Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:56, реферат
Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.
Для описания специфики данной области целесообразно проследить ее место в ряду других, "граничащих" с ней отраслей социологии.
в) в возрасте от 20до 24 лет;
г) от 25 до 30 лет.
Еще более полно раскрывает
это понятие представление о
молодежи как о социально-
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.
— Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.
Итак, молодежь — это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.
2. Тенденции молодежного развития
Среди современных социальных проблем молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новых тенденциях молодежного развития.
К их числу принадлежит, прежде всего, проблема молодежной субкультуры, в которой с наибольшей достоверностью отражаются современные молодежные проблемы.
В классической социологии
понятие субкультуры связано
с наличием в обществе нормативной,
т. е. наиболее распространенной культуры.
Показатели нормативной культуры отражают
различные общественные явления: обычаи,
нормы и ценности, культурные ориентации,
художественные вкусы и предпочтения
исследуемого общества. В то же время
они характеризуют
Современное российское общество
характеризуется размытостью
В ее основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния.
Эти методологические позиции позволяют охарактеризовать сложности и противоречия формирования культурных потребностей.
3. Культурные потребности молодежи
Для определения культурного
вида потребностей известный интерес
представляет осмысление социально-психологических
механизмов этого явления. Свое начало
социально-психологическая
В отечественной социологии
известен также оригинальный подход
к определению структуры
Названные подходы не могут в полной мере характеризовать методологию осмысления проблемы субкультур без учета такого аспекта, как формирование разумных потребностей.
В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В данном случае эти условия
определяются рядом факторов: изменениями
социально-экономической
И еще одно важное обстоятельство,
без которого нельзя в полной мере
представить структуру
Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:
- потребность в знании
(теоретико-познавательная), интерес
человека к познанию
- нравственная потребность,
стремление к развитию таких
нравственных сторон поведения
и характера личности, как чувство
социальной справедливости, совести,
милосердия, доброты, порядочности,
чести, ответственности за
- потребность в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;
- художественно-эстетическая
потребность является
Тщательный анализ всей системы
духовных потребностей свидетельствует
о том, что они не остаются неизменными,
а представляют собой продукт
исторического развития. В определенных
жизненных условиях наблюдается
изменение и дифференциация духовных
потребностей. Особое влияние на этот
процесс оказывают социально-
Опираясь на такую структуру, концептуальная модель потребностей может быть сформулирована как теория трех уровней потребностей.
Это, во-первых, потребности, которые в сфере культуры выступают в виде потенциальных возможностей личности, такие, как априорная активность субъекта, стремление к общению, повышению культурного и образовательного уровня и т. п. В зависимости от их развития они могут перерасти в потребности второго уровня, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно. Это потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов, стремление к участию в художественной самодеятельности, к другим формам регламентированной досуговой деятельности и т. п. В-третьих, это потребности наиболее высокого уровня, предполагающие различные виды духовной деятельности, направленные на удовлетворение личностных запросов человека. Это индивидуальная работа по повышению духовной активности, по усвоению новостей науки и техники, культуры и искусства, политических знаний.
Учитывая пластичность культурных
потребностей, их динамичность и способность
проявляться в определенных индивидуализированных
продуктах духовного
В свою очередь, стимулом культурной деятельности является интерес как объективная реальность. Если представить структурно процесс реализации культурных потребностей, то интерес будет той первоначальной ячейкой, от которой личность начинает свой путь в приобщении к духовным ценностям и их усвоению, на основе которых и формируется субкультура.
Использование интереса в
качестве базисного ядра культурных
потребностей позволяет особенно близко
подойти к определению
Интерес всегда выражает волю
и желание конкретного
4. Особенности культурных потребностей
Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается. Другая сторона культурной потребности — ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.
Информация о работе Специфика развития молодёжи в современной России