Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:24, реферат
Сейчас в общественном сознании понятие "независимость" стоит в одном ряду с понятием "свобода". Здесь встает вопрос: свобода от чего, и свобода для чего? В настоящее пора свобода является главным аргументом для тех, кто не хочет быть зависим от закона, порядочности и терпения, а также для тех, кто не хочет и не привык работать, добиваться всего своим трудом, и жертвовать чем-то ради своего блага. А свобода слова превратилась в независимость от профессионализма, компетентности и ответственности, а также в оправдание и защиту невежества, глупости или продажности определенной части людей, работающих с информацией.
В данной кантрольной работе мы разберем основные темы независимого Казахстана.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Провозглашение независимости Казахстана………………………………………………..4
2.Государственное строительство Республики Казахстан......................................................5
2.1Конституция 1993 г…………………………………………………………………………10
2.2Конституция Республики Казахстан 1995 г……………………………………………..10
2.3 Система государственного управления…………………………………………………11
2.4Ассамблея народов Казахстана…………………………………………………………...14
3.Общественное движение и политические партии. Общественно-политическая жизнь Рк…………………………………………………………………………………………………...16
4.Список литературы…………………………………………………………………………….22
Осенью 1994 года
появилось еще одно “антипрезидентское”
объединения - Гражданского Комитета Общественного
спасения “Отан-Отечество”. В него вошли
КПК, ВКП(б),ВЛКСМ, “Алаш”, Русской общины,
Рабочего движения Казахстана, “Лад”.
В 1997 году было
создано Гражданское движение «Азамат»
- сопредседатели
- Г. Абильсиитов, М.Ауэзов, П.Своик. В декабре
1998 года движение «Азамат» объявило о создании
политической партии под одноименным
названием. Наконец, в декабре 1998 года
состоялся организационный съезд оппозиционной
Республиканской Народной партии Казахстана
- председатель - А. Кажегельдин. Таким
образом, можно констатировать окончательное
складывание многопартийности в Казахстане
и превращение ее в привычный атрибут
политической жизни.
Основная часть
1. Реформа политической системы Казахстана (1991-2007)
16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана.
Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели.
Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.
В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.
На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.
В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.
На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах - Маслихаты.
На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.
Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.
Он начинается
с обнародования Послания Президента
страны народу Казахстана и внесения осенью
1998 г. изменений в Конституцию и другие
законодательные акты, расширившие полномочия
Парламента.
Для создания
полноценного демократического государства
обязательным условием является учет
интересов всего общества. С этой целью
в Казахстане наблюдалось постепенное
строительство парламентаризма, основанного
на многопартийности. Рассмотрим подробнее
путь, который прошел Казахстан от государства
с централизованной командно-административной
системой власти до современного демократического
государства.
Современный
казахстанский парламент сменил однопалатный
орган представительной власти - Верховный
совет (ВС), который впервые был сформирован
на основе Конституции Казахской ССР 1937
года, а затем - конституций образца 1978-го
и 1993 года.
За время своего
существования ВС избирался тринадцать
раз. Первые выборы в него были проведены
24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала
90-х годов, формирование депутатского
корпуса проходило на безальтернативной
основе под жестким контролем Коммунистической
партии.
Кандидаты в депутаты
подбирались по классовому, партийному,
национальному, половозрастному и другим
квотам, установленным партийными организациями.
Высшие чиновники государственных органов,
руководители партийных, комсомольских
и профсоюзных органов выдвигались кандидатами
в депутаты согласно занимаемой должности.
В связи с этим выборы были фактически
формальными. Поэтому их советский вариант
был изначально ущербным.
Принципиальные
перемены начались с 1990 года, в марте которого
состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва.
Это были первые наиболее демократичные
выборы в высший законодательный орган
республики в условиях еще достаточного
влияния командно-административной системы.
В предвыборной борьбе за 360 депутатских
мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов.
И хотя эти выборы проходили при отсутствии
полноценных политических партий, они
придали необратимость процессам трансформации
тоталитарной системы.
ВС двенадцатого
созыва сыграл особую роль в становлении
парламентаризма в Казахстане.
Во-первых, ВС
принял закон, согласно которому в стране
был учрежден пост президента. Первым
главой государства всенародным голосованием
был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Во-вторых, ВС
принял декларацию «О государственном
суверенитете Казахской ССР», в которой впервые
была закреплена неделимость и неприкосновенность
территории республики, а страна определена
как субъект международного права, введены
институт гражданства и равноправие форм
собственности.
28 января 1993 года
ВС РК принял первую постсоветскую Конституцию
Казахстана, завершившую становление
суверенитета республики и продолжившую
утверждение подлинной демократии и конституционализма.
Конституция 1993 года открыла простор для
положительной динамики развития казахстанского
общества, отказавшись от однопартийного
политического правления, монопольной
экономической системы, идеологии исторического
насилия.
