Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, лекция
В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса августовские события способствовали окончательному распаду Советского Союза, превращению его в группу политически независимых государств, проводящих самостоятельный экономический и внешнеполитический курс. К власти в России пришло политическое руководство, избравшее западно-политический путь развития.
Прежняя вертикальная структура партийно-государственного управления была разрушена; возникли многочисленные партии, не получившие властных функций; профсоюзы провозгласили свою независимость и ушли от партийного влияния. Президент потерял рычаги управления и остался один на один с массами. Попыткой укрепления связи с народом явилось избрание в июне 1991 года Президента РСФСР всенародным голосованием. Им стал Б.Н. Ельцин. Спустя два месяца события августа 1991 года привели к фактическому отстранению от власти Президента СССР, полной ликвидации структур КПСС, исполнительная власть сосредоточилась в руках Президента России, который уже не смог управлять союзным государством, распущенным через несколько месяцев.2. Август 1991 - октябрь 1993 гг. . - ликвидация Советов, усиление власти Президента России.
После августовского переворота трансформация политической системы проходила по двум направлениям: - во-первых, шло дальнейшее укрепление власти Президента России во-вторых, усилилось противостояние между президентской властью и Советами.
С роспуском Советского Союза Россия стала его правопреемником в области международной и военно-политической, что способствовало усилению власти Президента. В марте 1992 года своим указом Б.Н. Ельцин образовал министерство обороны России и стал министром обороны. В мае были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, министром обороны назначен П.С.Грачев. Позднее были созданы федеральные службы контрразведки, внешней разведки, пограничная служба и управление охраны, подчиняющиеся непосредственно Президенту России.
Проводимые реформы, связанные с введением свободных цен, вызвали скачок гиперинфляции, что сказалось на спаде производства и ухудшении жизни населения. Настроения неуверенности передавались народным депутатам и отражались на решениях съездов Советов. Противоборство между Президентом и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года. На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено предложение Б.Н.Ельцина о референдуме по доверию президентской власти и проведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце марта 1993 года проголосовал за отрешение от власти Б.Н. Ельцина, однако не набрал необходимых двух третей голосов (за отрешение проголосовало 465 депутатов, против - 350).
Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политике президента России. К осени противоборство между народными депутатами и Президентом обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народных депутатов, однако те отказались подчиняться. Президент был вынужден применить военную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к человеческим жертвам. По официальным данным 196 человек было убито, 598 - ранено.
7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета, а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом в октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти, прекратили свое существование.
3. Октябрь 1993 - июнь 1996 гг. . - формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции.
После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций. Поскольку законодательные представительные органы отсутствовали, специально созданная Б.Н.Ельциным комиссия разработала проект Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу - нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали свое отношение к новой Конституции.
За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58,4% голосовавших), против высказались 23,5 млн. (41,6%). Конституция была принята. Она утвердила президентскопарламентскую систему управления. Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая Государственная Дума, Верхняя палата - Совет Федерации- из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов.
Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23,9% голосов, правительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской Федерации - 13,6% голосов. За ранее популярное движение "Демократическая Россия" было подано всего 4,3% голосов. Состав Думы отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных отношений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что инфляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения социально-политической напряженности.
Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правительственный блок "Наш дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Политическая ситуация была осложнена начавшимся в декабре 1994 года военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска несли большие потери без заметных успехов.
В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после двух туров голосования привели к победе Б.Н. Ельцина, опередившего лидера КПРФ Г.А. Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн.) голосов. Процесс реформ продолжался.
Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на противоборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения внутренней политики привели к новому курсу в области военной ..
Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям: - ликвидация военной организации Советского Союза; - создание национальных российских Вооруженных Сил; - реформа армии на основе смешанного комплектования; - роспуск Организации Варшавского Договора; - значительное сокращение вооруженных сил и вооружений; - пересмотр военной доктрины; - ориентация на сближение с НАТО.
После второй мировой войны военная организация Советского Союза создавалась в качестве противовеса военной организации капиталистических государств во главе с США. К 90-м годам друг другу противостояли внушительные армии, вооруженные смертоносным ракетно-ядерным оружием. В Европе у НАТО имелось 94 боеготовых дивизии, у Варшавского Договора - 78, численность войск достигала почти по 5 млн. человек у каждой из сторон. 5 (*)
В январе 1986 года М.С. Горбачев выступил с заявлением о программе взаимного сокращения вооружений НАТО и ОВД, однако оно было встречено прохладно на Западе. Продолжалось выполнение программ, развернутых в начале 90-х годов. Тогда в декабре 1988 года М.С.Горбачев с трибуны Организации Объединенных Наций объявил об одностороннем разоружении и сокращении Вооруженных Сил Советского Союза. Начался вывод советских войск из зарубежных государств, в том числе из Афганистана. В 1990 году была распущена Организация Варшавского Договора, военно-политический блок европейских социалистических государств, просуществовавший 35 лет. Призывы к одновременному роспуску НАТО не нашли ответа.
Рубежным этапом советской военной политики явился 1991 год. Распад Советского Союза означал ликвидацию военной организации СССР. Вместо одной ядерной державы - СССР - возникло четыре: Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Новые суверенные государства потребовали пропорционального раздела Вооруженных Сил и вооружений, соответствующей военной инфраструктуры, что и было произведено. Рухнула когда-то единая система противовоздушной и противоракетной обороны, создававшаяся десятки лет.
