Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:20, реферат
В начале 20-х годов XX века наша страна в крайне тяжелом положении. Первая мировая и гражданская войны, развал старой империи, а также полити- ка военного коммунизма привели Россию на край гибели. Однако всего за нес-колько лет новой власти удалось не только исправить ситуацию, но и по мно- гим параметрам превзойти довоенные показатели в промышленности и сельс-ком хозяйстве. Это позволила сделать новая экономическая политика (НЭП).
ВВЕДЕНИЕ
1 Предпосылки новой экономической политики
2 Ход развития НЭП
2.1 Провозглашение НЭП
2.2 Законодательные меры
2.3 НЭП в сельском хозяйстве
2.4 НЭП в промышленности
2.5 НЭП в финансовой сфере
2.6 Государственное планирование в период НЭП
2.7 Товарооборот и кризисы
3 Расцвет НЭПа и начало индустриализации
3.1 Источники финансирования индустриализации
3.2 Промышленное развитие
3.3 Развитие сельского хозяйства
3.4 Кооперация
3.5 Иностранное участие
3.6 Экономический механизм и государственное регулирование
3.7 Социально-психологический настрой общества
4 Конец НЭПа
4.1 Усиление противоречий
4.2 Свертывание финансово-денежной системы
4.3 Конец НЭПа на селе
4.4 Ликвидация концессий
4.5 Перспективный план
5 Результаты НЭПа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В 1927 г. был получен хороший урожай, но из-за отсутствия товарообмена с городом крестьяне не продавали продукцию. Государство должно было изме- нять политику отношения к селу: либо вводить привлекательные для крестьян экономические условия заготовок, либо применять жесткие чрезвычайные ме- ры для изъятия продуктов. Государство большевиков не могло пойти на смяг- чение экономических отношений города и села (ведь для объявленной ускорен- ной индустриализации необходимо было перекачивать средства из сельского хозяйства в промышленность), оставался только путь репрессий.
Зимой 1927-1928 гг. не были собраны государственные поставки. Для изъятия сельскохозяйственной продукции “временно” были приняты крутые меры: на село посланы 30 тыс. коммунистов (рабочие отряды). Сделав свои выводы, государство начало свертывать потребкооперацию, продолжая созда- вать МТС и колхозы.
По существу НЭП в селе уже кончился, а коллективизация еще не нача- лась.
В 1928 г. крестьяне сократили посевы, многие кулацкие хозяйства самоли- квидировались, и зимой 1928-1929 гг. разразилась катастрофа. Партия приняла решение о реквизициях на селе.
4.4 Ликвидация концессий
К 1928 году советское правительство нашло более эффективный способ развития промышленности, нежели концессии, а именно – заключение индиви- дуальных контрактов с западными фирмами и отдельными специалистами. Запад мог отказывать СССР в кредитах, крупные фирмы — в поставках, но он не мог запретить инженерам ехать в СССР на заработки. Последний договор на концессию был заключен в марте 1930 года с предпринимателем Лео Верке (Leo Werke) - на производство зубоврачебных товаров.
Конец иностранным концессиям положило постановление СНК декабря 1930 г., согласно которого все прежние договоры о концессиях были аннули- рованы (за некоторыми исключениями), а Главконцеском был низведен до уровня совещательного органа. При этом подписанные ранее соглашения о технической помощи оставались в силе.
Однако процесс постепенной ликвидации иностранных концессий нача- лась еще в 1923 г. и продолжался на протяжении всего десятилетия. К концу 1920-х годов в СССР остались только 59 концессий, 6 акционерных обществ и 27 разрешений на деятельность. К 1933 году были ликвидированы все промыш- ленные концессии, а к середине 1930-х - все торговые, кроме датской телеграф- ной концессии, концессий, полученных Японией на рыбную ловлю и разработ- ку угольных и нефтяных месторождений на Дальнем Востоке, и концессии Standart Oil.
В некоторых случаях концессии закрывались по политическим мотивам. Так после убийства в 1923 году в Швейцарии дипломата Воровского было объявлено, что все швейцарские концессии на территории СССР будут закры- ты, и впредь швейцарцы не получат разрешения на коммерческую деятельность в Советском Союзе.
Приняв решение о закрытии иностранных концессий, советская сторона прибегала к силе лишь в исключительных случаях (пример - Caucasian-American Trading and Mining Company, закрытая в 1924 году), предпочитая выдавливать иностранцев со своей территории экономическими методами - с помощью бюрократии, налогов, таможенных сборов, затруднений с вывозом капитала и т.п.
