проследить ее место в ряду других, "граничащих" с ней отраслей социологии.

Файлы: 1 файл

специфика развития молодёжи в современной России.docx

— 47.09 Кб (Скачать)

В свою очередь эта ситуация оказывает особое влияние на настроения молодых людей, затрагивает их ориентацию на получение образования. Среди  профессиональных предпочтений приоритет  по-прежнему отдается экономике (63,2 %), праву (37,4 %) и гуманитарным специальностям (47,4 %), в том числе психологии — 34 %, социальной работе — 28,1 %, социологии — 19,4 %. При этом, последние специальности  становятся также престижными и  конкурентоспособными.

Важно отметить, что большая  часть респондентов аргументирует  такой выбор желанием получить знания в области данной науки (34,7%), востребованностью профессии на рынке труда (16,5 %) и уверенностью в том, что рано или поздно полученные знания пригодятся в жизни (8,9 %). Почти треть опрошенных выпускников к моменту окончания вуза имеет опыт работы по избранной специальности.

В ценностных ориентациях  студенческой молодежи появляется ряд  новых тенденций, которые свидетельствуют  о дифференциации потребностей в  образовании. Прежде всего, это касается различий в целевых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в  вузе! Более 90 % преподавателей считают  вуз учреждением, где будущий  специалист получает профессиональные знания. Основная же масса студенчества (1—3 курсы) высказали мнение, что  институт позволяет им решать жизненные  проблемы, не имеющие прямого отношения  к образованию и получению  профессии. Доля таких мнений снижается  к моменту перехода студентов  на старшие курсы, но в целом продолжает превалировать над другими ценностями.

Среди новых функций образования  как социального института появляется не наблюдавшееся ранее направление, которое известно как рекреация. Значительная часть поступающей  в вузы молодежи рассматривает образование  в качестве условия, позволяющего спрятаться от многих тягот жизни, с которыми встречается молодой человек.

Это, прежде всего более  быстрое и устойчивое завоевание статусной позиции в обществе, а также легальная возможность иметь свободное время для каких-либо занятий и, не в последнюю очередь, — освобождение от службы в армии.

Происходящие изменения  в образовательной деятельности, в практике вузовской работы делают учебу престижной, позволяют рассматривать  ее как специфическую форму занятости  молодежи.

Молодые люди находятся под  двойным гнетом. С одной стороны  на их выбор влияют условия жизни  и учебы, а с другой — отсутствие социальных гарантий, делающих эти  условия приемлемыми.

Если учесть, что в психологическом  плане молодежь остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию  группой, то последствия такого отношения  к незанятости молодежи легко  предсказать.

Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в  жесткой взаимосвязи с учетом современных изменение в развитии российского государства.

Таким образом, молодежная проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая  теория дальнейшего обогащения данными  эмпирических исследований.

 

Заключение

 

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в  обществе, общественном сознании, и  от нашего сегодняшнего выбора путей  развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников  школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные  ценности молодёжи формируются не без  помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них  знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Очень часто приходится слышать  от старшего поколения, что наша жизнь  сегодня не та, что прежде, что  наше общество должно измениться. Но что  нужно сделать для этого? В  первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового  созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также  предполагает небывалое повышение  удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и  самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие. – М., «На Воробьевых», 1994.
  2. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М., 1998.
  3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

 


Информация о работе Специфика развития молодёжи в современной России