В течение 1992 года каждая из бывших союзных республик сформировала собственный аппарат управления войсками, в мае 1992 года указом Президента России Б.Н.Ельцина были созданы российские вооруженные силы. Они создавались в новых условиях, когда было ликвидировано руководство КПСС Вооруженными Силами и вновь остро стал вопрос о внутренней функции армии, то есть об использовании для подавления выступлений внутри страны и в "горячих точках". Укрепляются внутренние войска, создаются части специального и особого назначения.
Непопулярные действия войск во внутренних конфликтах вызвали нежелание молодежи служить в армии, уклонения от службы, выросло дезертирство. Правительство было вынуждено перейти на смешанный принцип комплектования армии, то есть наряду с призывом прохождение службы по контракту. Добровольцы-контрактники направлялись в "горячие точки", использовались в специальных мероприятиях по охране общественного порядка.
Углубляющийся экономический кризис и изменение предназначения вооруженных сил, отказ от политики конфронтации с Западом ускорил сокращение армии и вооружений. С Соединенными Штатами был подписан договор о сокращении обычных вооружений, несколько тысяч танков, артиллерийских систем и самолетов были отправлены на слом, проходило значительное сокращение личного состава. Политическое руководство избрало путь на сближение с НАТО, были выведены из боевого дежурства и перенацелены ракетно-ядерные средства, подписан договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-3. В июне 1992 года президенты России и США подписали Вашингтонскую хартию о дружбе. Россия подписала договор с НАТО о присоединении к программе "Партнерство ради мира". Военная доктрина России была пересмотрена. В ней указывалось, что в нынешних условиях у российского государства нет врагов, вооруженные силы будут строиться для оборонительных задач.
Однако бывшие военно-политические противники Советского Союза и его правопреемника - России сделали немного в области сокращения вооружений и вооруженных сил. Блок НАТО продолжал укрепляться и провозгласил программу расширения на Восток за счет присоединения восточно-европейских государств. Задачу обеспечения внешней безопасности новому российскому руководству решить не удалось. Она продолжает оставаться актуальной в силу того, что достаточных средств на реформирование и перевооружение армии не имеется, сохраняется внутренняя нестабильность в обществе, не гаснут конфликты в "горячих точках".
Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капиталистическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило внешнюю политику .. В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям: - отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, роспуск Совета Экономической Взаимопомощи; - пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего мира"; - разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением; - сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок;- активное участие в акциях под эгидой ООН;- восстановление отношений с Китаем.
Курс на сближение с капиталистическими странами означал разрыв с прежними социалистическими союзниками. По своим масштабам такой крутой поворот явился событием всемирно-исторического значения. Социалистическая система в лице 15 социалистических стран выпускала около 40% мировой промышленной продукции, имела треть населения земного шара. С 1991 года, когда руководство СССР объявило об отказе от прежних форм экономического сотрудничества и переходе к прямой торговле на конвертируемую валюту, начался быстрый распад социалистического содружества. Был распущен Совет Экономической Взаимопомощи, ставший ненужным. Восточноевропейские социалистические страны оказались в кризисном состоянии, к власти там пришли правительства капиталистической ориентации, эти страны устремились на европейский рынок. Осенью 1990 года произошло воссоединение Германии, Бывшая Германская Демократическая Республика влилась в состав ФРГ: социалистическая система распалась.
Изменилась политика по отношению к освободившимся странам. Были прерваны союзнические связи с такими странами, как Ирак, Эфиопия, Ливия, Ангола, Мозамбик, Йемен и другими. Полностью были прекращены связи с коммунистическими и рабочими партиями западных стран.
После того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности ООН, российское внешнеполитическое ведомство все чаще стало поддерживать инициативы США, совместно выступать в международных акциях ООН, в том числе военных. В ответ на это России было обещано место в семерке ведущих капиталистических государств. В 1995 году Россия вошла в Совет Европы, международную парламентскую организацию, объявила о поддержке ее Устава.
Все эти новые внешнеполитические акции преследовали одну цель: вхождение в мировой капиталистический рынок. России были представлены кредиты Международного валютного фонда, правда, в сравнительно небольших размерах. Западный мир с настороженностью следил за развитием событий в бывшем Советском Союзе. Экономика России была признана экономикой переходного периода, что означало предоставление некоторых льгот. Однако западные державы не торопились вкладывать свои капиталы в новую российскую экономику. За период с 1991 по 1996 год иностранные инвестиции в России составили всего лишь несколько миллиардов долларов. Если в 1995 году в экономику Китая поступило иностранных инвестиций на 70 млрд. долларов, то в российскую экономику - всего 2 млрд. Процесс сближения с Западом шел медленно.
Позитивным актом внешней политики России явилась попытка преодолеть прежний разрыв в отношениях с Китаем. Визиты М.С.Горбачева, а затем Б.Н.Ельцина в Китай, подписание договоров о сотрудничестве, шаги навстречу в разрешении пограничных споров благоприятно сказались на развитии российско-китайских отношений.