Социально-политический строй России начала 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:01, доклад

Краткое описание

Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным. Нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Преобразование  центральных органов государственного управления

В XVI — нач. XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые  бюрократизировались. Реформа центральных  органов власти была проведена постепенно, в два этапа:

I . 1699 г. — нач. XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).

II . Реформа 1718—1720 гг. упразднила  большинство приказов и ввела  12 коллегий (табл. 1). Преобразование  началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. «О выбирании  советников и асессоров».

Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление  задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным. Нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

Структура коллегии: присутствие, президент (вел заседание), вице-президент, 4—5 советников, 4 асессора. Имелась канцелярия коллегии, в которую входили секретарь, нотариус, регистратор, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату, а ей — местный аппарат. С 1720 г. для коллегий был введен единый «Генеральный регламент» (156 глав).

В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному  принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили «доношениями». Коллегиям предо ставлялось право доносить царю о том, в чем они «усматривали государственную пользу». При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность [11].

Таблица 1 Преобразование приказов в коллегии (1718—1720 гг.)

ПРИКАЗЫ

КОЛЛЕГИИ 

Дворцовые

Патриаршие 

Админист-ративные и полицейско-судебные

Местные органы

Областные

Военные

Финансовые 

Казенный 

Дворцовый патриарший

Сыскных дел 

Приказная (съезжая) изба

Казанский

Казачий

Денежных сборов

Иностранных дел –  высший орган государства, определяв-ший внешнюю политику

Большого Дворца

Казенный патриарший

Московский судный

Земская изба

Сибирский

Стволь-ный 

Денежной раздачи 

Военная – направляла комплекто-вание регулярной армии, управляла делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии

Коню-шенный

Судный патриарший

Владимир-ский судный

Губная изба

Великого княжества Литовского

Сбора даточных людей 

Сбора стрелецкого хлеба 

Адмирал-тейская –  ведала воинскими морскими делами

Постельный 

 

 

Разбойный

 

 

Великой России

Сбора ратных людей 

Хлебный

Берг-коллегия – занималась поисками новых месторож-дений

Соколь-ничий 

 

 

Монас-тырский 

 

 

Малорос-сийский 

Городо-вого дела

Печатный 

Мануфактур-коллегия –  руководила промышлен-ностью

Ловчий 

 

 

Ямской 

 

 

Великого княжества Смолен-ского 

Оружей-ная палата

Сбора пятинных и запросных денег 

Комерц-коллегия –  наблюдала за всеми отраслями торговли

Золотых и серебряных дел 

 

 

Земский

 

 

Лифлянд-ских дел 

Бронный

Большой казны 

Камер-коллегия –  надзирала за всеми видами государст-венных сборов

Царская мастерская

 

 

Холопий

 

 

 

 

Аптекар-ский

Большого прихода 

Штатс-контор-коллегия – осуществляла контроль за всеми государствен-ными расходами, составляла государствен-ный штат (коллегий, губерний, провинций).

Царицына мастерская

 

 

Приказных дел

 

 

 

 

Каменных дел 

Новая четверть

Ревизион-коллегия – осуществляла ревизию всех счетных дел

Пани-хидный

 

 

Записной 

 

 

 

 

Стрелец-кий 

Ярославская, Костромская четверть

Юстиции – ведала обще-уголовными, граждан-скими и фис-кальными делами

 

 

 

 

Книгопе-чатных дел 

 

 

 

 

Пушкар-ский

Владимир-ская четверть

Духовная коллегия –  Синод – ведала делами церкви, являлась администр-ративным и судебным учреждением

 

 

 

 

Челобитный 

 

 

 

 

Рейтар-ский

Устюжская четверть

Вотчинная – руководила формирова-нием частной собствен-ности на землю, слиянием вотчины в один вид - имение

 

 

 

 

Полоня-ночный

 

 

 

 

Инозем-ный 

Галицкая четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новгородская четверть

 

 

Количество коллегий не было постоянным. В 1722 г., например, была ликвидирована Ревизион-коллегия, но позже восстановлена. Для управления Украиной в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, несколько позже — Коллегия экономии (1726г.), Юстиц-коллегия, Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (ок. 1725 г.) и др. Руководили коллегиями (являлись их президентами) наиболее близкие сподвижники Петра I : А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, П.П. Шафиров, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев, П.А. Толстой, Д.М. Голицын.

Таким образом, потребности внутриполитического  развития и международного положения страны требовали дальнейшей централизации управления. Преобразование приказов как пережитка сословно-представительной монархии и введение коллегий явилось важным этапом в формировании дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления и введением министерств.

