Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:20, реферат
В начале 20-х годов XX века наша страна в крайне тяжелом положении. Первая мировая и гражданская войны, развал старой империи, а также полити- ка военного коммунизма привели Россию на край гибели. Однако всего за нес-колько лет новой власти удалось не только исправить ситуацию, но и по мно- гим параметрам превзойти довоенные показатели в промышленности и сельс-ком хозяйстве. Это позволила сделать новая экономическая политика (НЭП).
ВВЕДЕНИЕ
1 Предпосылки новой экономической политики
2 Ход развития НЭП
2.1 Провозглашение НЭП
2.2 Законодательные меры
2.3 НЭП в сельском хозяйстве
2.4 НЭП в промышленности
2.5 НЭП в финансовой сфере
2.6 Государственное планирование в период НЭП
2.7 Товарооборот и кризисы
3 Расцвет НЭПа и начало индустриализации
3.1 Источники финансирования индустриализации
3.2 Промышленное развитие
3.3 Развитие сельского хозяйства
3.4 Кооперация
3.5 Иностранное участие
3.6 Экономический механизм и государственное регулирование
3.7 Социально-психологический настрой общества
4 Конец НЭПа
4.1 Усиление противоречий
4.2 Свертывание финансово-денежной системы
4.3 Конец НЭПа на селе
4.4 Ликвидация концессий
4.5 Перспективный план
5 Результаты НЭПа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государ- ственные предприятия были денациализированы, другие сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот потолок был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 работников. Частных предпринимателей – владельцев торговых и промышленных предприятий, арендаторов, различных посредников насчитыва- лось 1925 году 1,3 миллиона человек (1,5% населения страны); преобладающая часть нэпманов составляли мелкие предприниматели, сравнительно крупных торговцев и промышленников было около 74 тысяч человек. В целом на долю частного сектора в период НЭПа приходилось от одной пятой до четверти промышленной продукции, хотя общий размер частного капитала был меньше чем в 1913 году в 14 раз.
Были изменены тарифы оплаты труда. Вместо всеобщей уравниловки включались механизмы экономического стимулирования. Были сняты ограни- чения для увеличения заработков при росте выработки, ликвидированы трудо- вые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограниче- ния на перемену работы.
Серьезнейшей в тот момент была проблема восстановления промышлен- ности и вывода ее на довоенные рубежи. Сложность этой проблемы усугубляя- лась, с одной стороны, массовой безработицей, для ликвидации которой нужно было как можно скорее запускать остановленные предприятия. Но, с другой стороны, у правительства не было денег на финансирование восстановительных работ. Наряду с этим ограниченность сырьевой базы также не позволяла форси- ровать ввод остановленных производств. Учитывая это, ВСНХ стремился кон- сервировать многие недействующие предприятия с тем, чтобы высвободить финансовые ресурсы и сырье для ограниченного круга наиболее насущных производств. Это вело к повышению концентрации промышленности.
Среднегодовой прирост промышленности составил в 1921-1926 годах 41%. Крупнейшие государственные капиталовложения направлялись в энергетику и добычу сырья. Частный капитал составлял до трети капиталовложений в произ- водство товаров. Иностранный капитал составлял лишь 0,4% и использовался практически только при получении концессий, которые достигли наибольших масштабов в 1925-1926 годах.
Если в период максимального падения производства в 1921 году выпуск чугуна составлял всего 3%, стали – 5%, а продукции машиностроения – менее 10% довоенного выпуска, то к концу 1924 года производство черной металлур- гии в целом поднялось до 20%, цветной металлургии – до 10-11%, машиностро- ения – до 37%, а в 1926 году выплавка стали достигла 67,6%, чугуна – 52,2%, выпуск машиностроительной продукции – около 50% уровня 1913 г.
Выработка на одного работающего в 1921 году была в 2,5 раза ниже, чем в 1913 году. К концу 1924 года она поднялась до 41%, а концу 1925 года подошла вплотную к довоенному уровню.
Конечно, развитие промышленности в России в те годы было не сравнимо с европейским уровнем, не говоря уже о США, тем не менее, промышленность к 1925 году уже функционировала в достаточной мере, чтобы мог формировать- ся рынок товаров.
