Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:20, реферат
В начале 20-х годов XX века наша страна в крайне тяжелом положении. Первая мировая и гражданская войны, развал старой империи, а также полити- ка военного коммунизма привели Россию на край гибели. Однако всего за нес-колько лет новой власти удалось не только исправить ситуацию, но и по мно- гим параметрам превзойти довоенные показатели в промышленности и сельс-ком хозяйстве. Это позволила сделать новая экономическая политика (НЭП).
ВВЕДЕНИЕ
1 Предпосылки новой экономической политики
2 Ход развития НЭП
2.1 Провозглашение НЭП
2.2 Законодательные меры
2.3 НЭП в сельском хозяйстве
2.4 НЭП в промышленности
2.5 НЭП в финансовой сфере
2.6 Государственное планирование в период НЭП
2.7 Товарооборот и кризисы
3 Расцвет НЭПа и начало индустриализации
3.1 Источники финансирования индустриализации
3.2 Промышленное развитие
3.3 Развитие сельского хозяйства
3.4 Кооперация
3.5 Иностранное участие
3.6 Экономический механизм и государственное регулирование
3.7 Социально-психологический настрой общества
4 Конец НЭПа
4.1 Усиление противоречий
4.2 Свертывание финансово-денежной системы
4.3 Конец НЭПа на селе
4.4 Ликвидация концессий
4.5 Перспективный план
5 Результаты НЭПа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»
___
РЕФЕРАТ
по дисциплине (специализации) «_История экономики_»
Челябинск 2011
АННОТАЦИЯ
Русинович В.В. НЭП. Экономика России в 20-е годы XX века – Челябинск: ЮУрГУ, ЗИЭФ, 2011,57с., библиогр. список 7 наим.
Данный реферат представляет развернутое описание новой экономической политики, которая проводилась в 20-е годы в России. Представлены действия власти в ходе проведения НЭП и их результаты.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Предпосылки новой экономической политики
2 Ход развития НЭП
2.1 Провозглашение НЭП
2.2 Законодательные меры
2.3 НЭП в сельском хозяйстве
2.4 НЭП в промышленности
2.5 НЭП в финансовой сфере
2.6 Государственное планирование в период НЭП
2.7 Товарооборот и кризисы
3 Расцвет НЭПа и начало индустриализации
3.1 Источники финансирования индустриализации
3.2 Промышленное развитие
3.3 Развитие сельского хозяйства
3.4 Кооперация
3.5 Иностранное участие
3.6 Экономический механизм и государственное регулирование
3.7 Социально-психологический настрой общества
4 Конец НЭПа
4.1 Усиление противоречий
4.2 Свертывание финансово-денежной системы
4.3 Конец НЭПа на селе
4.4 Ликвидация концессий
4.5 Перспективный план
5 Результаты НЭПа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В начале 20-х годов XX века наша страна в крайне тяжелом положении. Первая мировая и гражданская войны, развал старой империи, а также полити- ка военного коммунизма привели Россию на край гибели. Однако всего за нес-колько лет новой власти удалось не только исправить ситуацию, но и по мно- гим параметрам превзойти довоенные показатели в промышленности и сельс-ком хозяйстве. Это позволила сделать новая экономическая политика (НЭП).
В данном реферате описаны все шаги руководства страны по проведению этой политики, отражены результаты всех нововведений и их влияние на состояние экономики страны. Также в реферате названы причины свертывания НЭП и пе-реходе к административному управлению.
1 Предпосылки новой экономической политики
К концу 1920 года гражданская война в России велась уже только на пери- ферии, и большая часть страны была освобождена от военных действий. Это позволило ставить задачи восстановления хозяйства и построения социалис- тической экономики.
К 1921 Россия буквально лежала в руинах. От бывшей Российской импе- рии отошли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Запад- ной Белоруссии, Западной Украины, Карской области Армении и Бессарабии. По подсчётам специалистов численность населения на оставшихся территориях едва достигала 135 млн. человек. Потери на этих территориях в результате войн, эпидемий, эмиграции, сокращения рождаемости составили с 1914 г. не менее 25 млн. человек.
Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуж- дены покидать города и уезжать в деревню. Общий объём промышленного производства сократился в 7 раз. Оборудование давно не обновлялось. Если в 1913 году производилось 27 килограмм стали и 19 метров хлопчатобумажной ткани на душу населения, то в 1920 году выпускалось 1,5 килограмма и 0,77 метров соответственно. Вышло из строя 80% железнодорожных путей. Грузо- оборот в 1920 г. составил 27,8% от уровня 1913 года.
Объём сельскохозяйственного производства сократился на 40 % в связи с обесцениванием денег и дефицитом промышленных товаров.
Общество деградировало, его интеллектуальный потенциал значительно ослаб. Большая часть российской интеллигенции была уничтожена или поки- нула страну.
Остановка производства усугублялась сворачиванием товарно-денежных отношений, безудержной эмиссией. Бюджет 1921 года был сверстан на нищенскую сумму в 1,8 млрд. руб. с дефицитом в 1,8 млрд. руб., который покрывался эмиссией. Инфляция составляла 1200-1800% в месяц.