Однако в Конституции
1993 года, как и в прежней, ВС был наделен
весьма широкими полномочиями, что затрудняло
осуществление принципа разделения власти
и создание системы сдержек и противовесов.
Неработающие механизмы сдержек и противовесов
позволяли ВС вмешиваться в деятельность
правительства или подменять его, что
привело к досрочному прекращению деятельности
представительного органа республики
- его самороспуску.
Выборы, прошедшие
7 марта 1994 года, способствовали становлению
многопартийности в республике. В выборах
приняли участие 73,84 % избирателей. Всего
же на 135 одномандатных округов было выдвинуто
910 человек, из которых были зарегистрированы
692 кандидата. В итоге за один депутатский
мандат боролись в среднем по республике
пять претендентов.
ВС тринадцатого
созыва стал первым профессиональным
парламентом Казахстана, в котором депутаты
работали на постоянной основе. Однако
его судьба оказалась драматичной. Он
вступил в свои права в наиболее сложный
период состояния экономики и государственного
строительства, когда не был доведен до
логического завершения механизм разделения
ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого
созыва заложил предпосылки дальнейшего
развития парламентаризма в Казахстане.
В результате
референдума, проведенного 30 августа 1995
года, была принята новая Конституция
Казахстана, устранившая недостатки прежнего
государственного устройства. 30 августа
1995 года 81,9 процента населения, принявшего
участие в референдуме, высказалось за
принятие нового Основного закона. Он
провозгласил принцип разделения власти
и закрепил систему сдержек и противовесов,
а также утвердил в качестве высших ценностей
человека его жизнь, права и свободы.
В соответствии
с законодательством Казахстана на выборах
в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена
половина состава сената (верхняя палата
парламента).
Осенью 1999 года
в соответствии с внесенными конституционными
изменениями впервые в Центральной Азии
состоялись выборы в мажилис (нижняя палата
парламента) по смешанной схеме, которая
предоставила политическим партиям возможность
избираться в парламент по партийным спискам
на основе пропорционального представительства.
Выборы в мажилис
парламента РК третьего созыва состоялись
в сентябре 2004 года. В выборах принимали
участие 12 политических партий, из них
четыре - в составе двух избирательных
блоков. В результате выборов в мажилис
было избрано 77 депутатов, 59 из которых
были выдвинуты политическими партиями.
Как известно,
в 2007 году парламент внес в Конституцию
РК принципиальные изменения и дополнения,
инициированные президентом Нурсултаном
Назарбаевым. Эти корректировки существенно
расширили права высшего законодательного
органа власти страны и укрепили полномочия
главы государства.
Новации оказались
настолько серьезными, что нижняя палата
парламента в интересах ускорения демократических
реформ пришла к выводу о необходимости
досрочного роспуска мажилиса и назначения
внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены
ходатайствовали перед президентом. Нурсултан
Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом
чего и стало назначение внеочередных
выборов в мажилис по принципиально новой
для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года.
Главная особенность данной кампании
по формированию законодательной власти
состоит в том, что если выборы в местные
представительные органы прошли по уже
известной казахстанцам схеме, то в нижнюю
палату парламента - по принципиально
новой. 18 августа впервые в истории республики
ее жители голосовали не за конкретных
кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту
или другую из семи партий, которые претендуют
на места в нижней палате парламента. Это
открыло новую страницу в истории казахстанской
демократии и парламентаризма.
В настоящее время
в Казахстане официально функционируют
10 партий: Народно-демократическая партия «Нур
Отан», Коммунистическая
партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана,
Казахстанская социал демократическая
партия «Ауыл», Демократическая
партия Казахстана «Ак Жол», Партия «Руханият», Демократическая
партия «?дiлет», Коммунистическая
Народная партия Казахстана, Общенациональная
социал демократическая партия, Демократическая
партия Казахстана «Настоящий Ак Жол».
Согласно результатам
выборов, прошедших 18 августа 2007 года,
98 мест в парламенте было отдано народно-демократической
партии «Нур Отан», председателем которой
является Н.А. Назарбаев. Это свидетельствует
о том, что данная партия является сильной,
эффективно функционирующей, оправдывающей
надежды общества.
Но, несмотря
на то, что лидирующее место в парламенте
Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии
продолжают действовать. Их основными
целями являются повышение уровня экономики,
решение социальных вопросов, развитие
высоконравственного и духовно богатого
общества.
4.Список литературы.
1.Современный Казахстан:цыфры и факты. Алматы,1998
2.Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана(1985-2002),Алматы 2003
3.БумретаеваЮ.О. Политические партии Казахстана. Справочник Алматы,1998
4.Назарбаев Н. Казахстан - 2030. Алматы 1997
5. АСФЕНДИЯРОВ
С. - ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА. АЛМАТЫ, 1993