2.5 НЭП в финансовой сфере
Основу любого рынка составляет, как известно, стабильная денежная сис- тема, которой в начале 1921 г. практически не было; новая денежная система была разработана группой специалистов во главе с профессором А.С. Юровс- ким и реализована к 1924 г. под руководством наркома финансов Г.Я. Соколь- никова – большевика с блестящим европейским образованием, происходившего из богатой купеческой семьи. Долгие годы в стране замалчивалась роль профес- сора Л. Н. Юровского в разработке концепции этой реформы, его вклад в тео- рию финансового оздоровления экономики. Научные взгляды Л. Н. Юровского формировались еще в дореволюционный период под влиянием известнейших российских экономистов с мировым именем – М. И. Туган-Барановского, П. Б. Струве, А. А. Чупрова. Подвергнув в работе "Очерки по теории цены" критике теорию предельной полезности западных ученых, Юровский сосредоточил внимание на теории равновесия обмена. В теоретических дискуссиях 1920-х гг. о путях построения социализма в стране он стремился объединить теорию с практикой. Взамен понятия "предельная полезность" он ввел понятие “предель- ной покупки" и "предельного покупателя". А теорию равновесных цен увязал с уточнением понятий статического и динамического равновесия. Со статисти- ческим равновесием все было ясно – оно существовало в условиях устойчивого и гармоничного проявления спроса и предложения. Но динамическое равнове- сие было всегда неустойчивым. В этой связи Юровский еще в 1919 г. в работе "Очерки по теории цены" предлагал изучать теорию хозяйственной эволюции и хозяйственных циклов. Л. Н. Юровский в одной только этой статье предсказал развитие в 1920—1930-х гг. многих направлений экономической мысли, в том числе теорию несовершенной конкуренции.
Очень серьезно ученый относился к вопросу о невиданной прежде в мировой практике Нового времени, концентрации средств производства в руках советского государства и монопольном его положении на рынке. Он отчетливо осознавал опасность плановых мероприятий, идущих вразрез с требованиями рыночного равновесия. Предлагал различать два вида хозяйственных планов: 1) выступающих в форме регулирования рынком и 2) планов по выполнению различных хозяйственных заданий при нарушении равновесия. Автор выступал за долговременное "динамическое равновесие". Одновременно Юровский высказывал надежду, что возникновение экономических кризисов можно будет предупредить путем использования государственных ресурсов для локализации отдельных хозяйственных диспропорций.
В связи с партийно-правительственным курсом, проводимым с конца 1917 г. до весны 1921 г. на свертывание товарно-денежных отношений и заме- ны этого важнейшего процесса товарообменом, необходимо было при переходе к нэпу и "оживлению капиталистических элементов в городе и деревне" создать почти заново эффективно действующую денежную систему. Л. Н. Юровский явился одним из главных организаторов денежной реформы 1922—1924 гг. Обосновывая закономерный характер денежной реформы, он исследовал исто- рию деградации системы денежного обращения России, начало которой было положено еще в ходе первой мировой войны.
Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн. руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 рублю новых совзнаков. В основу новых рублей был поло- жен червонец, который приравнивался к 10 рублям образца 1913 года и содер- жал 7,74 г чистого золота. Было введено параллельное обращение обесценива- ющихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червон- цев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валю- той и легко реализуемыми товарами.
Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансиро- вания дефицита государственного бюджета, вызванного экономическими труд- ностями. Их удельный вес в денежной массе неуклонно сокращался с 94 % в феврале 1923 г. до 20 % в феврале 1924 г. От обесценения совзнаков большие потери несло крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продук- тов, и рабочий класс, получавший заработную плату в совзнаках. Для компен- сации потерь рабочего класса использовалась бюджетная политика, направлен-ная на повышение обложения частного сектора и уменьшение обложения госу- дарственного сектора. Увеличивались акцизы на предметы роскоши и снижа- лись или вовсе отменялись на предметы первой необходимости. Большую роль в поддержке стабильности национальной валюты в течение всего периода НЭП играли государственные займы. Однако угроза торговой смычке между горо- дом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке.
Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюд- жетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отме- нённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими обязательствами достоин- ством 1,3 и 5 рублей в течение полутора месяцев. Формально новые деньги не были связаны с червонцем так как их выпускало казначейство а не Госбанк. Однако было установлено твердое соотношение между казначейским рублем и червонцем – 10 рублей =1 червонцу, что соответствовало золотому содержанию рубля в 0,774234 г. чистого золота. В 1924 г. совзнаки обменивались на новые деньги в соотношении 1 рубль 1924 г. за 50 тысяч совзнаков 1923 г. или 50 млрд. рублей прежних образцов.