К этому времени сложилась классическая система нетоварного производ- ства и директивного распределения продукции государственных предприятий. Главки ВСНХ составляли материальные балансы производства и распределе- ния важнейших видов продукции, устанавливали заводам задание по объему и номенклатуре выпуска, сами распределяли готовые изделия и (с постоянно растущими сбоями) обеспечивали предприятия сырьем, материалами, топли- вом.
Оплату тоже натурализовали. На ряде предприятий рабочие вместо зарпла- ты получали готовую продукцию, которую обменивали на рынке на необходи- мую им продукцию. Снабжение же большинства трудящихся, а также крестьян-бедняков (всего примерно 78 млн. человек) осуществлялось по карточкам, фак- тически бесплатно. С января 1921 года власти решили сделать бесплатными все товары и услуги трудящимся. Казалось, до полного, пусть пока и нищенского коммунизма оставалось несколько шагов. Но преодолеть разруху не удавалось. Вместо этого в столицах еще раз сократили и без того ничтожные хлебные пайки.
Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, не только отказывались сдавать хлеб, но и поднялись на вооружённую борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учреди- тельного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной армии.
Недовольство перебросилось и на армию. 1 марта 1921 года моряки и красноармейцы Кронштадтского гарнизона под лозунгом “За Советы без коммунистов!” потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и, как следует из лозунга, исключения из них всех коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться своей землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, то есть ликвидации продразвёрстки. Убедившись в невозмож- ности договориться с восставшими, власти предприняли штурм Кронштадта. Чередуя артиллерийский обстрел и действия пехоты, к 18 марта Кронштадт удалось взять; часть восставших погибла, остальные ушли в Финляндию или сдались.
Из воззвания Временного революционного комитета г. Кронштадта:
“Товарищи и граждане! Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в состоянии вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается. Эти волнения, эти требования — голос всего народа, всех трудящихся. Все рабочие, моряки и красноармейцы ясно в настоящий момент видят, что только общими усилиями, общей волей трудящихся можно дать стране хлеб, дрова, уголь, одеть разутых и раздетых и вывести республику из тупика…”.
Таким образом, главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.
В этих условиях и был объявлен поворот к новой экономической политике.
Провозглашенная всерьез и надолго новая экономическая политика (НЭП) в это время не была до конца понятна не только населению страны, но и ее руководству.
Было ясно, что необходимо ликвидировать наиболее сковывающие усло- вия – продразверстку и распределение, всеобщую трудовую повинность – и создать стимулы к свободному труду. Уже в 1920 году раздавались призывы отказаться от продразвёрстки: так, в феврале 1920 года соответствующее предложение внёс в ЦК Троцкий, но получил лишь 4 голоса из 15-ти; примерно в то же время, независимо от Троцкого, тот же вопрос в ВСНХ поднимал Рыков. Принципиальные же вопросы – допущение частной собственности в производстве, существо финансовой системы и, главное источники финансиро- вания восстановления и развития хозяйства – горячо дискутировались.
В ходе обсуждений становилось ясно, что НЭП должен представлять собой рыночную систему с мощным государственным управлением, значительной долей государственной собственности, развитыми механизмами социальной защиты. Понятно, что создание рыночной экономической системы, принци- пиально противоположной господствовавшей до этого военно-административ- но-распределительной, требовало наличие ряда условий. К ним относятся:
- определенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производ- ства, обеспечивающий хотя бы минимальное функционирование внутреннего товарного рынка;
- наличие стабильной финансово-денежной и кредитно-банковской системы (деньги в 1920 г. не работали, Государственный банк был ликвидирован);
-развитая инфраструктура рынка (банки, финансовые компании, товарные, фондовые и трудовые биржи, агентства и т.д.), механизмы которой опираются на сформированную юридическую базу;
-наличие у государства инструмента отображения и анализа экономики, позво- ляющего не только отслеживать результаты рыночных процессов, но прогнози-ровать и, возможно планировать их развитие;
- масса специалистов высшего и среднего управленческого звена, принимаю- щего законы и правила экономических отношений и умеющих работать в усло- виях рынка;
- социально-психологическая настроенность общества на существование в условиях рыночных отношений.
Всего этого не было в 1920 г., все эти необходимые для НЭП условия надо было создать. Поэтому период с момента провозглашения НЭПа в 1921 г. по 1924 г. следует считать временем создания условий для новой экономической политики.
2 Ход развития НЭП
2.1 Провозглашение НЭП
Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений Х съезда РКП(б) продразвёрстка была отменена и заменена натуральным прод- налогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства, уставшему от войны крестьянству.
Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть — допущение рыночных отношений НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание усло- вий для социализма.
Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благопри- ятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление норма- льных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.
2.2 Законодательные меры
В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торго- вых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда (с десяти работников в 1920 г. до двад- цати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Осущес- твлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.
В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Так, 22.05.1922 г. ВЦИК издал декрет «Об основ- ных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР». Затем постановлением ВЦИК от 11.11.22 г. с 1.01.23 г. был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.
Информация о работе НЭП. Экономика России в 20-е годы XX века