Зачастую торговым концессиям не продлевали контракт. Так немецкую фирму International Warenaustausch Aktiengsellschaft, которая паковала яйца и отправляла их в Германию, в 1929 году уведомили о прекращении договора. Немецкая сторона судилась и выиграла суд в Берлине, но не смогла возместить убытки. В то же время советская сторона создала собственную организацию по экспорту яиц.
Латвийской концессии Richard Kablitz Company, которая имела в СССР 6 заводов по производству бытового и промышленного нагревательного обору- дования и являлась монополистом в этой сфере, запретили вопреки контракту переводить деньги за границу. Впоследствии власти обложили фирму налогом в 300 тысяч золотых рублей, что привело к ее ликвидации. Те же методы при- менялись и в отношении других фирм.
В некоторых случаях для ликвидации концессий использовались такие методы как создание невозможных условий для работы - например, в случае с сельскохозяйственной фирмой Drusag, 90% акций которой принадлежало пра- вительству Германии. В 1929 - 1930 гг. в отношении руководства фирмы вла- стями СССР были инициированы судебные процессы по факту нарушений условий труда, после чего в Drusag были конфискованы автомобили и пишу- щие машинки. На зарплату всех немецких специалистов был наложен допол- нительный 3%-ый налог. Почта за границу перехватывалась.
Аналогичная ситуация сложилась на фабрике фетровых изделий The Novik под Москвой (ликвидирована в ноябре 1929 года) и Tetuikhe Mining Corporation (ликвидирована в декабре 1931 года).
4.5 Перспективный план
Весной 1929 г. после многих необоснованных переделок под давлением Сталина XVI партконференцией, а затем V Съездом Советов был принят пер- вый пятилетний план развития народного хозяйства на 1928-1933 гг. Задачи плана – укрепить обороноспособность, добиться независимости экономики от импорта, полностью вытеснить частный капитал путем создания государствен- ной крупной промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве, начал хозяйственный и культурный подъем республик.
Стержнем плана служила, конечно, ускоренная индустриализация как основа материально-технической базы социализма – планировался рост промышленного производства на 135% за 5 лет. Если за восстановительное пятилетие 1923-1928 гг. капитальные вложения в промышленность составили 4,4 в сельское хозяйство – 15 и в транспорт – 2,7 млрд. рублей, то в пятилетие 1928-1933 гг. соответственно – 16,4; 32,2 и 10 млрд. рублей. Изменилась и структура капитальных вложений – 33% в промышленность против 47% в сельское хозяйство – в планируемой пятилетке по сравнению с 20% против 68% - в предыдущей.
Темпы роста народного хозяйства, заложенные в плане, были явно завыше- ны, поэтому для его выполнения требовались напряжение всех сил страны, с одной стороны, и полная замена экономических отношений административны- ми командами, с другой. Необходимо было построенные централизованной системы управления хозяйством сверху донизу , опиравшийся на юрисдикцию диктатуры пролетариата и уничтожение чуждых пролетариату элементов в обществе. Эти переходные процессы, осуществлявшиеся в 1928-1931 гг., фактически завершились к 1932 году.
Чтобы не возникало сомнений в правильности цифр плана и отчетов о его выполнении, в 1929 г. было ликвидировано ЦСУ, а позже в 1933 г. постановле- нием Политбюро ВКП(б) было запрещено любым ведомствам публиковать ка- кие-либо, кроме официальных изданий Госплана, сведения по итогам пятиле- ток.
5 Результаты НЭПа
В целом НЭПовская экономика представляла собой сложную и неустойчи- вую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыноч-ных элементов имело для большевистского правительства вынужденный так-тический характер, а сохранение административных – принципиальный и стра- тегический. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной социалис- тической экономики, большевики прибегли к использованию товарно-денеж- ных отношений при одновременном сохранении в руках государства “команд- ных высот”: национализированных земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковской системы, монополии внеш- ней торговли.
С точки зрения Ленина, существо НЭПовского маневра заключалось в подведении экономического фундамента под союз рабочих и крестьян, иначе говоря – предоставление известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране многомиллионной массе мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабиль- ность в обществе. Как не раз подчеркивал большевистский лидер, НЭП явля- ется обходным, опосредованным путем к социализму, единственно возможным после провала попытки прямого и быстрого слома рыночных структур в период военного коммунизма.
НЭП сыграл свою решающую роль в восстановлении хозяйства после разрухи, вызванной революцией и Гражданской войной, в создании индустриальных основ народного хозяйства России и других республик СССР. В 1922-1927 гг., то есть за семь лет, производство валовой продукции промыш- ленности выросло более чем в четыре раза, а сельского хозяйства – примерно в два раза. В промышленности прирост производства продукции шел невиданны- ми темпами: 1921 г. – 42,1%, 1922 г. – 30,7%, 1923 г. -52,9%, 1924 г. – 14,6%, 1925 г. – 66,1%, 1926 г. – 43,2%, 1927 г. – 14,2%. Подобные темпы, даже прини- мая во внимание восстановление после разрухи, были рекордными за всю исто- рию страны и уже, видимо, никогда не повторятся.