Бумажные червонцы никогда не обменивались на золото во внутреннем обороте, хотя подготовка к этому велась: в 1923 и 1925 годах чеканились совет- ские золотые монеты, в точности, соответствовавшие царскому золотому стан- дарту 8,6 г. золота 900-й пробы, хотя в реальный оборот они не поступали, ос- таваясь участниками лишь биржевых и банковских операций.
Официально вся масса бумажных червонцев обеспечивалась золотом, пла- тиной, валютой из резервов Госбанка лишь на четверть, одноко реальная норма обеспечения в 1924-1925 годах была на уровне 30-40%. В условиях отсутствия непосредственного обмена червонцев на золото их твердый курс объясняется скорее всего не золото-валютными запасами, а бездефицитным бюджетом. Ми- нистерство финансов проводило жесткую политику с целью накапливания государственных резервов и стабилизации курса рубля. Для этого специальным правительственным декретом была запрещена внеплановая эмиссия.
В 1925 советский червонец официально котировался на биржах ряда стран (в том числе Австрии, Турции, Италии, Китая, Эстонии, Латвии, Литвы), а опе- рации с ним проводились в Великобритании, Германии, Голландии, Польше, США и многих других странах.
С выпуском серебряной и медной разменной монеты и обменом совзнаков была создана стабильная финансово-денежная система. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля – 1,94 рубля за американский доллар. В 1925 г. советский червонец стоял на Лондон- ской бирже стабильнее фунта стерлингов и доллара.
В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учёту и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затруд- няло банковский контроль.
В октябре 1921 г. был воссоздан Государственный банк, начавший креди- тование промышленности и торговли на коммерческой основе. Восстановление товарно-денежных отношений сопровождалось сложным и длительным процес- сом денатурации хозяйственных связей и оплаты труда. В 1922-1923 годах вслед за Государственным, начали создаваться и коммерческие банки – Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, акционерное общество «Электрокредит» для кредитования электрификации, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные ком- мунальные банки, преобразованные с 1926 г. в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованная в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.
В 1921-1925 годы происходило формирование новой финансовой и нало- говой системы, что позволило создать устойчивые и достаточно емкие источ- ники пополнения госбюджета. Если до НЭП основным источником покрытия государственного дефицита служила денежная эмиссия, то с 1921 г. началось восстановление налоговой системы.
К 1923 г. сложилась следующая система налогов. К прямым налогам отно- сились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентный налоги гербовый сбор и другие пошлины. Косвенные налоги включали акцизы и таможенное обложение.
Прямые налоги служили орудием финансовой политики – рычагом пере- распределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов. Одновре- менно они становились существенным фактором роста доходов бюджета. В 1922-1923 годах прямые налоги давали 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923-1924 годах – 45%, в 1925-1926 годах – 82%. Крестьяне платили сельхозналог, размер которого зависел от количества и качества земли и скота. Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия. Ставка их равнялась в среднем 1,5% с торгового оборота, варьируясь по отрас- лям – в пищевой промышленности он составлял от 1,5 до 2%, на предметы роскоши – от 2 до 6%. Сюда же присовокуплялся патентный налог.
Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-имущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица – товарищества, акционер- ные общества. Поимущественное обложение представляло прежде всего налог на капитал. Таким образом, доходы участников акционерного общества облага- лись дважды: сначала совокупный налог, а затем выплаченные дивиденды. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обло- жения, но платили подоходный налог в размере 8%.
Существовали также более 10 косвенных налогов на определенные проду- кты. В 1922-1923 годах эта система подверглась большим изменениям. Так, в 1922 году акцизом были обложены табак, спички, пиво, квас, фруктовые воды, кофе, чай, соль, нефтяные продукты. Финансовое законодательство постоянно находило все новые объекты обложения. Особенно страдал от налогов частно- предпринимательский сектор. В 1924-1925 годах разные виды обложения отнимали у него 35-52% всего дохода.
Одновременно правительство проводило жесткие меры по экономии расходов. Так, штаты государственных организаций и учреждений, финансиру- емых из бюджета, насчитывающие в 1921 г. 5,7 миллионов сотрудников, в 1924 г. были сокращены до 1,1 миллиона. Также были уменьшены военные ассигнования. В связи с окончанием Гражданской войны значительно сократил-ся личный состав Красной армии. Максимально ограничивались система пайко- вого снабжения партийной номенклатуры, финансирование партийных ателье, санаториев, продуктовых распределителей. Даже в ассигнованиях на ГПУ учитывалась каждая копейка.
Информация о работе НЭП. Экономика России в 20-е годы XX века