Реформа местного управления и самоуправления

Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был  посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская — позднее С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская — позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая ад министративная реформа Петра. А.А. Кизеветтер подчеркивает фискальный характер этой реформы: «...каждая часть (регулярной армии. — Авт.) содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой она будет расквартирована... Собрать с губернии положенные по табели сборы и своевременно доставить их в соответствующие полки — в этом заключалась главная сущность, альфа и омега административных задач, возложенных на губернатора» [12]. К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в  строй губернского управления коллегиальное  и избирательное начала. При губернаторе  был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был  избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей). Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом [13].

С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, ибо первая, проводившаяся  с 1708 г., в основном была завершена  к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Это была вторая после ландратов попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земс кий комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община — субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов). В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей — лесных, земельных, сенокосных и т.п.). Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой — как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией [14].

Петровские реформы коснулись  также и устройства управления торгово-промышленным населением городов. В фискальных интересах и в целях предоставления больших прав купечеству в 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение избираемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (таможенных, питейных и др.) налогов с городского населения [15]. Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой заседали бурмистры из крупного московского купечества, выходила с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вроде Министерства городов и городских сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистерской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая городская реформа Петра.

В 1720 г. была проведена вторая городская  реформа — магистратская. 13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Вице-президентом Главного магистрата был назначен богатый купец И. Исаев. Магистраты, состояв шие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магистраты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, пристаней, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 г. судебной реформой [16].

По второй городской реформе  население городов было разделено  на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регулярные» делились на две гильдии: в первую входили дворяне, купцы и промышленники, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Правом избирать в местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане.

Причины того, что Петру I не удалось  разрешить во всей полноте столь  занимавшую его проблему местного управления А.А. Кизеветтер, например, видит в  «добровольном абсентеизме» дворянства, почти поголовно занятого на военной  службе и лишь случайно и мимолетно заглядывающего в свои родовые усадьбы: «Только раскрепощение общества и взаимное сближение сословий могло бы оживить самодеятельность русской провинции, но задачи этого рода были еще чужды эпохе Петра» [17].

Лишенные условий для жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.

Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I , имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 до 1918 г., т.е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. [18] Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.

На ход преобразований накладывала  неизгладимый отпечаток личность Петра, решительного, нетерпеливого, порывистого, стремительного, склонного к насилию, физической расправе. Нововведения осуществлялись в России и до него. Но только Петр придал им невиданный размах, небывалые темпы, круто повернул к Западу. Человек большого ума и кипучих страстей, твердого характера и колоссальной энергии, Петр I отказался от византийского великолепия своих предшественников. Во главе страны стал царь-мастеровой, в котором в то же время проступал «нетерпеливый и самовластный помещик» (А.С. Пушкин), приверженец кнута и произвола. Всегда Петр I действовал как царь-самодержец, до конца уверовавший в чудодейственную силу государственного принуждения.

К концу 20-х гг. XVIII в. стали очевидны как фантастически ободряющие, так  и ужасающие последствия петровского правления. Россия встала перед выбором дальнейшего пути. К этой критической точке Россию подвел сам Петр. В свое время М.М. Сперанский так определил политическое значение эпохи Петра: «Петр Великий во внешних формах правления ничего решительно не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле».

В ходе петровских реформ к активной политической жизни были также вызваны  люди, которые дышали уже иным цивилизационным  воздухом и должны были уже рано или поздно поставить под сомнение политические рычаги, используемые Петром I для достижения своих грандиозных замыслов по превращению России в подлинно европейскую державу. Первые признаки этого мы видим в оппозиции Петру I со стороны его сына, царевича Алексея, и поддерживающих его некоторых ближайших сподвижников Петра I . Все они были уничтожены царем. Чудом спасшийся сторонник Алексея Д.М. Голицын стал членом высшего государственного учреждения России 1726— 1730 гг. — Верховного тайного совета. «Верховники» во главе с Д.М. Голицыным разработали «кондиции» (условия), которые приняла царица Анна Ивановна (1730—1740 гг.). Без согласия Верховного тайного совета императрица не могла назначать себе наследника, начинать войну и заключать мир, вводить новые налоги, расходовать государственные средства, раздавать земли и др. Это было одно из первых в истории России значительных ограничений самодержавия. В «кондициях» «верховников», продолжавших дело царевича Алексея, можно видеть конституционные проекты России [19].

Установление  абсолютизма в России [1]. Высшие государственные учреждения

Преобразования Петра I коснулись  всех областей государственного управления. Они были подготовлены всем ходом  развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре государственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосылки дальнейшей централизации управления первой четверти XVIII в. состояли в следующем (выделим десять пунктов для удобства изучения):

Информация о работе Социально-политический строй России начала 20 века