Народное хозяйство развивалось не строго планомерно, хотя и сбалансиро- вано с точки зрения равновесия всех секторов экономики. Но в концу активного развития НЭП в силу различных экономических и, главным образом, полити- ческих действий советского правительства назревал кризис в промышленности и сельском хозяйстве, усиливалась безработица и социальная напряженность в обществе.
Экономическая эффективность развития оставляла желать лучшего. В промышленности в 1928 г. создавалось прибыли на 20% меньше, чем до войны, на железнодорожном транспорте – в 4 раза меньше, в обеих отраслях вместе – в два раза меньше. Проблему накопления капиталов для индустриализации обос- тряло также то, что законодательно блокировался перелив внутренних частно- капиталистических средств в крупную и среднюю промышленность: частный капитал сюда просто не пускали, Свободные частные средства уходили поэ- тому на черный рынок золотого червонца, и государству было трудно удержи- вать искусственно заданный его уровень.
Безработица не сокращалась, достигнув 1,5 млн. человек. Реальная зарпла- та практически не росла. С осени 1928 г. в городах начали вводить карточки на хлеб.
Надо еще раз подчеркнуть, что НЭП был свернут не только желанием Ста- лина и его ближайшего окружения. Новая экономическая политика не успела проникнуть во все экономические отношения в хозяйстве страны, покончила далеко не со всеми учреждениями и традициями эпохи военного коммунизма. В стране существовали мощные административные и социальные силы, которые не только были заинтересованы в продолжении и развитии НЭП, но были его активными противниками.
С НЭП в промышленность пришел хозрасчет, но он сочетался с сильным административным давлением; государство ограничивало действие рыночных отношений. Не была разработана, несмотря на большую пропаганду, система внутризаводского хозрасчета – его заменяла традиционная система норм, тари- фов, расценок, связавшая заработок не с конечными результатами труда, а с распоряжениями администрации.
НЭП требовал компетентного использования хозяйственных рычагов, а в управленческом аппарате доминировали кадры, привыкшие и умеющие дейст- вовать только административными способами, приказным порядком.
В сохранении НЭП не были заинтересованы и те 30-35% крестьян, которые были освобождены от налога и непосредственно от государства получали раз- ного рода льготы и гарантии. Сохранился в деревне и административно-коман- дный стиль управления. Сельсоветы и волисполкомы свою основную задачу видели в сборе сельскохозяйственного налога и выполнении различных распо- ряжений вышестоящих органов, стремясь контролировать всю деревенскую жизнь, но нисколько не заботясь о помощи крестьянам в подъеме хозяйства, организации хозяйственного и культурного строительства.
С ликвидацией НЭП и переходом к административному управлению было покончено с безработицей, с 1929 года был введен семичасовой рабочий день, а затем пятидневная рабочая неделя. В эти годы были заложены организационно-экономические основы материально-технической базы социализма – ликвиди- рована многоукладность в народном хозяйстве, началась коллективизация, выравнивание производственного развития территорий. Появились новые отрасли производства, необходимые для усиления обороны страны.
В свою очередь ликвидация НЭП, усиление административного управле- ния привели к развалу финансово-экономической системы; исчезли оценки и стимулы экономической эффективности функционирования хозяйства, возник- ла экономическая разбалансированность между секторами экономики, что при- вело к замедлению темпов индустриализации, отставанию сельского хозяйства, снижению обеспеченности населения продуктами и товарами народного потре- бления, появлению отрицательных экономических и социальных явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы была описана новая экономическая по- литика в России. Были представлены знаковые моменты в ходе ее проведения в различных сферах жизни общества, а также в отраслях промышленности и сельского хозяйства. В реферате дана оценка всех аспектов НЭП со всеми плю-сами и минусами. По этому реферату можно получить полное представление о
экономике России 20-х годов, а также сделать выводы, которые помогут лучше понять современные проблемы нашей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Толмачева Р. П. Экономическая история: Учебник. — Т52 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2003. – 604 с.
2 Самохин Ю.М. Экономическая история России: Учебное пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 45с.
3 История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с.
4 http://ru.wikipedia.org/wiki/
5 http://ru.wikipedia.org/wiki/
6 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Иностранные концессии в СССР
7 http://ru.wikipedia.org/wiki/
2
Информация о работе НЭП. Экономика России в 20-е годы XX века